Экстра версия

Раздел: Статьи
Категория: Отношения
main_img

"Значительную часть своего детства я просидел дома, читая книги или смотря телевизор. Тогда как многие мои сверстники в это время гуляли и активно общались во дворе", - сокрушается человек, которому хотелось бы изменить свою жизнь в сторону большего контакта с окружающими, - "Боже, лучше бы я тогда гулял! Если бы я знал, к чему все это приведет, я бы только и делал, что гулял и общался!".

Скоропостижный и однозначный вывод, процитированный выше, своими корнями пророс во все сферы нашей повседневной культуры. Культуры, в которой, кажется, нет места ничему, кроме молодости, активности, успешности и, наверное, самое главное, - обращенности исключительно во внешний мир. Культуры, которая, кажется, незаметно уже возвела человеческое предпочтение больше пребывать в своем внутреннем мире в разряд пороков.

Благодаря этому культурному влиянию человек из процитированного примера занимается, по сути, самобичеванием по поводу того, каким является. Как если бы кто-то распинал себя за цвет глаз. И результатом этого отношения к себе, этого вывода, является зачастую уныние. И деморализация. Когда человек решает, что действовать, быть, проявлять себя таким, каким он является - бессмысленно, потому что это не соответствует некоему негласно ободряемому в обществе стандарту.

Часто слышно, как люди цитируют некие понятия из академической психологии, приводя их в качестве доводов в спорах или объяснений поведения других: "Ну, то, что происходит сейчас у тебя в плане отношений, не удивительно - ты же всегда был интровертом". И звучит это почти как приговор. Вроде как, получил то, что заслужил.

 "Переедал и поэтому набрал вес". "Не бегал кросс и не сдал нормативы". "Мало поработал - мало заработал". "Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела…". В общем, осуждающий оттенок часто и не скрывается, и предполагается, что с этой самой интроверсией "надо что-то делать". Хотя этот термин просто описывает человека, для которого внутренняя жизнь важнее, чем внешняя. Равно как верно обратное для экстраверсии.

Но что, если позволить себе быть чуть более пытливым, чуть более исследователем и не верить прямо так сразу на слово дракону общественного мнения? Иногда даже исследуя сами слова, составляющие тот или иной, вроде бы, устоявшийся и понятный всем по умолчанию термин, можно стать свободнее от его власти.

Экстраверсия.
Вроде бы при прямом дословном переводе - "направленность вовне, внимание вовне". Но если немного поиграть с термином, поставив дефис между его составляющими или даже разделив их пробелом, получится нечто немного другое: "Экстра версия". Что уже по-русски можно было бы понять иначе - какая-то сверх версия.

Можно назвать это натягиванием совы на глобус, но это очень напоминает такое популярное сейчас выражение, некий мотивирующий призыв быть (дословно) "лучшей версией самого/самой себя". Уже даже источник невозможно определить - настолько пестрит этой цитатой медиа-пространство. Часто этот призыв звучит со страниц всевозможных мотивирующих (не до конца при первом рассмотрении ясно, к чему мотивирующих) блогов и соцсетей. Чаще этот призыв идет неким словесным приложением к картинке, с которой смотрит какой-нибудь осанистый мужчина, демонстрирующий автомобиль или состояние брюшного пресса. Или молодая женщина с хорошей, вне всяких сомнений, фигурой, которую видно тоже очень хорошо и не так уж завуалированно. И многим, глядя на них, сразу может захотеться к ним присоединиться. В самых широких диапазонах смысла слова.

В не самой плохой голливудской комедии о героях-холостяках, изобретших оригинальный способ знакомств с девушками - обманом проникая на чужие свадьбы, один из приятелей цитирует другому правило из "золотого списка правил съема на свадьбах": "Правило номер 6 - Нельзя сидеть, забившись в угол. Так ты привлекаешь к себе негативное внимание. Привлекай к себе внимание, но по своим правилам".

И вот это внимание к себе по своим правилам - что-то, что заслуживает более вдумчивого рассмотрения. Потому что имеет самое непосредственное отношение к этой "лучшей версии самого/самой себя", о которой идет речь. Ведь зачастую оказывается, что в этой направленности во внешнее в проживании жизни многим нравится не сама направленность. Им нравится нравиться. Когда собственную ценность человек ощущает, только получая одобрение со стороны окружающих.

