Я толстая, и ты меня не любишь! – о расстройствах пищевого поведения

main_img

Я уже писала не раз о Депрессии 
и Тревожных расстройствах,
детских Травмах,
Одиночестве  и социальной дезадаптации,
о вреде стресса и мерах его профилактики.

Безумное время!

Не пора ли всерьез поговорить о расстройстве пищевого поведения.
Что это? Блажь… Отсутствие характера… Или заболевание?

Легко сказать: "Прекрати это делать". К сожалению, люди, которые так говорят, понятия не имеют, что конкретно переживает тот, кто зависим от еды. Вернее, дело не в еде.

Пищевые расстройства - это история не про еду. Как правило, это история про контроль, доверие и границы контакта, и сама проблема началась задолго до того, как человек сумел освоить нож и вилку.

Понятие «Ранняя привязанность» между младенцем и матерью характеризует обоснованный эволюцией человека и разумный стиль воспитания. Однако не всегда современные женщины могут позволить себе носить повсюду ребенка, сохраняя телесный и эмоциональный контакт. Те, кто в детстве испытал нарушения ранней привязанности, позже сталкивается с ощущением телесной неудовлетворенности, которые они компенсируют едой и беспорядочным поведением в приеме пищи.

Часто таким людям свойственны следующие проявления:

  • Негативное или искаженное представление о своем теле;
  • Проблемы социализации;
  • Зависимость от еды/навязчивые мысли, связанные с ней;
  • Сильные эмоциональные расстройства, такие как гневливость, тревожность или депрессия, нередко в сочетании с периодами эмоциональной опустошенности или отсутствием эмоционального реагирования;
  • Проблемы со сном;
  • Интенсивный страх набора веса;
  • Нарушения менструального цикла;
  • Нарушения ритма сердцебиения;
  • Чувство холода (часто мерзнут).

При Анорексии, как правило, подразумевается отказ от пищи или голодание.
Булимия побуждает переедание и затем с помощью слабительных или рвоты стремление быстрее освободиться от всего съеденного.

Понятие «Запойное переедание» также имеет в основе искаженное представление о собственном теле, озабоченность едой и эмоциональные проблемы. По сути, это схоже с алкоголизмом в использовании еды как средства утешения. Страдающие перееданием часто едят быстро и в одиночку, до состояния сильного физического дискомфорта.

После этого ощущение давления в буквальном и переносном смыслах вызывает «переполнение чувством стыда», побуждающее рвотные позывы, чтобы любым способом освободиться от тяжести. Во всех этих случаях можно говорить о переживании глубокого бессознательного стыда, сконцентрированного на отношениях с пищей, но не к пище как таковой.

Сегодня миллионы людей страдают расстройством пищевого поведения, большинство из которых - это женщины. Также существует мнение, что психологические механизмы, участвующие в пищевых расстройствах, сходны с аутоагрессией.

С чего все начинается?

Надежная привязанность матери и ребенка в младенческом возрасте имеет первостепенное значение для обучения детей тому, как справиться со своими эмоциями. Люди рождаются с незрелой нервной системой, и младенцы могут полагаться только на родителей или опекунов, чтобы те помогли им расслабиться и успокоиться, удерживая их в объятиях и терпеливо и последовательно отвечая их потребностям.

Когда дети предоставлены самим себе, они не могут научиться этому. Кто-то может усвоить правило «Держи эмоции в себе!» и лишь казаться спокойным, но реальный контроль над чувствами не может осуществляться таким образом.

Однако, такой способ контроля над возбуждением приводит к удерживанию дыхания. Человек начинает ощущать возбуждение и тут же сжимает мышцы, загоняя диафрагму в практически неподвижное состояние – вроде не дышу, значит исчезаю, становлюсь незаметным. Так образуется «мышечный панцирь» по Райху, сопровождаемый сильными тревожными расстройствами.

Нет ничего страшнее для детей, чем отсутствие значимого взрослого, который «примет» их сильное переживание. В любое другое время в истории человечества в одиночку ребенок не смог бы выжить. Таким образом, у нас сформировано врожденное стремление к единению ...и сильнейший стресс на одиночество. Это нормальная и предсказуемая реакция.

Если вы хотите вырастить неуверенного в себе ребенка, то достаточно сделать так, чтобы его воспитатели были постоянно недоступны или не реагировали должным образом на его нужды:

  • не кормили, когда он голоден,
  • не обнимали и не держали на руках, когда он боится
  • или не переворачивали малыша, когда ему физически неудобно.

Несогласованность ухода за младенцем в спорах между родителями «избалован – не избалован», жестокое обращение, безнадзорность или травмы нарушают базовое чувство безопасности, формирующееся на этапе ранней привязанности.

Уход не обязательно должен быть идеальным. Он просто должен быть достаточным для того, чтобы ребенок усвоил, что его потребности будут удовлетворены, что всегда будет кто-то, кто поможет ему выжить, когда его чувства становятся слишком сильными и пугающими. Благодаря этой связи дети постепенно учатся справляться с эмоциями самостоятельно.

