Выздоровление от зависимости: борьба здоровой и больной субличностей. Кейс инструментов

main_img

В предыдущей главе мы раскрыли секреты искаженной воли зависимого, показав, как она используется против вас. Вы узнали, как работает этот механизм саморазрушения.

Но что дальше? Как вырваться из этой ловушки? Как переиграть зависимость? В этой статье мы рассмотрим, как выглядит эта внутренняя борьба: схватка между зависимой частью вашей личности и здоровой, осознающей себя частью.

Зависимого часто называют безвольным. Это происходит, когда раз за разом повторяется одна и та же ситуация: он обещает себе и близким, что больше не будет употреблять, признает, что есть вещи гораздо важнее, чем сиюминутное удовольствие, стыдится своего поведения в состоянии опьянения, ужасается последствиям.

Но проходит время, и он снова срывается. Со стороны кажется, что человеку не хватает силы воли, что он просто не может сдержать слово. Как будто дорогие вещи выпадают из слабых рук.

Но даже в этом случае воля зависимого работает по-своему, особенным образом.

Когда зависимый соглашается с тем, что есть что-то более важное, чем употребление, его воля подчинена здоровой части личности. В этот момент он искренне согласен со всеми разумными доводами против употребления.

Однако эти доводы создают огромное внутреннее напряжение. До определенного момента человек использует силу воли, чтобы сдерживать себя, избегать употребления. Но это только усиливает его напряжение. И наступает время, когда напряжение становится невыносимым.

  • В этот момент здоровая часть личности теряет контроль.
  • Зависимая часть перехватывает власть и решает проблему единственным доступным ей способом – употреблением.

Зависимый при этом может ощущать эту борьбу двух частей своей личности, как внутренний диалог:

– Что ты делаешь? Снова собираешься напиться?
– Отстань.
– Но ты ведь обещал жене и маме!
– Они меня достали, и ты туда же. Напьюсь, чтобы хоть какое-то время не слышать этого нытья.
– Остановись, ты ведь будешь жалеть потом.
– Плевать.

Этот диалог – это разговор зависимого с самим собой, его двух субличностей: здоровой и зависимой Но чем сильнее напряжение, тем слабее становится этот голос, голос разума и здоровой части личности.

В боевиках часто показывают, как раненый бандит, получив пулю в ногу, внезапно меняет свое решение. До этого он клялся молчать, но физическая боль показывает ему его уязвимость. Чтобы избежать новой боли, он выдает всю информацию.

То же самое происходит с зависимым: напряжение становится настолько невыносимым, что он готов причинить вред себе и всему, что ему дорого, лишь бы избежать дальнейшего усиления этого напряжения.

Когда зависимый сбрасывает напряжение, его зависимая часть личности временно “засыпает”. Она получила свое, и теперь ей можно отключиться. Как младенец засыпает после того, как наелся молока. И неважно, что происходит вокруг.

Но здоровая часть личности остается один на один со всеми последствиями употребления. У нее нет волшебной кнопки, чтобы стереть негативные эмоции. Скорее наоборот, все негативные эмоции только усиливаются.

Последствия употребления не могут не расстраивать и не пугать. А способов справиться с этими трудностями у зависимого человека часто мало, и они плохо работают, принося лишь дополнительные страдания.

Именно в такой ситуации оказывается здоровая часть личности: она осознает все негативные последствия употребления, но при этом для нее жизнь без “волшебства” зависимости становится слишком трудной и ужасной. Даже самый добрый, милый и сильный человек может не выдержать и изменить своим принципам, если испытание кажется непреодолимым.

Здоровая часть личности сталкивается с последствиями употребления один на один, оказавшись в ловушке.

Более того, зависимость способна очень быстро создавать огромное количество проблем. А вот на их решение уходят гораздо больше времени и сил. Поэтому внутреннее напряжение неизбежно нарастает.

Получается, что борьба между здоровой частью личности и зависимой – это изначально неравный бой.

  • У зависимости всегда есть “допинг”, “козырь в рукаве” на любую проблему – быстрое, хоть и временное, облегчение через употребление.
  • А здоровой части личности постоянно приходится решать непосильные задачи в условиях острого дефицита времени и без всяких чудес.

Неудивительно, что она проигрывает снова и снова. И чем чаще это происходит, тем сильнее человек испытывает стыд, вину, гнев, что в свою очередь еще больше усиливает внутреннее напряжение.

