- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Может быть, ребенок «подружился с алкоголем» как-то не очень заметно для родителя. Может быть, укрепление отношений с алкоголем произошло вопреки всем усилиям родителей оторвать подростка от него. Как бы то ни было, с этим все ещё нужно что-то делать.
Родители, чьи уже подросшие дети регулярно употребляют алкоголь, совершенно естественно пребывают в постоянной тревоге и могут испытывать некоторое бессилие. А может, и полное отчаяние. Тем не менее, ещё не всё потеряно, и ситуация все ещё требует от родителя решительного участия.
Раз попытки вразумить слишком осмелевшее чадо разговорами о важном, запретами, наказаниями и угрозами не принесли результата, значит надо применять другие методы. Чтобы понять какие – надо разобраться в ситуации.
Самая банальная причина, по которой подростки привыкают к алкоголю – это компания, в которой принято проводить время за алкоголем. Есть даже такой феномен – групповой алкоголизм. При нем желание употребить алкоголь появляется у подростка только, когда он вступает в контакт с членами группы, в которой обычно употребляет спиртное. Если он не контактирует с ними – тяги нет.
Со сверстниками подросток:
Правда, «вполне возможно», ещё не означает «гарантированно». Есть ряд причин подростковой устойчивой тяги выпить, которые не решаются разрывом контактов с алкогольной компанией.
И вот они:
В этих случаях разогнать компанию недостаточно. Подросток может продолжать употребление и в другой компании, а может и один.
Если родители разводятся или постоянно скандалят – это очевидный фактор, который мог повлиять на привычку подростка к алкоголю. А вот все остальные факторы не так уж очевидны. Ребенок может считать напряжённой обстановку, которую родители считают обычной.
Например, если родитель давящий, властный, вспыльчивый и запрещает ребенку иметь свое мнение и высказывать его – ситуация будет напряжённой для ребенка, но не для родителя. Поэтому надо ещё постараться увидеть это слепое пятно.
Далее приведу признаки, по которым можно опознать возможную проблему.
Напряжённая ситуация в семье:
Алкоголь как семейная традиция:
Алкоголь как анестезия после потрясения:
Алкоголь как средство облегчения симптомов психических расстройств:
Алкоголь как способ освободить свое альтер-эго:
Родители сами являются взрослыми детьми алкоголиков:
Возможные варианты действий на основе анализа ситуации
Если так вышло, что по тем или иным причинам обстановка в семье напряжённая и изменить ее физически пока никак нельзя (нельзя сейчас уйти от мужа-абьюзера, нельзя переехать в квартиру побольше), то задача родителей - стараться меньше вкладываться в это напряжение.
Основная проблема может сохраняться, но вот количество мелких конфликтов значительно снизится, даже если один из членов семьи перестанет подпитывать их своей энергией в прежних количествах.
Родители при этом не должны «молча терпеть» происходящее. Это не поможет. Потом все равно случится всплеск эмоций. Гораздо лучше перенаправить сэкономленное напряжение на заботу о себе.
В любой остановке можно остановиться и посчитать хотя бы до 30. Можно найти пару минут за день и заполнить пару страниц мыслями и чувствами. Можно найти пару мгновений и сказать самому себе слова поддержки.
Стоит исследовать это семейное напряжение: какое оно, почему оно появилось, какие роли у членов семьи в нем? Может быть такое, что вся семья в напряжении из-за властного отца или финансовых проблем. А может быть такое, что самые напряжённые отношения у отца с одним сыном, а другой вроде и ни при чем, тем не менее – именно он сейчас расслабляется с алкоголем.
Если записывать все конфликты в тетрадку, рано или поздно получится проследить закономерность.
Хорошо, если члены семьи разговаривают о происходящем и могут высказаться. Тогда обязательно стоит спросить их мнение и сложить все версии в общую картину.
Употребляя алкоголь, подросток привлекает внимание семьи к тому, что что-то в ней не так. Взрослым может казаться, что основная проблема в подростке и его вредной привычке потому, что другая, более крупная проблема давно замылилась и стала привычной.
По возможности надо стараться минимизировать конфликты при помощи уважения к себе, своим границам, а также к другим и их границам. Это как будто бы сложнее, чем просто убраться в комнате подростка или досмотреть его вещи. Но постепенно это сделает обстановку в семье более спокойной. Важно не только снизить свои реакции на происходящее, но и учиться более здоровой коммуникации и сосуществованию.
