"Почему все так сложилось?" - мысли психолога о свободе выбора

main_img

По моему опыту - и клиента, и психолога - когда человек приходит к психологу, он видит себя в одной из трех позиций:

1) жертвой обстоятельств в настоящем, например:
- "Начальник придирается так, что жить не хочется…",
- "Муж выпивает, денег в семье нет…",
- "Девушка изменила, как теперь верить людям?";

2) жертвой обстоятельств в прошлом:
- "из-за алкоголиков-родителей у меня сломана жизнь",
- "в школе травили одноклассники, теперь я не уверена в себе";

3) виновником своих бед, а также несчастья других:
- "Я живу неправильно, приношу близким вред...",
- "я плохой человек, обманываю любимого и не знаю, как с этим справиться..." и т. д.

Успешная психотерапия может начаться с любого из этих трех вариантов, но заканчивается всегда в позиции, которую можно сформулировать примерно так:

Я принимал наилучшие решения в тех обстоятельствах, которые переживал, но сейчас я могу и должен самому себе пересмотреть эти решения, так как в настоящих условиях они ухудшают, а не улучшают мою жизнь.

Когда человек открывает для себя и принимает эту установку, психотерапевтический процесс переходит к завершающему этапу - анализ и пересмотр прежних решений, принятие и воплощение новых и отслеживание их результатов.

Каждому требуется свое время, чтобы дойти до этой установки. В другой статье ("Почему так трудно осознать свою силу") я рассказываю, почему это настолько трудно сделать, что для этого часто требуется помощь специалиста.

А здесь мы рассмотрим, в чем отличие этой позиции от трех предыдущих.

Особенность этой позиции в том, что она значительно ближе к реальному положению дел, чем остальные. Как тот, кто имеет более точную и подробную карту местности, быстрее на ней сориентируется, так и обладатель этой позиции лучше ориентируется в своей жизни, выбирает более правильное направление действий.

Главная черта этой позиции – она активна и пронизана самоуважением и независимостью:

Я принимал решения…
Сейчас я могу пересмотреть эти решения, чтобы улучшить свою жизнь.

В ней, в отличие от первых трех, внимание личности не рассеивается вовне -  на обстоятельства, на людей, которые причинили боль, или на тех, перед кем сам человек чувствует себя виновным и оттого беззащитным.

В этой позиции внимание говорящего полностью сфокусировано внутри его личности, в круге его возможностей и потребностей.

Приведу с разрешения клиентки пример такого решения, которое было принято ею в возрасте до 8 лет.

Она жила с отстраненной, депрессивной матерью и психически неустойчивым отцом (чья личность также складывалась в специфических условиях), который очень быстро переходил от нежности к ярости и от заботы к побоям.

Поскольку его дочь не могла осознать причину столь резких переходов, она, исходя из возможностей своего возраста и доступной ей информации, сделала вывод, что ее отец - оборотень, и значит, люди вообще оборотни. То есть за каждым проявлением любви может скрываться опасность, буквально физическая угроза.

Далее это решение погрузилось в бессознательное и стало фоном для общего отношения к жизни: жизнь опасна, людям доверять нельзя, нужно быть осторожной, внимательной и сильной. Результатом этой установки стал замкнутый и подозрительный характер, проблемы в установлении близких отношений, постоянное отчуждение от коллективов (учебного, рабочего) и так далее.

Разумеется, ее личность располагала и другими ресурсами и решениями, благодаря которым она имела определенные достижения и отношения в жизни, но общим эмоциональным фоном было чувство одиночества, тревоги и безнадежности.

Осознание обстоятельств, в которых формировалось ее личность, сознательная формулировка принятого ею решения и  пересмотр этого решения были одним из ключевых моментов работы. Открытие того, что не все люди психически неустойчивы, нетерпеливы и склонны к рукоприкладству, как ее отец; и что, более того, физическое нападение является уголовным преступлением, а не нормой жизни, позволило ей понять, что она живет в гораздо более безопасном и терпимом обществе, чем ее семья и чем ей представлялось до сих пор.

Она стала  спокойнее относиться к своим ошибкам, к недовольству других людей, и ей стало легче вступать в контакт с людьми. Ее жизненные возможности значительно расширились, что проявилось в ее карьерных успехах, более глубоких отношениях и большей открытости новому опыту.

Психолог Джулиан Роттер ввел описание двух разных фокусов внимания – внутри личности и снаружи – под названием «локус контроля». Локус контроля, соответственно, может быть внешним и внутренним.

Это различие, как показали исследования, играет большую роль в самоощущении человека. Обладатели внешнего локуса:

  • больше нуждаются в поддержке и одобрении окружающих;
  • более тревожны и потому более агрессивны, когда чувствуют, что им что-то угрожает;
  • в большей степени эмоционально неустойчивы;
  • более склонны к поверхностному мышлению, чем обладатели внутреннего локуса.

Постепенное осознание своей субъектности (то есть того факта, что каждый человек принимает активное участие в том, как складывается его жизнь, и значит, всегда имеет возможность влиять на ситуацию) меняет характер человека.

Человек, который осознает себя субъектом, развивает более творческое, свободное отношение к жизни, большую устойчивость к внешним воздействиям, большую уверенность в себе.

Много лет назад, когда я еще не была психологом и не знала концепцию локуса контроля, мне встретилось очень яркое описание того, как локус контроля помогает сохранить себя даже в экстремальной ситуации.

В воспоминаниях одного из узников ГУЛАГа есть такой момент.

Он шел «по этапу», то есть многокилометровому пути к месту заключения, вместе с тысячами других заключенных – истощенных, плохо одетых в 40-градусный мороз, обычный для колымской зимы. Впереди были годы жизни в лагере и очень небольшая вероятность вернуться на волю живым и неискалеченным. Деваться было некуда: тех, кто отставал от вереницы или пытался убежать (да и куда? в зимнюю тайгу?), охранники расстреливали сразу.

И вдруг осознание этого условия стало для автора мемуаров источником сил и веры, помогло ему пережить годы заключения, выйти на свободу и написать свои воспоминания. Вдруг он понял, что его жизнь сейчас принадлежит именно ему: если он захочет ее прекратить, ему надо лишь сделать несколько шагов в сторону или просто остановиться. Он понял, что каждым шагом вперед он выбирает продолжать жить, а значит, не является беспомощной жертвой обстоятельств.

Его локус контроля из внешнего («Они мучают меня») стал внутренним («Сейчас я выбираю жить даже в этих условиях, и если захочу, приму другое решение»).

Напомню, что в отличие от нас с вами, выбор этого человека был очень сильно ограничен: у него было два варианта, а у нас, свободных людей, их десятки.

То есть, независимо от того, насколько мы осознаем свою свободу выбора, она есть у каждого из нас и проявляется в том, какое решение мы принимаем – и потом из этого решения вытекают наши действия и их последствия.

Пожалуй, самое сложное – понять, что решение всегда является действием самой личности, осознает она это или нет. И этот факт означает, что личность способна принять другое решение в любой момент.

Для осознания того, что текущие события были последствием принятого человеком решения, что это был выбор из различных вариантов, часто требуется профессиональная помощь психотерапевта. Это действительно очень сложная задача.

Есть две причины, почему она так сложна, и о них я рассказываю в другой статье ("Почему так сложно осознать свою силу").

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