Поэтому, когда зависимый снова употребляет, несмотря на все обещания, важно понять: это делает уже не он сам, а равнодушная ко всему зависимая часть его личности. Обвинения в слабоволии становятся бессмысленными. Его воля на тот момент просто перешла под контроль зависимости.

И обвинять его в том, что он “отдал” свою волю зависимости, тоже не имеет смысла. Ведь независимо от того, насколько умён, добр или силён человек, зыбучие пески неизбежно затягивают. А зависимость – это и есть те самые зыбучие пески, из которых крайне сложно выбраться без посторонней помощи.

Побег от реальности, побег от себя

После очередного срыва и употребления зависимому могут бросить в лицо:

«Да тебе ничего, кроме выпивки/наркотиков, и не нужно!»

И сам зависимый с ужасом осознает:

«Я действительно ничего больше не хочу. Ничто, кроме употребления, не приносит мне ни радости, ни утешения. Какой смысл прилагать усилия, проигрывать, страдать, если всё равно ничего не выходит? Всё равно всё приводит к боли.»

Со стороны может показаться, что употребление – это единственное истинное желание зависимого. И сам он тоже начинает в это верить.

Можно сказать, что это – туннельное мышление зависимой части личности. В её искаженном мире действительно не существует ничего, кроме употребления и страданий. Но ведь и до начала зависимости жизнь часто была не сахар!

Вот где кроется еще одно препятствие:

“Хорошо, допустим, мы победим зависимость. Но зачем? Чтобы снова вернуться в тот кошмар, который был до неё? Спасибо, это сомнительное удовольствие.”

Действительно, зависимость – это не просто вирус, который можно подхватить из-за слабого иммунитета.

Зависимость – это сложный результат, сумма всех параметров жизни человека, его личности и жизненного опыта. У других людей эта сумма складывается в достижения и счастье, а у зависимого – в саму зависимость и страдания.

Зависимый пытается спросить себя:

“Чего же я на самом деле хочу, кроме употребления?”

И не находит ответа. Если в его прошлом и были вещи, способные приносить радость и быть желанными, то они стёрлись. Забылись под “ластиком” зависимости и чередой боли и разочарований.

Но это не значит, что таких вещей не существует в мире. Когда зависимый говорит, что не хочет ничего, кроме употребления, он на самом деле говорит:

“Я не хочу ничего из того, что знаю.”

И где-то там, глубоко внутри, под множеством слоёв страданий и разочарований, спит его внутренний ребёнок, с его естественной, чистой тягой к жизни. Он был бы рад подсказать, чего можно хотеть от жизни, но зависимость и несчастливая жизнь до неё похоронили его слишком глубоко.

Его голос так просто не расслышать. Но он точно есть. И стремление найти и пробудить его – это единственный путь к победе над зависимостью.

Обучение чувствованию – возвращение к себе

Зависимый человек, в какой-то момент, фактически перестает присутствовать в своей собственной жизни. Он механически ходит на работу, его взгляд пуст; он проводит время с семьей, но не вникает в происходящее; слушает друзей вполуха; всё реже занимается своим хобби, потому что ему просто неинтересно.

Все его мыслительные процессы в конечном итоге сводятся к употреблению.

Ключ к выходу из капкана зависимости – это наработка навыка присутствовать в своей жизни, постоянно включаться в происходящее и искренне интересоваться им.

Избавиться от зависимости можно, только если восстановить связь с реальностью. А эта связь вернется, если позволить себе получать полноценный эмоциональный опыт от всего, что происходит. Для этого необходимо активно включаться в жизнь, проживать каждый момент по-настоящему.

Чтобы вернуть себе и своей здоровой части личности волю, необходимо столкнуться лицом к лицу с ужасающей правдой о том, в каком состоянии находится жизнь зависимого прямо сейчас.

Зависимый – это человек, который сбился с пути. Осознав это, он нередко махает рукой со словами: «Гори сарай – гори и хата!» и уходит от своей истинной цели еще дальше.

Но если он всё же решится достичь её, ему неизбежно придется пройти не только тот путь, что он уже потерял, но и тот, который образовался после того, как он поддался отчаянию.

Вполне ожидаемо, что поначалу зависимый будет испытывать в основном негативные эмоции, отказавшись от “волшебного ластика” зависимости. Но только столкновение с этими неприятными эмоциями может помочь человеку найти себя настоящего.

В этот момент крайне важно опираться на помощь специалистов, чтобы не оставаться один на один в этом неравном соревновании с зависимостью. Для одного человека зависимость – это слишком тяжелый противник.

