Неокульты. Психодинамика сект

main_img

От автора: Этот материал любезно предоставлен "Центром профилактики наркомании". Она в первую очередь касается тех, кто интересуется вопросами влияния различных неокультных организаций на жизнь и здоровье подрастающего поколения.

Секты или сектантские группы существовали еще в отдаленном античном прошлом.

Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая.

Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти. Акцент иногда делается на необходимость поиска в себе некой силы и поиска нового смысла жизни. В процесс поиска в себе нового смысла, особенно по отношению к людям, не имеющим этого смысла, возникает заполнение имеющегося в их сознании вакуума информацией, отражающей точку зрения руководителя секты, последний выступает в качестве фальшивого бога. Полное подчинение такому лидеру характерно для тоталитарных сект.

На людей, участвующих в сектах, производит особое впечатление появление смысла в их жизни и приобретение ими чувства безопасности. Люди, находящиеся в состоянии кризиса после перенесенных ими психологических травм, пребывающие во власти травматических переживаний, легко вовлекаются членами секты в свои ряды. Ими овладевает желание преодолеть в рамках секты свою душевную боль. В секты также легко попадают недостаточно структурированные личности с лабильной психикой, непривыкшие задавать критических вопросов, легко зависимые.

Члены секты воспринимают свое сообщество как идеальное общество братьев и сестер воодушевленных одной идеей и стремящихся к одной цели. Таким образом, секта для многих становится видом совершенной семьи. Термин секта происходит от латинского secta, переводящегося как школа, учение, партия. В обиходном языке понятие секта со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare - отделять, отрезать. Таким образом, развивалось определение, понимающее под сектой особое религиозное общество, или группу, отделившуюся от традиционной церкви или традиционной религии.

Специалисты, изучающие эти явления, обращают внимание на то, что участие в сектантских группах приводит к появлению эмоциональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с незаметным, постепенно углубляющимся разрывом с реальностью. Существует угроза расщепления сознания, что клинически проявляется в появлении  психических нарушений вплоть до развития шизофреноподобных состояний. Известно, что у человека, подвергнутого сенсорной депривации в течение длительного времени, возникает значительное оживление функционирования так называемого архаического мозга со стимулированием воображения, фантазий, с появлением снов наяву. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям. Возникает опасность возникновения аддикций.

Большая часть людей попадают в секты в кризисных ситуациях. Интеграция в группу, осознание и впитывание в себя идей спасения и излечения приводит к ощущению того, что сбывается какая-то мечта с возникновением убеждения в исполнении духовных надежд.

После пребывания в секте процесс возврата в реальность труден, так как путем аутосуггестии человек убеждает себя в том, что он получает в группе именно то, чего он хочет. Соблазнительность сект заключается в обещании немедленного исполнения желаний. Пребывание в секте сопровождается попаданием человека в глубокую психологическую деструктивную зависимость от нее. Некоторые авторы называют эти психические изменения руинизацией психики, при которой человеку становится все труднее использовать свои потенциальные интеллектуальные и волевые возможности.

Секты стремятся к контролю, к власти ограниченного круга лиц. Это стремление,естественно, не рекламируется. Различные учения, способы спасения, групповые ритуалы предлагаются для того, чтобы за их занавесом скрыть реальные цели, преследуемые сектами. Реальность оказывается противоположной тому, что секты обещают. Например, вместо обещанных сектой свободы, "просветления", разрешения проблем, человек получает контроль над своим сознанием, отчуждение и деперсонализацию. Происходит "бомбардировка" новичков любовью членов секты со стажем. Суггестивные процедуры ослабляют контроль над реальностью, человек начинает верить в то, что он может вспомнить события, происшедшие с ним до рождения. По мере роста зависимости человек начинает чувствовать свою избранность, в связи с развитием у него способности к преодолению какого-то барьера, например, появления возможности выхода за пределы собственной жизни, воспоминаний себя в другом времени. Все это интерпретируется как признаки "духовного выздоровления".

