Снижение лишнего веса – это полноценная шахматная партия с гроссмейстером.

main_img

Есть часть пищевой зависимости и проблемы лишнего веса, как такового, которая обладает страшной силой – силой стратегической игры.

И эта часть проблемы наиболее уязвима к стратегическому мышлению человека, начавшего здоровое питание.

Я приведу примеры стратегических приключений, которые на первый взгляд кажутся проигрышными, но приводят к итоговой победе.

Первый пример

Вечером я не смог договориться со своим аппетитом и в итоге переел фруктов. С тяжёлым ощущением внутри лёг спать и на утро, совершенно предсказуемо, не хотел есть. Нежелание есть с утра является симметричным ответом внутреннего «Гроссмейстера пищевой зависимости» на вечернее переедание.

Это его «детский шах и мат».
Разыгрывается очень просто.

Человек передает вечером. Внутренним голосом ему «внушается» вина и стыд за это. Ночью эмоции бессознательно переходят на уровень телесного отвращения к еде. Утром полное отсутствие желания есть. Наш гроссмейстер также подкидывает идею, что теперь всё правильно! Начат праведный день строгого ограничения и всё будет шикарно, как у лучших фешенебов.

К вечеру этого же дня накапливается неудовлетворённость от бедных вкусов и малого количества еды - и происходит новое переедание, которое и являлось целью гроссмейстера изначально. И Человек сам себе поражается: «Как же так вышло? Что со мной не так?».

Но в этот раз я действую стратегически.
Несмотря на вечерний излишек, я беру на завтрак фрукты и вкусную кашу. Даже съедаю кусочек торта, игнорируя доводы «Лошадью ходи! Лошадью!» - сиречь откажись от еды, ты же переел вчера, надо теперь воздержаться!

Теперь мой вечер оказывается другим.
Уже в 20:00 у меня преимущество «на доске» и я получаю инициативу – ведь с аппетитом теперь гораздо легче договориться - просто припоминая вкусную и сытную еду утром. И теперь совершенно не проблема перенести лакомство на следующее утро потому, что прецедент уже был: «Мы действительно едим вкусняшки по утрам». Аппетит может без проблем мне довериться.

Другой пример

Мне очень хотелось мороженого. Сначала прокручивал мысль в голове, потом определил, какое именно хочу – крем-брюле. И наконец увидел именно его в магазине. Купить или нет?

Стратегическая победа пищевой зависимости надо мной выглядит так:

  • Сперва самовнушение «мне нельзя, мне нельзя, мне нельзя».
  • Затем искажение восприятия по типу избирательности «чёрт, все, все вокруг едят мороженое».
  • После раздражительность, усталость, конфликтность.
  • Как итог – процесс уравновешивания фрустрации и приведения себя в эмоциональный порядок превращается в поедание сосисок, шоколада, булочек.
  • Ночью я горжусь собой за то, что мороженое так и не съел, и пытаюсь развидеть гору пачек, крошек, обёрток вокруг. Шах и мат. Пищевая зависимость WIN!!!

Но я же теперь смотрю дальше собственного носа.
Я поймал момент, на котором равновесие начинает теряться. Момент, который подсказывает: если я сейчас энергетически вложусь в борьбу с мороженым… заедание энергетических потерь будет стократ тяжелее и калорийнее, чем бедный милый вафельный рожок.

Отдаю дорогому гроссмейстеру пешку в виде крем-брюле на съедение. А выигрываю фигуру. Выигрываю фигуру во всех смыслах, которые в этом выражении можно прочитать.

Еще пример

У меня был день пищевого срыва и… я знаю, что один специалист по питанию, мой тёзка, строго рекомендует не делать срыв больше, чем длиной в 1 день. А один день как раз советует делать. Но следующий день выходной, а у меня ещё всякой вкусности много и друзья придут.

Наступает следующий день, и я в растерянности. Не могу себя организовать и собрать, не могу придумать, как мне лучше быть. И по итогу ба-бац! Второй день срыва.

Стратегический внутренний жир знает, как теперь меня обхитрить. Он настаивает на том, что всё произошедшее является совершенно ужасным примером потери контроля.

  • Из чего вытекает моя несостоятельность соблюсти даже такую малость, как хотя бы не затягивать срыв больше, чем на день.
  • Из чего следует, что меня спасёт только полное голодание и жесточайший внутренний настрой, а также тотальный самоконтроль.
  • Из чего следует, что всего вышеперечисленного у меня нет.
  • Из чего следует, что мне, как тряпке, ничего не остаётся, кроме продолжения срыва уже по-полной. И только надеяться, что когда-нибудь я доемся до такого состояния, в котором внутри пробудится воля, мотивация и дисциплина.

На всякий случай у стратегического жира заготовлено ещё 1,5 ведра подобного бреда.

Однако я тоже не лыком шит. Понимаю, что второй день «срыва» не включён в «обычные правила» здорового питания. Но я задаю себе вопрос: «А действительно ли моя жизнь до сегодняшнего дня вся проходила по неким обычным правилам, то есть я всегда действовал логично, последовательно и правильно?».

Почему бы мне прямо сейчас не увидеть, какую прекрасную возможность подарила судьба? Я нахожусь во втором дне срыва, который является шансом вернуться ко здоровому питанию в необычных условиях. Более того, я теперь готов похвалить себя за то, что создал такую тренировочную ситуацию. Я буду здорово питаться после нарушения «предписаний» именно потому, что это самое главное! Научиться возвращаться после срывов, как стандартных, однодневных, так и атипичных – иначе о каком результате я могу думать? Лишь о совершенно неустойчивом, зыбком результате.

Так что у меня тоже есть пара вёдер моего собственного, отборного стратегического бреда!

Посмотрим… кто кого!

Мои примеры - всего лишь примеры для наглядности, но не для прямого подражания. Каждая «шахматная партия» с жиргроссмейстером уникальна и ждет индивидуальных творческих решений.

Я не могу выиграть у опытного игрока партию в шахматы, если поставлю задачу не потерять ни одной пешки или фигуры. Никаких шансов – если я провозглашаю идеальную сохранность своего «войска» и утверждаю, что должен победить без единой потери.

Моя пищевая зависимость прекрасно это знает и поэтому напирает именно на идеальный, нежизнеспособный вариант победы: «Лошадью ходи, лошадью!».

Лишний вес… его надо снижать каждый день. Нельзя давать себе слабину, ибо тогда всё пойдёт под откос. Запрещённые продукты не есть ни в каком количестве. Недопустимо жертвовать пешкой ради ферзя. Каждый ход должен быть выигрышным, каждый – победным. Чтобы в итоге проиграть с разгромным счётом под смех жиргроссмейстера.

Или…

Стать стратегически мыслящим игроком.

  • Тогда все знакомые будут в один голос перечить: «Тебе нельзя так есть, раз ты худеешь».
  • Тогда вам не нужно будет ждать сильную мотивацию, чтобы действовать. Цена сильной мотивации в шахматной партии – 0 рублей 0 копеек.
  • Тогда вам не придётся винить и корить себя за то, что не каждый день приносите на алтарь килограммы для бога килограммов.

Потому, что вы умнее и хитрее - а в случае с лишним весом, с пищевой зависимостью это намного лучше, чем быть сильнее.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