На первых порах специалисты помогают человеку отказаться от “допинга” зависимости, замещая его своей поддержкой, помощью и знаниями. Позже, когда человек уже накопит некоторый опыт присутствия в своей жизни, он сможет переваривать полученный эмоциональный опыт самостоятельно.

Но это происходит благодаря тому опыту поддержки и знаниям, которые ему передали специалисты. Именно тогда становится возможным слышать голос своего истинного “Я” и не поддаваться на провокации зависимости.

Болезнь зависимость - характеризуют, как болезнь "замороженных чувств". Еще в детстве человека не научили экологичному проживанию своих чувств и эмоций, он привык их игнорировать и подавлять.

А во взрослом возрасте он открыл для себя вещество, которое размораживает его переживания. И тело и психика запомнили этот легких путь адаптации к - внутреннему и внешнему и в последующем просто требуют - употреби и начни чувствовать себя легко. Именно так формируется зависимость - человек приучается размораживать себя с помощью - алкоголя, наркотиков, игры.

Самый первый, важнейший шаг на пути к выздоровлению – это попытка обучиться видеть, слышать и понимать себя. Ведь, если вы можете описать свое состояние, значит, вы можете подобрать к нему ключи, научиться управлять им.

У меня есть авторская фраза, которая объемно подчеркивает эту важность:

“Тот, кто управляет своим состоянием, тот управляет своей жизнью.”

Обучение чувствованию, обучение присутствию в своей жизни начинается с простых, но глубоких вопросов:

  • «Что я сейчас чувствую?»
  • Где в теле я ощущаю это чувство?
  • Как это чувство проявляется в моем поведении?
  • Какие мысли возникают у меня по поводу этого чувства?
  • Эти мысли поддерживают или усугубляют мое состояние?
  • Что произошло непосредственно перед тем, как появилось это чувство?
  • С чем я связываю это чувство из своего прошлого опыта?
  • Какое событие или чьи слова могли его спровоцировать?
  • «Чего я сейчас хочу?»
  • Какая моя потребность сейчас не удовлетворена?
  • Что мне действительно важно в этой ситуации?
  • Какие мои ценности затрагиваются сейчас?
  • Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы позаботиться о себе?
  • Кто или что может мне помочь справиться с этим?
  • Если я ничего не изменю, к чему это приведет через час, день, неделю?
  • Если я сейчас не готов(а) действовать, что мне нужно, чтобы почувствовать готовность?

Эти вопросы помогут человеку не просто зафиксировать чувство, но и разобрать его по полочкам, понять его истоки, влияние на тело и мысли, и, самое главное, начать искать конструктивные пути реагирования.

Это именно то, что нужно для начала управления своим состоянием и, следовательно, своей жизнью.

Упражнение “Серфинг” – как оседлать волну тяги

Зависимый человек часто уверен, что он просто не в силах выдержать напор импульса к употреблению. Зависимость, словно стирает из памяти все воспоминания о том, как раньше формировалось решение принять еще одну дозу. С каждым разом этот путь становится всё короче и проще.

Упражнение “Серфинг” помогает удлинить этот путь принятия решения, а в конечном итоге – получить шанс принять решение НЕ употреблять. Чем больше успешных опытов с этим упражнением, тем ближе становится решение НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ВООБЩЕ.

Представьте: когда возникает желание употребить, оно похоже на мощный гребень волны. Зависимый человек – словно начинающий серфингист, стоящий на этой волне тяги. Но он не удерживает равновесие и каждый раз падает вниз, в употребление.

Задача – научиться сохранять равновесие и оставаться на гребне волны, пока она сама собой не сойдет на нет.

Зависимый часто уверен, что эта волна тяги – бесконечна, что невыносимое желание употребить будет преследовать его всегда. Но это не так!

Когда вы чувствуете приближение тяги, представьте себя на гребне волны. Сосредоточьте всё своё внимание на своих ощущениях и постоянно напоминайте себе:

“Эта волна рано или поздно пойдет на спад.”

В это время можно повторять про себя:

“Употребление – это не то, чего я действительно хочу! Даже если я пока не знаю, чего именно я хочу на самом деле.”

Когда вы почувствуете, что тяга начинает отступать, это будет ощущаться, как будто волна теряет свою силу и уходит вглубь. Радостное чувство, что вам удалось оседлать эту волну тяги и укротить её, станет заслуженной наградой за ваши усилия.

Как начинающий серфингист не всегда справляется с нахлынувшими волнами, так и зависимый не всегда сможет устоять перед тягой.