Возможна реализация тенденции изоляции пациента от родителей, от семьи путем привития ему чувства вины в том, что существующие ранее отношения с родителями были несовершенны. Родители, сопротивляющиеся влиянию сект, попадают в категорию подавляющих лиц, являющихся потенциальным источником неприятностей. Способ воздействия является без личностным, выходящим за пределы личности, аудитор никогда не вникает в личные проблемы пациента, безучастно сидит, а, возможно и насвистывает какую-то мелодию, несмотря на переживаемое пациентом во время терапии кризисное состояние. Такое поведение врача заимствуется в какой-то степени из психоанализа, но вызывает у лабильных, неуверенных в себе людей тревогу, депрессию, психотические расстройства, что делает человека еще более внушаемым.

1. Фаза вербовки осуществляется людьми интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизирование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий член секты старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на верный путь. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.

2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых "учения", излагаемые основателями секты, выдаются "порционно". Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно используются комплименты и похвалы типа: "Как хорошо, что ты пришел, как мы рады тебя видеть" и пр. Таким образом, человек получает приятную для него эмоциональную поддержку. Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он стремился. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Параллельно прививается стремление к достижению значимой цели.

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ТОТАЛИТАРНЫХ НЕОКУЛЬТОВ

Актуальность исследования негативных медико-социальных последствий деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект, обозначилась в последние 4-5 лет, когда в судебно-психиатрическую службу все чаще стали обращаться сотрудники прокуратуры и следственно-судебных органов с просьбой дать рекомендации о возможности возбуждения уголовного дела в отношении той или иной тоталитарный секты. Эти просьбы обусловлены как жалобами отдельных граждан, чьи родственники, оказавшись вовлеченными в эти секты, стали обнаруживать психические расстройства, так и обращениями представителей общественных организации, в первую очередь Комитета по спасению молодежи от деятельности тоталитарных сект. Судебно-психиатрический аспект этого вопроса состоит в том, что констатация причинения вреда здоровью (в данном случае психическому) является принципиально важной, поскольку она одна может быть основанием для возбуждения уголовного дела против тоталитарной секты по статье  239 УК РФ 1997 г. и применения соответствующих статей Закона "О свободе совести и религиозных объединениях", стать причиной отказа в ее регистрации или запрета на ее деятельность.

Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть "промыванием мозгов". DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных  целей культа, в камуфлировании первоначальной "бомбардировкой любовью"  последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины. Автор фундаментальных исследований тоталитарных культов R.J.Lifton первый описал восемь элементов, применяемых для тоталитарного воздействия на личность, которые при одновременном и систематическом их использовании приводят к "катастрофическому изменению самосознания". Эта "психотехнология" стала характерным методом "работы" в тоталитарных неокультах: 

  1. Форсированная интеграция в культовую модель верований и систему межличностных отношений, их жесткое структурирование, регуляция поведения и использования времени, контроль за потоком информации: постоянная загрузка культовой и полная изоляция от какой-либо иной. С помощью этого происходит психологическая и поведенческая идентификация с группой.
  2. Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются "нисхождением святого духа". 
  3. Требование резкого деления мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "плохой". Неокультовая организация - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и "грязное". 
  4. Обязательность непрерывной исповеди и чистосердечных признаний для того, что-бы не оставить адепту ничего личного, сокровенного и поддерживать в нем чувство вины.
  5. "Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой "абсолютной истине", считается ложной. 
  6. Нагруженный культовым смыслом язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения са-мой возможности для самостоятельного и критического мышления. 
  7. Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
  8. Разделение права на существование - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, и примат принципа "цель оправдывает любые средства". 

