Родовая травма – унижения: как она формирует маску «Мазохист». Психологический разбор сценария

main_img

Жертвам часто говорят:

«Ты не решаешь эту проблему, потому что тебе нравится страдать! Ты мазохист!»

Но жертвы не получают удовольствия от страданий. Они искренне верят, что ничего не могут изменить. Это не имеет ничего общего с мазохизмом.

На самом деле мазохист – это человек, постоянно ищущий страданий. Но не потому, что любит страдать, а потому что считает, что должен быть наказан, должен заслужить право получать удовольствие.

Часто его удовольствие сопряжено со страданием, отсюда убеждение что мазохистам нравится страдать. Они получают облегчение, если им удается избавиться от внутреннего напряжения через наказание – вот откуда такое предубеждение.

Некоторые виды удовольствия тесно связаны со страданиями – например, любовь к недоступному объекту или любовь к сладкому при лишнем весе.

В дальнейшем, когда я буду использовать термин мазохист,
помни, что я имею в виду человека, который страдает от унижения
и носит МАСКУ мазохиста, чтобы избежать страдания, избежать переживания той боли, которая у него связана с унижением.

На самом деле не так уж важно, как именно человек склонный к мазохизму страдает.

Важна суть мазохизма: это воспроизведение ситуации из детства, где ребенка унизили за то, что он ощущал как приятное, естественное, или незначительное. А оказалось, что он совершил почти преступление в глазах родителей.

Например:

  • Ребенка ругают за лишний вес, с которым он на данный момент ничего не может сделать сам. Его стыдят за сопутствующие лишнему весу признаки: отдышку, потливость, медлительность.
  • Ребенка ругают за неопрятность так, как будто это преступление. Он крепко запоминает: быть неопрятным мерзко, настолько мерзко, что даже дорогая мама превращается в фурию, когда видит неопрятного ребенка.
  • Ребенка ругают за аппетит, в то же время он может заедать какие-то психологические проблемы и даже страдать пищевым расстройством.
  • Ребенка ругают за проявления сексуальности (первые попытки мастурбировать или даже за то, что у него появляются первые признаки мужественности или женственности)
  • Ребенка ругают за вещи, естественные для детей, но мешающие взрослым (За испачканный выходной костюмчик прямо перед праздником, за шум в детской, пока отец работает, за детские желания, когда у семьи проблемы с деньгами).

Травма униженного формируется не из-за конкретных обстоятельств, а из-за того, что родитель стыдит ребенка, потому что сам испытывает сильный стыд.

Родители мазохистов стремятся соблюдать нормы любой ценой. Для матери гораздо важнее, чтобы ребенок не пачкал костюм, чем его самочувствие. Если ребенок чистый, ей не будет стыдно.

Часто родители мазохистов исповедуют какое-то строгое религиозное верование. Это или какое-то малопопулярное учение, или самая жесткая выжимка строгих правил из классических учений.

В этом случае они стыдят ребенка за греховность, а в нее уже входит все, что можно посчитать постыдным: сексуальность, любовь к еде, непочтение к родителям, нескромность, плохая учеба и даже дурные мысли.

Чтобы справиться со стыдом, которым его заразили родители, ребенок может сформировать - МАСКУ мазохиста.

С этой маской человек, убеждён в своей ущербности. Он уверен, что свое право на счастье, удовольствие и радость он еще должен заслужить.

В детстве его судьи – его родители и/или бог. И для них он почти всегда оказывается все ещё недостойным.

Мазохист привыкает, что он почти всегда недостоин и так и живет – стараясь заслужить редкое удовольствие.

Во взрослом возрасте ему не обязательно, чтобы родители контролировали его. Их строгие голоса всегда будут звучать в его голове.

Окружающие будут играть роли его родителей, обвиняя, унижая и наказывая его, как в детстве.

Тело

Мазохист ощущает себя слишком маленьким, незаметным, неважным. Он старается занять побольше места в пространстве – становясь толстым.

У него мощная спина, потому что ему надо везти на себе значительный груз забот и проблем, которые навешали на него другие или он сам взял на себя.

С другой стороны, лишний вес – это воплощение всех тех желаний, стремлений и задач, от которых мазохист отказывается, чтобы служить другим.

Так же у него детские наивные глаза. Там, в глубине души, он так и остался ребенком, которого запугали и заставили выполнять странные и часто слишком трудные для него правила.

Мазохист может взять свой вес под жесткий контроль и держать себя в форме. Но это не поможет ему чувствовать себя полноценным, потому что дело не в лишнем весе. Он будет одинаково ругать и стыдить себя, что в нормальном весе, что в большом.

Для него освобождение от лишнего веса заключается не в контроле питания, а в работе над своей самоценностью.

Характер

Основная отличительная черта – это взять на себя как можно больше обязательств и задач. Как правило, это происходит неосознанно.

Например, если муж предложит жене, чтобы его мама жила с ними, жена-мазохистка согласится.

Когда мама заболеет, именно жена будет ухаживать за матерью мужа. При этом не важно, какие у нее отношения с этой женщиной. Вариант, что она скажет мужу: «давай решим эту проблему иначе» вообще не рассматривается.

Можно сказать: кто мог это предугадать? Со всеми такое может случиться.

Нет, не со всеми. Многие люди размышляют логически: пожилые люди часто болеют. А если заболеет мать мужа, кому придется за ней ухаживать? Вероятнее всего, жене, ведь это естественно для общества – женщина ухаживает за больными.

Многие люди просто не начинают подобные истории, чтобы потом не быть крайними. Но их начинают мазохисты.

Люди с этой маской сильно стремятся к свободе. Они ощущают, что контроль душит их. Обычно это контроль матери – реальный или оставшийся только в их голове. Правда, им так никогда и не удается вырваться из-под этого контроля полностью.

Мазохисты обладают удивительной способностью стремиться к свободе, но вместо этого ограничивать себя еще больше.

Например, мужчина заводит трех партнерш в надежде, что это даст ему свободу в сексуальном плане. Три партнерши наверняка смогут удовлетворить его зверский сексуальный аппетит.

Но по итогу выходит так, что он вынужден прилагать много усилий, чтобы ни одна из женщин не узнала о двух других. Три женщины требуют в три раза больше времени, денег и нервов, чем одна. Так что он оказывается задавлен грузом проблем, свободой тут и не пахнет.

При этом мазохист часто ощущает себя использованным. Он сам взваливает на себя все проблемы и задачи, он сам старается услужить и угодить. Но в итоге ощущает, что его угодливость не оценили по достоинству.

Бывают и всплески внутренней свободы. Когда внутреннее напряжение достигает такого уровня, что человек впадает в манию и наконец позволяет себе все, что запрещал раньше: в еде, в сексе, в одежде, в работе.

Человеку в этой маске кажется, что он невероятно сексуален, невероятно удачлив, невероятно одарен и компетентен. Под его напором люди просто теряются и многие ситуации действительно разрешаются в пользу мазохиста только благодаря его энергии.

В такие периоды многие мазохисты предаются сексуальным удовольствиям, которые не могут позволить себе в обычной жизни. Именно в этот период они часто находят себе сексуальных партнеров для практик БДСМ, где играют подчиняющуюся роль и позволяют своей госпоже или господину унижать себя самыми разными способами.

Когда их унижают открыто и так, как им хочется, они наконец-то ощущают освобождение от невыносимого внутреннего напряжения. Они действительно страдают в эти моменты, но в то же время, получают удовольствие.

При этом часто они стремятся усиливать сексуальные страдания, которые им приходится переносить в этот период. Это их сильно истощает и разрушает. Каждый раз им требуется все сильнее мучаться, пока в конце концов они не становятся равнодушными к причиняемым им боли и унижениям.

Другая честь мазохистов все же стремится отыграть в практиках БДСМ свои травмы и исцелить их. Для них общение с госпожой или господином оказывает целительный эффект и в конце-концов, насколько возможно, возвращает им свободу и чувство собственной ценности.

Потом наступает упадок сил, ему становится мучительно стыдно за свое развязанное поведение. Он снова начинает себя наказывать и ограничивать, уже привычными и общественно приемлемыми, совершенно неприятными способами.

Если у него был сексуальный партнер на период мании – он прерывает с ним отношения до следующего всплеска или навсегда. Слишком несовместима его настоящая жизнь с его альтер-эго, которое ненадолго оказалось на свободе.

Если мазохисту сделать комплимент, он обязательно найдет способ отвергнуть его. Например, женщина-мазохистка в своем самом красивом наряде на комплимент ответит:

А мне кажется, я похожа на мещанку, которая нацепила на себя все самое дорогое и безвкусное.

Мазохиста преследует идея, что, если он сам себя накажет, другие будут к нему снисходительнее. Он хорошо знает, какие его недостатки бросаются людям в глаза и озвучивает их, стараясь первым нанести себе удар.

Люди, которые подшучивают над собой, чтобы расположить к себе других – обладатели яркой черты мазохизма.

Под этой маской человек часто испытывают мучительный стыд за свои недостатки, связанные с полнотой. Но при этом невообразимым образом умудряются их подчёркивать.

Если он носит одежду, которая облегает его жировые складки, или одежду, которая сильно его портит визуально – он является мазохистом.

Такие проявления, как повышенная потливость, отдышка, медлительность, неаккуратность за едой и вечные пятна от нее на одежде вызывают у мазохистов жгучий стыд.

Они ничего не могут поделать со всем этим, тем не менее, очень стыдятся. Чтобы как-то сгладить этот мучительный стыд, они могут говорить о себе:

«Надо же, какая я свинья!»

При этом окружающим обычно гораздо более неловко от их попыток исправить ситуацию, чем от самой ситуации.

Люди реагируют с таким отвращением не на вес, потливость и одышку – они реагируют так на невыносимый стыд, который распространяется вокруг человека с травмой униженного.

Вот почему так важно помнить, что страдать тебя заставляет не то, что ты переживаешь, а твоя реакция на то, что ты переживаешь, обусловленная твоей неизлеченной травмой.

Общество

Мазохист – ценный работник. Он ответственный и исполнительный. На него можно положиться и даже взвалить всю работу, которую никто больше не хочет делать.

Люди с этой маской часто имеют хорошие должности и условно хорошо обеспечены материально, потому что стремятся доказать, что, что-то из себя представляют.

Правда, все их финансы, скорее всего, уходят на обеспечение чужих интересов. Мазохист может быть хорошо одет, потому что того требует его должность. Но еще больше он тратит на наряды жены и даже родственников.

Например, мазохист содержит клинику для тяжело больных людей. Половина всех его финансов уходит на нужды клиники. Другая половина – на желания жены.

Мазохиста можно обвинять в своих ошибках – это тоже многим нравится.

Например, секретарша-мазохистка будет соглашаться, если босс будет обвинять ее в своем собственном неудачном решении. Она могла бы подумать об этом и предупредить его!

Она же теряется и ничего не может сказать в свою защиту.

После разноса она первая попытается уладить конфликт.

Важно помнить, что другие люди никогда не могут заставить нас чувствовать вину, так как это чувство появляется только изнутри.

Мазохист часто невольно унижает окружающих. Он старается быть очень нужным и очень полезным, старается угодить и услужить.

При этом он любит рассказывать о том, какие услуги оказывает. Он не понимает, что старался быть угодливым из-за стыда, а значит, заставил стыдиться и того, кому оказывал услугу. Потому что это была услуга не равного-равному, а униженного-унижаемому.

Униженный мазохист ненадолго чувствует себя лучше, если оказал кому-то услугу. Тот, кому он ее оказал, чувствует себя униженным, потому что мог бы обойтись и сам, мазохист просто возвысился за его счет.

В личных отношениях

Эта маска не всегда выбирает партнера, похожего на свою строгую мать. Иногда он старается выбрать кого-то совсем не похожего на нее, в надежде наконец освободиться от ее присутствия в своей жизни.

Но «такая уж у него судьба» - и этот выбор приводит его к страданиям.

Так что мазохист:

  • или выбирает партнера, напоминающего его строгую мать ( партнер обвиняет, унижает и контролирует мазохиста, считает, что мазохист ему что-то должен, что мазохист и родился прислуживать и быть объектом унижений)
  • или выбирает партнера, который создает невероятное количество проблем, по ощущениям очень похожее на давление со стороны матери (женщина рожает детей одного за другим, хотя семье и так уже тяжело, мужчина имеет множество детей от прошлых браков и его ждут в каждой прошлой семье с радостью, мужчина или женщина тяжело больны физически или психически, зависимы).

Например, он может жениться на девушке, случайно забеременевшей от другого мужчины, чтобы помочь ей. Она будет мучаться от его покровительства и ощущать себя жалкой, а в конце концов уйдет к другому, оставив ребенка мазохисту.

В сексуальном плане мазохист точно так же ограничивает себя, как и в любом другом. Ему неловко просить партнёра выполнять его сексуальны пожелания, так что он часто остается неудовлетворенным, хотя является – невероятно чувственной и страстной натурой.

Именно секс часто становится сферой, где находится самое запретное для него удовольствие. Если родители осуждали сексуальность ребенка, он будет получать удовольствие от секса и страдать от стыда и вины за то, что позволял себе быть таким развратным.

При чем часто о настоящем разврате не идет даже речи – мазохисты часто считают развратными вполне обычные сексуальные пристрастия.

Например, девушка-мазохистка будет считать себя грязной, если позволит парню прикасаться к своей груди или ягодицам.

Стремление воспроизводить ситуации с сексуальным подтекстом, вызывающие стыд – это попытка психики излечить нанесенную в детстве сексуальную травму.

То есть, мазохист действительно может быть возбужденным, если его стыдят и ругают прямо как в детстве и даже принимать это за свое настоящее пожелание.

На самом деле он хотел бы, чтобы эта ситуация разрешилась иначе и ему наконец позволили быть свободным сексуально.

Поэтому мазохисты часто испытывают опустошенность после сильного всплеска сексуальной энергии. Они как бы доходят до тупика и не получают истинного удовлетворения.

Еда

Под этой маской человек набирает вес очень легко и с большим трудом избавляется от него. Все это сопряжено с большим стыдом. Мазохист стыдится своего большого тела, старается контролировать себя в пище, придумывает разные уловки, но все равно переедает.

Например, он может есть маленькими кусочками, убеждая себя, что съел немного. Но в итоге оказывается, что этих кусочков было очень много и он все же объелся.

Еда для мазохиста – способ снять напряжение, но и причина проблем с весом. Это удовольствие, за которое стыдно еще до его начала.

Они стыдятся того, что складывают в свои продуктовые корзины. Им кажется, все думают об их лишнем весе и о том, что с таким весом не стоит есть столько сладкого.

Особенно любят «запретную пищу» — это пища, от которой, как считается, человек сильно набирает вес: шоколад, жаренная картошка, выпечка, чипсы и прочее.

Словарь

Мазохисты употреблять слова, синонимичные слову «маленький»: небольшой, крохотный, немного, немножко.

Когда они говорят о себе, часто называют себя жирными, толстыми, чтобы испытать стыд.

Они часто ругают себя и обзывают всеми обидными для полных людей прозвищами или словами, которыми их ругали родители:

  • «жирная свинья»
  • «неблагодарная тварь»

Болезни

Для этой маски основная болезнь – это ожирение. К ней уже прилагаются все сопутствующие болезни – это болезни сердца, суставов и позвоночника.

Кроме того, это могут быть болезни, связанные с пищевым поведением (если мазохист будет сильно контролировать свое питание и пойдёт на крайние меры – может заработать булимию).

У мазохистов часто болит горло, потому что они лишены права высказывать свои истинные ощущения и желания.

Напомню, что признаки и формы поведения, описанные в этой статье, проявляются только в том случае, если человек носит МАСКУ мазохиста, стараясь таким способом избежать страданий униженного. В зависимости от тяжести травмы и интенсивности боли, эта маска может надеваться лишь на несколько минут в неделю либо практически не сниматься.

Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи

Загляните в уже опубликованные:

Психология травмы детства: как Искажённое-Я порождает фальшивые маски.
Родовая травма – отвержения: как она формирует маску «Беглец»
.

Родовая травма – покинутости: как она формирует маску «Зависимый».

Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