Это очень важно, так как нарушенные эмоциональные и телесные связи могут вызывать стыд. Ребенку свойственно подумать “я плохой”, так как это гораздо безопаснее, чем мысли “мои родители ненастоящие или пугающие”. Вот почему стыд и чувство вины являются такой распространенной характеристикой в случае раннего нарушения эмоциональной связи и безопасности в привязанности.

Стыд позволяет детям избежать ужаса, что родители могут быть опасными. «Они несовершенны, но они безопасны, а проблема во мне» - вот что он принимает с готовностью. И эта безопасность, выраженная в стыде, часто остается на протяжении всей жизни, пока не найдет своего функционального разрешения.

Исследования людей и животных

Недавние исследования указывают на то, что вопросы, связанные с ранней привязанностью и страхом разлуки, могут приводить к неупорядоченному поведению в еде. На основании исследований, опубликованных в "Британском журнале клинической психологии", женщины с расстройством пищевого поведения имеют высокие показатели поводов для тревожности в детском возрасте. Эти наблюдения подтвердили результаты более ранних научных исследований, которые связывают анорексию и булимию с нарушениями ранней привязанности.

Неуверенность делает людей более чувствительными к публичному позору и возможной конкуренции, что вызывает неверие в собственную привлекательности и восприятие себя "недостойной" из-за отсутствия чувства безопасности.

При этом исследования, представленные в Институте Дарвиновской психиатрии, отмечают, что чрезмерная потеря веса, свойственная анорексии, может быть определена эволюционными задачами. Когда конкуренция за партнера воспринимается чрезмерно высокой, то самооценка настолько падает, что я не верю, что смогу конкурировать за партнера. В таком случае находится механизм приспособления - отложить размножение, остановив менструальный цикл или «став незаметной», скрываясь в крайней худобе.

Многие видные исследователи полагают, что ранние стрессовые реакции позже влияют на гормональную регуляцию. Количество стрессовых гормонов, производимых в начале жизни, приучает организм к тому, сколько он будет должен производить в дальнейшем.

Если среда, в которой растет детеныш животного, является высоко стрессовой либо предполагает, что родители не находятся рядом, организм производит большее количество гормонов стресса в целях выживания. Это нужно, когда животному необходима бурная реакция на стресс, чтобы успешно убегать от тигров.

Такая дьявольская смесь из гормонов создает высокий дискомфорт и затрудняет контроль эмоций. Нежное прикасание и материнское тепло способствуют сбросу избытка гормонов стресса, которые при высоком содержании влияют разрушительно на весь организм.

Что происходит, когда люди, склонные к депрессии и тревожности, лечатся голоданием?

Питание, как процесс дающий удовольствие и успокоение, приносит временное избавление от тяжелых переживаний. Однако неупорядоченное питание само по себе становится причиной новых эмоциональных проблем. Это приводит к замкнутому циклу тревоги, стыда и неудовлетворения. Недоедание, как и переедание, могут усиливать депрессию, тревожность и навязчивые мысли. При этом опыт показывает, что симптомы депрессии и других психических расстройств остаются даже после нормализации веса.

Голодание может вызвать проблемы в других системах организма, в том числе и эндокринных, что дополнительно усилит депрессию. Женщины с расстройствами пищевого поведения переносят тревожность и депрессию гораздо тяжелее, чем среднестатистические люди в целом. Когда дает сбой эндокринная система, могут укорениться дополнительные депрессивные реакции.

Почему возникает одержимость едой?

Многие женщины хорошо освоили науку быть недовольными собственным телом:

  • критика со стороны матери,
  • воспитание в стиле сравнения с навязанным идеальным образом,
  • реакция на сверстников, которые дразнили и вызывали неприятные переживания,
  • социальные искажения представлений о женской красоте и стыде…

Все это может вызывать навязчивые мысли «Я жирная уродина».

Большинству людей страшно подумать, что они не такие, как остальные. Но на базовом уровне процессы адаптации к стрессу развиты гораздо лучше у тех людей, которые в состоянии справиться со своими эмоциями, чего нельзя сказать о тех, кто столкнулся с проблемой ранней привязанности.

Что делать?

Наиболее эффективным будет комплексный подход, чем что-то одно. Нет универсального рецепта, и невозможно рекомендовать только обратиться к врачу по поводу физического здоровья и гормональной регуляции или читать книги и посещать психолога для работы с неупорядоченными мыслями и чувствами.

Комплексный подход включает

Читайте об этом и многом другом в статьях по ссылкам.
Понимание сути вопроса приближает к решению самого вопроса. 

Энергия, которая сейчас уходит на борьбу со своей тревогой, высвободившись из этого замкнутого круга, послужит достижению ваших желаний и потребностей, преобразит восприятие себя и мира и даст возможность изменить отношения с едой и окружающими людьми.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