Те, кто говорит об опасности деятельности тоталитарных неокультов (в том числе психиатры), нередко должны отве-тить на вопрос: в чем же их отличие от традиционных религий? Отвечая на него, американский пастер Richard L.Dowhower приводит следующие сопоставления: - Религии уважают автономию индивида - культы подавляют самостоятельность, формируют зависимость. - Религии стараются помочь индивидам удовлетворить свои духовные потребности - культы эксплуатируют духовные потребности. - Религии терпимо относятся к вопросам и независимому критическому мышлению и даже поощряют их - культы отбивают охоту задавать вопросы и пресекают не-зависимое критическое мышление. - Религии способствуют психодуховной интеграции личности - культы "расщепляют" членов на "хорошее культовое "я" и "плохое прошлое "я". Религии бережно относятся к таинству личностной сущности - неокульты грубо вторгаются в самые потаенные уголки сознания, лишают адепта права на личностное самоопределение. - Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, направленное на благородные цели - культы рассматривают деньги как самоцель, как средство для достижения власти или эгоистических целей лидеров. - Религии осуждают сексуальные связи между духовенством и верующими - культы часто делают своих адептов объектами сексуальных притязаний лидеров. - Религии уважительно реагируют на внешнюю критику - культы часто угрожают критикам физической или юридической расправой. - Религии лелеют семью - культы рассматривают семью как врага. - Религии поощряют человека серьезно подумать, прежде чем дать обязательство о присоединении - культы форсируют быстрое согласие, не обеспечивая решение достаточной информацией. В целом, принципиальное различие состоит в том, что религии свято чтут автономию и творческую самобытность личности, видя в этом основу подобия человека Богу: для неокультов же человек - лишь инструмент для получения выгоды.

Отмеченные особенности наиболее наглядно выражены в деятельности созданного Лафайетом Рон Хаббардом тоталитарного неокульта "Церкви сайентолотии", доказывающей свою религиозную сущность. Эта международная организаця, пользуясь статусом религиозной, имела немалые выгоды, однако неприкрытая меркантильность была разоблачена и в ряде стран этот статус был снят. Так, в ФРГ она на государственном уровне характеризуется как "криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора. Поскольку учение Л.Р. Хаббарда особенно активно распространяется в России, до сих пор продолжает открыто рекламироваться, имеет ориентацию на молодежь (в МГУ одно время была даже библиотека имени Л.Р. Хаббарда) и находит много сторонников и защитников в коммерческих медицинских кругах, то о сущности и негативных последствиях этого учения следует сказать особо. Кроме того, можно утверждать, что "Церковь сайентологии" является как бы эталонной моделью всех культовых новообразований тоталитар-ного толка. Из рекламного листка Гуманитарного Центра Хаббарда, изданного его Центром религиозной технологии в 1997 году и широко распространяемого в России: "Л. Рон Хаббард открыл, что несмотря на многочислен-ные теории и догадки, никто не самом деле не знал, из-за чего люди ведут себя так, как они ведут... За более чем 50 лет Л. Рон Хаббард написал более 540 работ и прочел более 3000 лекций, которые записаны на пленки. Его труды разошлись более чем 116 миллионным ти-ражом на 32 языках во всем мире". 

Вместе с тем, именно Хаббард в "Официальном послании сотрудникам от 09.03.1972" цинично раскрыл суть деятельности своей Церкви: "Делайте деньги, делайте больше денег, заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег"". 