Если взрослые сами не считают частое употребление алкоголя проблемой, объяснить это подростку вообще будет проблематично. По его ощущениям он уже практически взрослый, почему бы ему не употреблять?
Проблема в том, что он не взрослый, со всеми вытекающими. Чтобы помочь подростку отказаться от вредной привычки, и семья должна снизить количество алкоголь в жизни. Даже если при этом никто никого не считает алкоголиком.
Стоит проанализировать: а члены семьи вообще умеют заботиться о своем состоянии здоровыми методами? Стоит понять, почему они не пользуются ими, если умеют. В этой ситуации ребенок точно так же является просто зеркалом, в котором отражается общесемейная проблема.
Частое употребление алкоголя говорит о том, что взрослые не очень умеют жить без него, а если умеют – почему-то не хотят. Анализ характеров членов семьи, склонных употреблять алкоголь обильно, может многое рассказать о том, почему алкоголь занимает такую важную роль в этой семье.
Если таким способом подросток справляется с потрясением – стоит постараться поддерживать его так, как ему это нужно. Родитель может поддерживать ребенка так, как понимает поддержку сам, но она может не давать эффекта.
Если о потрясении родителю известно – надо понять, что это за потрясение и уже относительно этого стараться помочь ребенку адаптироваться к новой реальности. Например, если это смерть близкого – надо помочь ребенку научиться жить с мыслью, что этот близкий погиб, но жизнь не закончилась.
Если это потеря мечты – надо помочь ребенку найти новую, более адекватную реальности.
Главное, что стоит понимать: если нужно помочь кому-то пережить что-то тяжёлое – первое, что стоит делать - слушать внимательно, признавать переживания этого человека важными. Только в этом случае человек будет готов воспринять какие-то новые мысли. И то, они должны быть ему по силам. Если человек прямо сейчас разбит горем – звать его веселиться это практически насмешка, а не помощь. Чтобы помочь ребенку пережить его потрясение, надо поверить в то, что его переживания настолько катастрофичны. А уже из этой веры, как взрослый, искать выходы.
Если о потрясении взрослому ничего не известно, но в характере и поведении ребенка есть явные перемены – стоит обратиться к специалисту. Тут может быть и страх рассказать взрослому, а может быть и защита психики, которая вообще стёрла произошедшее из осознанной памяти подростка.
Можно понаблюдать за подростком. В его поведении могут быть скрыты мелкие подсказки, о том, что именно так повлияло на него. Например, если девушка резко начала носить закрытую одежду и потеряла интерес к косметике и парням – вполне возможно, она пережила сексуальное насилие.
Даже какие-то едва уловимые реакции могут стать подсказкой. Например, упорное избегание некоторых тем в разговорах. Но все же лучше пусть этот ребус разгадывает специалист.
Родитель со своей стороны при этом может показать, что его сердце раскрыто, а он сам может и хочет помочь решать возможные проблемы. Если у ребенка будет надёжная опора, он перестанет нуждаться в утешении алкоголем.
Если ребенок демонстрирует признаки психических отклонений, это не всегда замечается родителями так, как должно быть. Они могут считать, что «просто такой уж он родился». Они могут сами обладать схожими отклонениями или отклонениями комплиментарными и не замечать ничего такого уж необычного.
Если у деда было пограничное расстройство личности, у отца тоже, то, вероятно, оно будет и у сына. При этом отец может считать себя здоровым человеком, хотя и признавать свои отличия от окружающих.
Проблема в том, что рядом с психически нездоровыми людьми часто находятся созависимые партнёры – это усугубляет общую обстановку. У созависимой матери и отца с ПРЛ рождается сын с ПРЛ. Совершенно закономерно, что он «сходит с ума» возможно даже сильнее, чем отец когда-то.
Если у ребенка есть некоторые переживания и стремления, которые другим членам семьи сложно понять и принять, которые вызывают конфликты – это и вызывает душевную боль, которую он снимает алкоголем.
Первое, что нужно сделать – понять, с чем родителям приходится иметь дело. Самое простое – это пройти обследование у психолога. Но можно так же пройти всем доступные тесты на депрессию и прочие заболевания, для начала. Психолог так же вполне может ошибиться, поэтому лучше простой обследование у нескольких разных специалистов.