Вот на терапевтической группе (все описываемые в примерах ситуации и герои являются собирательными и изменены) в ходе работы участница активно делится советами с другими. Она вовлечена, открыта, щедра на реакции. Одной из своих попутчиц по группе, которая говорит о своей неспособности совладать с проблемным поведением дочери-подростка, она рекомендует несколько стратегий поведения, несколько книг, которые можно прочесть на эту тему, а также рассказывает, что бы сделала, будучи на ее месте. На что та, превозмогая себя, просит ее: "Пожалуйста, вы не могли бы прекратить! Меня уже это бесит!". И, в то же время, она очень тепло благодарит за поддержку другого участника, который долго сидит рядом молча, а потом задумчиво произносит вслух: "Да, иногда их в этом возрасте просто не остановить...". Явно он не самый главный из экстравертов на земле, но его отклик дает намного больше поддержки, чем активная и деятельная внешняя вовлеченность его коллеги по группе.

Внешняя ориентированность часто дает очень много социальных контактов и знакомств. И это во многих жизненных ситуациях оказывается невероятно полезным и нужным.

  • Но могут быть отношения со ста разными людьми в той же степени глубоки, как с двумя или тремя?
  • И всегда ли то, что полезно и одобряемо, - это то, в чем мы действительно нуждаемся?
  • И этот поиск все новых и новых контактов - он для того, чтобы открывать для себя других?
  • Или для того, чтобы снова и снова (иногда в тех же словах и примерах из жизни) открывать все новым другим Себя?

Самые скучные и мучительные для визави свидания - те, на которых его спутник/спутница все говорит и говорит только о себе.

И возможно ли по-настоящему узнать кого-то, кто живет исключительно во внешнем мире? Знает ли он себя сам?

Некоторое время назад довелось прочесть наставления одного из лидеров определенной психотерапевтической школы своим последователям. Наставления были по поводу продвижения себя как специалиста на просторах интернет-сети. Заканчивалось оно словами: "И запомните, если вас нет в Интернете, то вас, по сути, и вообще нет!". Еще тогда подумалось: "Боже, какое ужасное по своему содержанию внушение!". А как же заветные телефонные номера тех психотерапевтов, к которым любят обращаться сами психотерапевты? Или просто клиенты, которые ищут себе специалиста по рекомендациям. Ведь есть же те, кого нет вообще нигде в публичном пространстве в буквальном смысле. Но у них на приеме всегда кто-то есть, зачастую далеко вперед. Но не это даже главное. Их нет в Интернете - но они есть. Как сказал один из ведущих на группе как-то: "Я могу, конечно, долгое время просто тихо сидеть и молчать. Но я есть".

И это такая громадная разница, если действительно вчувствоваться. Когда я есть, нужно ли мне быть лучшей версией себя? Быть экстра да еще и версией?

И можно ли тогда, опираясь на эти размышления, позволить себе быть и более обращенным внутрь себя? Даже если внешний мир иногда доходит до полного абсурда, когда в некоторых компаниях специалистам сугубо индивидуального труда навязывают оценочный рейтинг их способности выстраивать социальные коммуникации в коллективе. Опять-таки полагая эти способности каким-то непререкаемым благом.

И что будет, если остановить хотя бы ненадолго бег вовне и вдруг утратить эту опору на нежные любящие взгляды других, прекратить эти постоянные поиски одобрения окружающих. С чем в этой паузе, возможно, придется столкнуться внутри себя тогда?

  • С тревогой, которая нашептывает, что нужно постоянно что-то делать, нужно постоянно чем-то быть занятым, чтобы быть?
  • Или с голодом по любви и вниманию, который не утихает, не важно, даёт человек или получает?

Иногда (очень редко), когда идет такой снег, что коммунальные службы не справляются и не успевают расчистить подъездные пути, люди оказываются запертыми у себя дома. И у них не получается в очередной раз куда-то во что-то важное внешнее в очередной раз побежать. А приходится остаться больше в чем-то своем внутреннем. Снег в этой ситуации не сковывает мертвенно, превращаясь в лед, а, скорее, остужает то, что было и так излишне разогрето. И возможно, так остудившись во внешнем рвении и развернувшись невольно к чему-то внутреннему, появится возможность наконец уединиться и разобраться в себе? Кто знает.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