Основатель и духовный отец сайентологии американский писатель-фантаст Л. Рон Хаббард (1911-1986) положил начало сайентологическому движению в 1950 году, опубликовав свою книгу "Дианетика - современная наука душевного здоровья". В том же году в США на средства автора для пропаганды его "научных и философских идей и методов" был открыт первый Дианетический центр. В настоящее время Сайентология, возглавляемая Дэвидом Мискавиджом, является четко иерархизированной организацией, разветвленной по всему миру и проявляющей активность во всех сферах жизни, включая бизнес, политику, культуру и образование. Она состоит из отдельных, разбросанных по всему миру организаций, каждая из которых управляется из центра менеджмента в США и направлена на пропагандирование и маркетинг технологий Хаббарда. По собственным данным организации, она насчитывает 3100 так называемых "церквей", "миссий" и филиалов в 107 странах, в которых состоит около 8 миллионов членов. Дополнительно действует целый ряд дочерних организаций, не включаю-щих термин "сайентология" в свое название, но тем не менее являющихся частью Сайентологической организации. Среди многих других к ним, в частности, принадлежат НАРКОНОН (лечебная служба для наркоманов), Комиссия по психиатрическому злоупотреблению правами человека - последняя, видимо, для защиты от обвинений психиатров в причинении вреда психике от практики сайентологии. Новоявленный основатель "всеобщей философии", религии и медицинских технологий Л.Р. Хаббард не был врачом, он не имел не только медицинского, но вообще высшего образования. Это был человек с определенными психическими нарушениями, в 1947 году находился на психиатрическом лечении в морском госпитале Оак Кнолл (США). По словам сына Хаббарда, значительная часть "научных открытий" его отца была "создана" в состоянии глубокого наркотического опьянения. Сын пишет, что Хаббард, предававшийся различным половым извращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и психических расстройств. Он был вовлечен в самые отталкивающие формы оккультизма. В конце жизни Хаббард пришел к убеждению, что является никем иным, как Зверем из Апокалипсиса, обладающим властью над всем человечеством. Между тем Верховный Суд Калифорнии назвал Хаббарда "шизофреником и параноиком" (видимо, отсюда его лютая ненависть к психиатрам). Известно, что Л.Р. Хаббард провозгласил главной целью наживу, а ложь - единственным эффективным способом контроля над людьми (примечательно, что по уставу Сайентологической организации каждое слово, произнесенное или написанное Хаббардом, является "священным писанием", т.е. абсолютной истиной). Будучи третьесортным сочинителем научной фантастики, Хаббард после ряда финансовых неудач понял, что есть и более простые пути к обогащению. В 1949 году. выступая на съезде писателей-фантастов в Нью-Джерси, Хаббард заявил: "Писать, чтобы получать по центу за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ - это изобрести свою религию". Через год после этого заявления, в 1950 году Хаббард выпустил упо-мянутую книгу с учением Дианетики. Организация Хаббарда не единожды подвергалась судебным разбирательствам в различных странах мира. В настоящее время более 40 государств расследуют преступную деятельность этой секты, а в ряде мест она запрещена законом. В 1977 г. руководители сайентологии были уличены в планировании операции по похищению документов, принадлежащих армии и флоту США, таможне, ЦРУ, Судебной палате и др. Доказательств оказалось достаточно, чтобы приговорить к различным срокам руководителей секты, в том числе жену основателя сайентологии. Сам Хаббард от суда по этому делу скрылся, но в 1978 году был приговорен Парижским судом по другому делу к 4 годам тюремного  заключения и крупному штрафу за извлечение прибыли с помощью мошенничества.

Хаббардисты известны еще и тем, что во всех странах они находятся в постоянной конфронтации с официальной медициной и психиатрией и при каждой возможности демонстрируют свои протесты против них. В 1978 году Хаббард объявил о создании"метода детоксикации"- "очистительного марафона", достойного, по его мнению Нобелевской премии. О вреде этого метода будет отдельно сказано в специальном разделе. В чем же, собственно, сущность и "Дианетики" и "Сайентологии"? Термины "Дианетика" и "Сайентология", как и многие другие новоязы, изобретены самим Хаббардом. Дианетика, по Хаббарду, означает "посредством разума" - это учение о разуме, технология избавления от комплексов и вредных привычек. Сайентология ("учение о знании") - это прикладная религиозная философия, обучающая мудрости и практике управления духом. Так, по крайней мере, опреде-ляют смысл этих слов сами сайентологи. Согласно Хаббарду, мир обречен на уничтожение, и в этой ситуации он, Рон Хаббард, разработал единственно возможный путь к спасению. В Дианетике он дал человече-ству способ спасения путем "раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей". При этом человеческое здравомыслие должно пониматься как банк данных, единственный, способный решить все проблемы при обеспечении полной и правдивой информацией. Работу сознания Хаббард рассматривает через функционирование двух частей: "аналитического" ума, который ответственен за решение жизненных проблем, и "реактивного" ума. 