Далее – психотерапия для самого подростка, возможно, поддерживающая терапия для членов семьи. Возможно, медикаментозное лечение.
В этой ситуации родителям не стоит стыдиться того, что у них в семье человек с ментальными проблемами – это очень распространенное явление. Во многих случаях при правильной помощи человек с такой проблемой полностью адаптируется к жизни и практически ничем не отличается от людей без ментальных проблем.
Родители могут создать нужную для адаптации среду в семье, если будут достаточно информированными и будут готовы отказываться от некоторого, вредящего конкретно из ребенку поведения.
Часто развитие расстройства – это попытка достучаться до родителей, которые, мягко говоря, заигрались в жизнь. Тревожно-депрессивное расстройство для подростка – единственный способ показать матери и жене лудомана с 20-летним стажем, что в семье есть огромная проблема и с ней надо уже что-то сделать. В этом смысле расстройство одного из членов - даже некоторый шанс на лучшую жизнь для всех членов семьи. Он может открыть им глаза на реальность и побудить их меняться и исцеляться.
Бывает и так, что расстройство развивается по причинам «в которых родитель не виноват». Например, ребенок пережил сексуальное насилие в детстве, а теперь страдает ожирением и булимией. А мать даже не знала об этом. В этом смысле все равно, кто виноват в произошедшем. Главное – кто сможет взять на себя ответственность и справиться с этим.
Когда подросток с ментальной проблемой начинает адаптироваться к реальности, необходимость в алкоголе снижается и отпадает. В итоге подросток сам признает, что алкоголь - весьма сомнительный способ справляться с душевной болью.
Но до этого осознания ему придется пройти долгий путь.
Если так вышло, что ребенку не дали возможности проявлять себя таким, какой он есть (или он сам поверил в то, что ему нельзя проявлять себя) – стоит пересмотреть свои взгляды на эту ситуации и родителям, и ребенку.
Конечно, поведение подростка под алкоголем может гипертрофированно выражать заблокированных часть личности – надо ведь успеть побыть самим собой за все время, когда пришлось сдерживаться и ещё на какое-то время на будущее. Когда же появится пространство, где можно быть самим собой и разным, потребность выражаться так ярко и часто пропадет сама собой.
Например, подросток может выпивать и становится очень агрессивным. Если ему дать право сердиться вовремя, он не будет накапливать злость в таких количествах.
Конечно, если в семье злость под общим запретом или запрет на злость лежит только на подростке, будет крайне непросто позволить ему выражать злость активнее. Будет сложно справляться и с тем, что на первых порах словно прорвет плотину и наружу будет выходить злость, накопленная годами.
Однако, с этим придется мириться. До сих пор, свои переживания подросток вымещал где-то на стороне, когда на самом деле ответственность семьи помогать ему в этом.
Важно помнить, что для любой практически склонности можно найти социально приемлемую форму. Возможно, ребенку нужно помочь в этом.
Так же, поведение под алкоголем, которое расстраивает родителя, может скрывать под собой весьма неожиданную правду. Например, девушка, не разборчивая в половых связях на самом деле ищет не секса – она ищет душевного тепла, хотя сама не знает об этом. Разобраться в этих хитросплетениях, конечно же, проще при помощи специалиста.
Если родители сами являются взрослыми детьми алкоголиков, им ничего не остаётся, как признать, что алкоголь до сих пор влияет на их жизнь, хотя они сами не употребляют. Для взрослых детей алкоголиков существует специальная программа – 12 шагов для ВДА. Она подробно рассматривает все проблемы, свойственные таким людям и даёт конкретные способы борьбы с ними.
Основная проблема взрослых детей алкоголиков – это внутренне напряжение и сложности с адаптацией в этом мире. ВДА скорее изображают, что живут, чем живут. Это напряжение передается и детям детей алкоголиков. Только, если взрослые дети алкоголиков знают, откуда это напряжение, внуки алкоголиков находятся в мучительном неведении.
Кроме работы над собой, родители так же должны рассказывать и детям, какую роль алкоголизм других людей сыграл в их жизни. Работа по 12 шагам для взрослых детей алкоголиков уберегут внука алкоголиков от многих проблем в жизни.
Таким образом, привычка к алкоголю у подростка может говорить о других, пока не очевидных проблемах. Бороться с ней в этом случае – снимать симптом. Когда же решается основная проблема - алкоголь становится ненужным.
Подборка статей: Освобождение от созависимости
Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи.