Компьютерная игромания

main_img

В какие игры Ваш ребенок играет на улице? Он играет в «прятки», «войнушку», «классики», «веревочки», копается в песочнице и. т. д. Для чего он это делает? Он общается с другими детьми, учится управлять своим телом, познает через игру мир. Но еще дети очень чувствительны и ранимы. И именно в игре они способны безопасно для себя и окружающих разрешить тревожащие их конфликты, ответить на многие актуальные и мучительные для них вопросы, и вообще, своевременно и без урона для своей психики реагировать на значимые события. Все то, что обозначается психологическим термином «отыгрывание» впервые применяется и реализуется в детской игре.

Но вот в доме появляется компьютер или игровая приставка, а вместе с ними весь виртуальный мир компьютерных игр. Он нереальный, но он более красочный, загадочный, и главное, в нем проще стать победителем, чем в повседневной жизни. Еще немаловажно, что в «компьютерной» жизни нет реальных потерь, нет негативной эмоциональной оценки другими людьми, а сделанные ошибки можно исправить путем многократного повторного прохождения того или иного момента игры.

Втягиванию в зависимость чаще всего способствуют семейные неурядицы, безразличие, неспособность понять нужды другого. Особо уязвимы дети 6-8 лет и подростки. Равнодушие, увлеченность родителей только собой, предоставление ребенка самому себе приводит к его уходу в менее пугающий и более «предсказуемый и справедливый» мир игры. Во взрослом возрасте игра также может с успехом заменить настоящую жизнь. Особенно часто это происходит в так называемые кризисные периоды жизни: 25,30,40 лет, в случаях, если результаты достижений не оправдывают ожиданий, если человек сталкивается с непониманием, если не складывается семейная жизнь.

Как и при любом виде зависимости в игромании различают как ярко выраженную непреодолимую тягу к компьютерной игре, так и менее заметную, находящуюся в стороне от зоны риска. Все зависит от количества времени проводимого за компьютером, насыщенности жизни другими интересами либо отсутствие их как таковых, а также общего эмоционального состояния. У завзятых игроманов чаще всего повышенный уровень агрессивности, слабый аппетит и сниженное сексуальное влечение. Именно тотальное увлечение компьютерными играми представляет наибольшую опасность для нормального функционирования психики человека и его взаимоотношений с собой и окружающими. Среди основных симптомов зависимости выделяют такие как:

   - каждодневная, без пропусков игра на компьютере;

   - очень трудно бросить игру незавершенной;

   - прием пищи без отрыва от монитора;

   - большинство разговоров с друзьями и знакомыми только о достижениях, пройденных       уровнях и. т. д.

   - потеря чувства времени во время игры;

   - как только все близкие уходят из дома, человек с чувством облегчения бросается к компьютеру и начинает играть.

Для того, чтобы получше понять эмоциональное состояние игромана я приведу краткую психологическую интерпретацию наиболее распространенных типов компьютерных игр:

«Стрелялки»

  1. Смысл игры – «Убей их всех»
  2. Похожая детская игра – «войнушка»
  3. Психологический смысл игры:

«Стрелялки» могут представлять собой попытку безопасно для себя (и других) отыграть некую хорошо контролируемую агрессию к каким-либо событиям или значимым другим людям. Также это очень эффективный способ справиться с тревогой или страхами (расстреляв страх можно от него избавиться на какое-то время). В этот тип игры в основном играет мужская половина, видя в ней возможность «мужественного доминирования» над врагом, реальным или мнимым. Большую роль здесь играет фаллический символизм оружия, дополняя контроль над агрессией либидозными отыгрываниями.

«Спортивные игры» (футбол, хоккей и.т. п)

  1. Смысл игры – забить гол, шайбу и. т. д., победить в матче
  2. Аналогичные детские игры
  3. Психологический смысл игры:

Главное отличие компьютерных спортивных игр от реальных в отсутствии физических ощущений (разве что пальцы могут болеть). Между тем любая спортивная игра (реальная или виртуальная) несет в себе ярко выраженную сексуальную окраску. Забить гол в ворота, забросить мяч в корзину и.т. д. часто бессознательно символизирует половой акт и  способствует «сбросу» сексуального напряжения.

Увлеченность спортивными компьютерными играми часто маскирует собой целый комплекс подавленных сексуальных фантазий и желаний, скрытые эмоциональные переживания, связанные с сексуальностью, часто очень болезненные для сознания человека.

«Стратегии»

  1. Смысл игры – «Развиваться, строить города, завоевывать всех подряд»
  2. Похожие игры: «В солдатики», игры в песочнице.
  3. Психологический смысл игры:

Увлеченность стратегиями часто может характеризовать проблемы с самооценкой человека. Желание уйти в виртуальный мир, где он – император, полководец, царь и Бог зачастую скрывает неудовлетворенность реальной жизнью, недовольство своим нынешним статусом в ней. Таким образом, все обиды, разочарования, а также агрессия к себе и окружающим очень удобно переводится в компьютерный мир, принося на какое-то время облегчение и иллюзию победы над собственным депрессивным состоянием.

«Игры-загадки» («квесты», «бродилки», все виды пасьянсов)

  1. Смысл игры – «Разгадать, найти, отыскать»
  2. Все детские логические игры
  3. Психологический смысл игры:

Детей чаще всего волнуют вопросы-загадки связанные с «первичной сценой» типа: «Откуда берутся дети», «что мама и папа делают в темной комнате». Даже если они знают на них ответы, их терзает некая внутренняя незавершенность и недосказанность. К тому же, по традиции наше сексуальное воспитание деликатно помалкивает, и ребенок вынужден с помощью собственных фантазий (и часто игр) воссоздавать полную картину волнующих его событий.

Игровая жизнь коварна и многообразна. Соблазн уйти от неприятностей и проблем, особенно если они по-настоящему пугают, очень велик. И только понимание и принятие человека как личности, терпимость к его недостаткам, поддержка и разрешение его внутри- и межличностных конфликтов помогут ему вернуться в реальный мир.

Ещё по теме:

Комментировать