"Реактивный" ум хранит чувственные записи психотравмировавших событий, так называемые "инграммы". которые расцениваются как помеха достижению успехов в жизни. Цель дианетики - удаление таких инграмм с помощью специальных процедур - "одитингов". Это своего рода общения-исповеди, во время которых вы обязаны рассказать одитору обо всем, о чем он вас спросит, в том числе о вашей личной жизни, о родных и знакомых, их занятиях и т.д. Известно, что все сказанное фиксируется на компьютере, а потом извлекается для шантажа и в целях бизнеса, политики, проникновения в государственные структуры правления. В результате такого процесса "очищения" появляется индивид со сверхчеловеческими способностями - "клир" (с англ. - чистый), а по существу - человек, лишенный чувства сопереживания, нравственных начал, совести. В известной степени "очистка от инграмм" напоминает психоаналитическую технику освобождения от невротизирующих ком-плексов, однако у хаббардистов она направлена на разви-тие нравственной тупости, а главное, формирует у адепта так называемое зависимое расстройство личности - цель всех тоталитарных сект. Сайентология учит, что за пределами тела и ума существует своеобразный, основной элемент личности -"тетан", представляющий человеческий дух, или жизненную энергию, и который обладает сверхъестественными возможностями. "Тетан" предположительно существует 300 триллионов лет, пе-реселяясь из тела в тело или же путешествуя по Вселенной. С точки зрения Хаббарда, "тетаны" могут покидать тела, которые они заселяют, и существовать вне их, за пределами физической Вселенной. Эта концепция духа, или жизненной энергии должна пониматься так, что человек может придвинуться до более высокого уровня существования, где его не будут мучить жизненные невзгоды и муки совести. Это и есть путь достижения состояния полной душевной свободы, или состояния "Оперирующего (Действующего) тетана" (ОТ). Такое состояние достигается после того, как человек про-шел состояние "клир". Согласно сайентологической доктрине, достижение состояния ОТ является ключом к бессмертию. ОТ способен контролировать физическое вещество, энергию, пространство и время. Постулируется, что любой, кто использует сайентологическую технологию, может стать самоопределенным, действительно богоподобным существом, не ограниченным размерами пространства и времени.

Так как Дианетика вначале возникла как форма самопомощи, ориентированная на тело и ум и не содержащая каких-либо элементов религии, Хаббард приступил к созданию сайентологии как "науки о знании в полном смысле", в котором Дианетика была только частью. По существу. Хаб-бард "изобрел" новую "религию", и в 1954 году он регистрирует в Калифорнии свою первую "Церковь сайентологии". Ее целью явилось создание нового человека и нового мироустройства, управляемого исключительно по принципам сайентологии. Необходимость полной трансформации общества по сайентологическому образу вытекает из упомянутого аргумента, что мир в его настоящей форме обречен на уничтожение. Спасение возможно только через применение Хаббардовской технологии. Именно для камуфляжа этой тоталитарной цели была выбрана форма церковности.

"Церковь сайентологии", как все тоталитарные секты, претендует на роль абсолютного арбитра и знание единственного пути к спасению. Заявляя, что только сайентологи могут обладать персональным бессмертием, хаббардисты для его достижения предлагают широкий набор методик и тренировочных программ (курсы общения и так называемый одитинг). Эти методики направлены на некритическое принятие догм и подавление всяких попыток независимого мышления. Обучение сайентологической технологии идет через платные курсы, их стоимость повышается по мере овладения предыдущим курсом и последние достигают десятков тысяч долларов. По окончании каждого курса проводится специальное тестирование, результаты которого обрабатываются на компьютере. Неизменным результатом этой обработки является указание на то, что у вас наметились "определенные подвижки", но для достижения настоящего успеха необходимо пройти следующий курс. Так же платный, более дорогой, но не пройдя его, вы еще не овладеете полностью "таинством" спасения. И так далее, и с таким же результатом после очередных курсов. Как правило, платежные возможности клиентов вскоре исчерпываются, и они попадают в финансовую зависимость от секты, которую позволяют в определенной мере компенсировать безвозмездным и весьма изнурительным трудом на благо сайентологической "Церкви". Когда у вас не будет ни сил, ни денег, чтобы завершить обучение и достигнуть бессмертия и счастья, вам посочувствуют, но скажут, что это - ваша проблема, и попрощаются. Начинается же все просто, как во всех тоталитарных сектах  с навязчивого предложения вас осчастливить. Для этого нужно "лишь" зарегистрироваться, указав в специальной анкете фамилию, род занятий, домашний адрес и телефон (все эти данные обязательно вносятся в компьютер). Затем вам предлагается пройти тестирование. Этот тест, именуемый "бесплатным анализом личности", под заголовком "Узнай-те, будете ли Вы счастливы?" состоит из 200 вопросов. Ответы оперативно обрабатываются компьютером, который, как правило, сообщает, что вы подаете надежды, но у вас страдает сфера общения (или что-то другое, что мешает в перспективе быть счастливым). Полученный ответ дает повод предложить вам записаться на курс "Как улучшить свою жизнь?", пройдя который вы приобретете "сильную волю" и даже сможете управлять окружающими. Что дальше - уже известно. 

Организаторы сайентологии требуют от своих последователей беспрекословного послушания и безоговорочного принятия сайентологических доктрин. Для этого Хаббард предусмотрел для членов секты разрыв эмоциональных связей с семьей, друзьями и всеми, кто не признает сайентологию, Все это ведет к психологическому вакууму, заполнить который, однако, дозволительно только хаббардовской технологией. Главный метод формирования зависимости у адептов сайентологии такой же, как у всех тоталитарных сект - запугивание в случаях ослушания. В этих целях широко используются материалы, полученные при тестировании и одитингах. Кроме того, в технологии сайентологии широко прак-тикуется система взаимодоносов, при этом промедление с доносом является тягчайшим грехом. Вовлеченные в секту знают, что какая-либо критика сайентологии или разрыв с сектой грозит применением моральных или физических мер воздействия. Психиатрам очень важно знать, как характеризовал Хаббард эффективность своей технологии: "Наши дисциплинарные меры вполне способны сделать человека ненормальным". И подкреплял это примером, доведя ослушника до "совершенной невменяемости". Утверждение, что организация является единственной, кто обладает тайной спасения, ведет к поляризации между замкнутым миром сайентологии, который, по ее определению. хороший, и остальным миром, который олицетво-ряет зло и неправду. Все это дополняет уже отмеченные характерные черты тоталитарности этой секты: кто не с нами, то против нас. Отсутствует предмет для диалога и открытых дебатов: наоборот, критики должны быть запуганы и задавлены. Для этого следует выявить и взять на учет даже малейшие имевшиеся в прошлом прегрешениякритиков, что-бы лишить их права на критические выступления. Сайентологическая организация заявляет, что является религиозным обществом, и рассматривает себя как "церковь". Тем не менее имеются многочисленные примеры инструк-ций (в том числе упомянутая), написанных Хаббардом, которые убедительно показывают, что в основе организации лежат отнюдь не религиозные соображения, а прямой коммерческий интерес и неослабевающая погоня за прибылью. 

Ещё по теме:

Комментировать