Кто такие истероиды. Часть 1

main_img

На прием к психологу обратился молодой человек двадцати восьми лет.
Он закончили самую дорогую в своей стране школу, получил образование в престижном университете в Англии. Благодаря хорошим связям родителей сразу утроился на высокую должность в одном из департаментов страны с очень высокими перспективами дальнейшего карьерного роста. Таким успехам могли бы позавидовать многие.

Но его не устраивало то, как он живет. Ему абсолютно не нравилось то, чем он занимается. Ему было скучно, неинтересно. Утром он не хотел вылезать из своей кровати, он ненавидел свою работу и то, чем ему там приходилось заниматься.

Правда, до этого он также был разочарован и в своем обучении в Англии, как стало понятно - из-за того, что это был все-таки не самый лучший, не самый престижный университет в мире. К тому же, там было скучно и не было желания учиться.

Он пытался найти смысл в религии (в тот момент, когда ему пришла в голову эта мысль, он остановил такси и попросил водителя отвести его в самый лучший собор в этом городе), но и там после двух лет движения в этом направлении ему тоже стало скучно.

А еще раньше в школе в последнем классе ему тоже совсем не хотелось учиться. Хотя до этого был, как он говорит, самым первым ботаном (в этой школе это было модно).

Он везде начинал с большим энтузиазмом и воодушевлением, но очень быстро ему надоедало то, чем он занимался.

— А где бы Вы хотели работать? — спрашиваю его я.

— Я бы хотел работать в N…, — и молодой человек называет крупную иностранную компанию, занимающуюся инвестициями.

— А почему именно в ней? — спрашиваю я.

— Она самая крутая и известная, работать в ней престижно.

— Но Вы же понимаете, что и там будете заниматься той же самой бумажной работой в офисе, что и сейчас, и даже, возможно, больше. Ведь здесь Вы руководитель, с хорошими перспективами, а там будете рядовым сотрудником. И Вам, скорей всего, это также быстро надоест, и Вы также по утрам, когда нужно идти на работу, не будете хотеть вылезать из своей кровати, — говорю я.

Я увидел, как человек задумался и покачал головой.

— Верно, скорей всего, так и будет, — глядя задумчиво в потолок, ответил он.

— Ну, а что Вам нравится вообще делать? В каких ситуациях Вы испытываете прилив энергии и воодушевления?

— Мне нравится выступать перед людьми. Я представляю себя на трибуне: на меня смотрит народ, и я им говорю о единстве, сплоченности, о том, чего мы можем достичь. Мне вообще нравится, как это делал Обама, как его все слушали, когда он говорил о единстве нации. Вот так хочу.

И уже по нашей традиции: повторение - мать учения.

  • Гипертимный радикал — сильная и быстрая нервная система.
  • Паранойяльный радикал — сильная и быстрая нервная система с фиксацией на результате.
  • Эпилептоидный радикал — сильная и медленная нервная система.
  • Тревожный радикал — слабая и медленная нервная система, стратегия «все оставлю себе».
  • Эмотивный радикал — слабая и медленная нервная система, стратегия «все отдам другим».
  • Истероидный радикал — слабая и быстрая нервная система.

Или можно сказать так:

  • Гипертим — смелый, быстрый и безрассудный.
  • Паранойяльный — смелый и быстрый, но парится по какой-нибудь ерунде (вроде безрассудный, но с идеей фикс).
  • Эпилептоид — смелый, но медленный, бывает, подтормаживает, зато рассудительный.
  • Тревожный — осторожный и медленный, людям не помогает (трусоват и скупой).
  • Эмотивный — осторожный и медленный, людям помогает (трусоват, но щедрый).
  • Истероид — осторожный и быстрый (трусоват, зато шустрый).

Чтобы разобраться, как формируется истероидный радикал, вспомним снова нашу песочницу. Выходит такой малыш в большой мир детской площадки и видит там тех же шустрых гипертимов, серьезных и агрессивных эпилептоидов, упрямых паранойяльных, трусоватых тревожных, эмотивных подлиз и странноватых шизоидов.

И у потенциального истероида (если сказать более точно, он пока еще не истероид, истероидом его можно будет назвать, когда сформируется эта стратегия) возникает вопрос: как в этой компашке получить побольше «пряников»?

Надо понимать, что это происходит во многом неосознанно, но по вполне понятным лекалам, сходным с нашими соседями на эволюционном дереве. И первое правило гласит: чем выше у тебя статус в группе, тем больше у тебя будет плюшек (на самом деле далеко не факт, что высокий статус даст больше ресурсов, все гораздо сложней, но эволюционные программы, увы, не такие уж и умные).

И вторая важная составляющая — это внешние источники, в данном случае это взрослые, наделенные немыслимыми и безграничными для ребенка детсадовского возраста ресурсами. И так как истероид имеет высокую чувствительность или, сказать по-другому, довольно высокий уровень тревожности, как и у тревожного и эмотива, то его сильней, чем стенических личностей, беспокоит положение в обществе. И в тоже время, благодаря уже появившемуся опыту, ему становится понятно, что в открытом конфликте или в честной конкуренции он им наверняка проиграет.

Но скорость мысли великое дело. Кстати, знаете ли вы, читатель, что обман требует большой скорости мысли? Например, гипертимы и паранойяльные хорошие обманщики, а вот тревожные и особенно эмотивы — нет. Во-первых, нет скорости мысли А во-вторых, у эмотивов это вообще не входит в их стратегию.

Здесь я хочу пояснить, что я подразумеваю под скоростью мысли. Имеется в виду скорость выработки и принятия решений социального плана, то есть в межличностной коммуникации. Также плохие обманщики выходят из эпилептоидов: во-первых, скорость мысли не та, а во-вторых, не особенно-то и нужно это при сильной нервной системе.

Также при сильной нервной системе обман не очень-то и нужен гипертимам и паранойяльным, разве что только гипертиму для развлечений, а паранойяльному ради великой идеи.

А вот истероид лучше других, благодаря устройству своей нервной системы, мотивирован на обман в этой борьбе за ресурсы. И он использует это с блеском. И кстати, без выраженного истероидного радикала невозможно стать артистом.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