Поэтому главная задача этого упражнения на первых порах – просто научиться отодвигать момент употребления.

Позже, когда появится уверенность в том, что импульс можно выдерживать какое-то время, можно попробовать выдержать его до конца.

Парадоксальный подход – вернуть контроль

В тот момент, когда воля зависимого человека переходит под контроль зависимости, его здоровая часть личности словно “отключается”. Как бы ни были ужасны последствия каждого следующего употребления, “отключенная” здоровая часть уже просто не слышит о них. Она столкнется с ними позже, когда зависимая часть “утолит жажду” и уйдет на дно, оставив её разбираться с последствиями.

Парадоксальность этого подхода заключается в том, чтобы не позволять здоровой части личности “отключаться”. Если она будет оставаться включенной и присутствовать даже в момент употребления, это значительно “подпортит” удовольствие от самого процесса.

Буквально, это означает, что зависимый человек должен употреблять и одновременно осознавать, что прямо сейчас он собственноручно наносит себе вред.

Когда аддикт чувствует приближение срыва, при парадоксальном подходе он должен спросить себя:

“Действительно ли я больше не могу этого выносить? Сколько еще я смогу продержаться?”

Не дожидаясь неконтролируемого срыва, человек осознанно употребляет. Таким образом он возвращает себе часть контроля и включает свою собственную волю даже в момент употребления. Если он пока не может полностью отказаться от употребления, то он может хотя бы решить, когда это произойдет.

В следующий раз нужно приложить все усилия, чтобы пережить опасный момент без употребления. Таким образом человек делает ключевым звеном в своих мыслях и действиях не зависимость, а себя самого и свою здоровую часть.

Постепенно, тренируясь переживать близость к срыву при помощи здоровых альтернатив, он начинает выдерживать тягу всё дольше и дольше.

При этом уровень удовольствия от употребления начинает значительно снижаться. Вещество теряет статус “запретного плода” (в этом и заключается парадокс), а значит, теряет и свою притягательность. Удовольствие “подпортится” тем, что каждое употребление превращается не в безумный акт животной радости, а в эксперимент, за которым наблюдает внутренний ученый.

Реальная жизнь начинает проникать в тот “кокон”, который зависимый создал для себя и своего вещества. И в этом коконе становится всё менее уютно.

Постепенно в этом “коконе” становится так много пугающей реальности, что из убежища и спасения “кокон” зависимости превращается в ненужный балласт. Детское одеяло не спасет солдата на поле битвы, когда нужно бежать и спасать свою жизнь.

Зависимый человек – как солдат, пытающийся укрыться детским одеялом посреди поля боя, думая: «Я не вижу реальности, значит, её нет». Но если и под “одеялом” зависимости становится неуютно и страшно, если оно только сковывает движения, когда нужно бежать и спасать свою жизнь – разве не лучше его просто бросить?

Именно поэтому многие зависимые избавляются от зависимости и беспомощности только тогда, когда им больше не на что и не на кого положиться, кроме самих себя.

Благодаря осознанному и ответственному присутствию себя самого даже в момент употребления, справляться с тягой становится всё проще и проще.

Когда зависимый хорошо знает все свои отговорки и триггеры, он может открыто и честно признаться самому себе:

«Я не справился с тягой. Сейчас я ищу отговорки и оправдания, чтобы употребить. Я делаю это по своей собственной воле. Я своими руками делаю себе хуже. Я употребляю и помню обо всех последствиях. Зависимость предлагает мне забыться, но я выбираю сохранять осознанность, даже если я не справился с импульсом, даже если я буду пьян/под кайфом. Я протрезвею, и мне придется думать, почему я не справился. Мне придется разрешать те проблемы, от которых я сейчас убегаю. От употребления ничего не изменится – проблем не станет меньше, а скорее, станет больше. Употребляя, я бездарно трачу драгоценное время и силы, которых у меня и так не слишком много.»

Когда он признает это даже в момент употребления, вещество теряет свою волшебную силу, перестает быть тем самым “детским одеялом”, которое защищает от всего. Суровая реальность никуда не исчезает, и от неё уже не укрыться.

Хочу особо подчеркнуть - сам срыв не страшен, даже больше, он имеет терапевтический эффект, но с одной существенной оговоркой - самому зависимому необходимо выделять опыт из этого срыва, и последующем использовать его для выздоровления.

Ну и конечно, это всего лишь несколько элементов для возвращения контроля над своей жизнью, в идеале - выздоровление это системный и комплексный процесс.

Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи.

Подборка статей: Выздоравливающий зависимый.

Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