Побег из Пиццерии Фредди. Преодоление страха перед компьютерной игрой как инициация. Часть 2.

main_img

Статья опубликована с согласия клиента.

Ничто не в силах исключить из нашего опыта и воздействий бессознательное.
Поэтому мы с нашей душой стоим, очевидно, посредине между мощными воздействиями изнутри и снаружи и каким-то образом должны воздавать дань и тому, и другому. Мы можем делать это лишь в меру наших индивидуальных способностей. Поэтому нам следует думать о самих себе — не о том, что мы обязаны, а о том, что мы можем и что должны.
Пациент должен научиться различать, что есть Эго и что есть не-Эго, т. е. коллективное психическое. Тем самым он получает материал, с которым ему с этого момента еще долго предстоит разбираться. Его энергия, которая раньше была заключена в негодных, патологических формах, нашла теперь свою подобающую сферу. При диф­ференциации Эго от не-Эго существенным является укоренённость человека в своей Эго-функции, т. е. в исполнении своего долга по отношению к жизни, в том, что он во всех аспектах есть жизнеспособный член человеческого общества. Все то, чем он в этом отношении пренебрегает, приходится на долю бессознательного и усиливает позицию последнего, так что он подвергается опасности быть поглощенным бессознательным.
/ К.Г.Юнг, «Очерки по психологии бессознательного»

В первой части статьи речь шла о  травматизации  из-за компьютерной игры «5 ночей с Фредди». Клиент – 8-летний мальчик Стас. Были предоставлены вниманию песочные композиции на начало и конец терапии. См. часть 1.

К изумрудному острову и славной королевской битве нас привела долгая сказка «Про мальчика с открытым сердцем» на протяжении 15-ти сессий. Мы сочиняли её поочерёдно, пользуясь песочными часами (укрепляя связь с реальным временем). Кружили на заколдованных поворотах сюжета, возвращались к болевым точкам не один раз. Замечательно то, какие необычные решения придумывал мальчик. Работа проводилась в двух песочницах, использовались методы сказкотерапии и психосинтеза (знакомство с субличностями, раскрытие их потенциала), рисунки, проективные методики, терапевтические приёмы: убеждение, отражение чувств, прояснение, информирование, вопросы, парадоксальная интенция, обратная связь и другие.

Вашему вниманию:
наиболее драматичные эпизоды песочного путешествия в соответствии с ходом терапии.

 

Возвращение из фантазий в реальность. Уже взрослый Герой, засыпая, каждый раз оказывается в мире своих детских ужасов. Там, на одиноком острове, страдает его детское «я». Взрослое Эго помогает своему маленькому Эго спастись, используя висячий мост.

 

Собака не испытывает страх перед аниматрониками и с азартом их разгоняет. Почему? Да она никакого понятия о том, кто такие аниматроники, не имеет, и бояться их у нее не получается. Это была моя идея на одной из сессий. В следующий раз Стас уже сам помещает её в песочницу. Собака Аврора (не случайно она в человеческой одежде, носит имя реальной домашней питомицы) блестяще справляется с ролью Трикстера (Шута). Опустим детали её хулиганских выходок по отношению к кровожадным роботам. Известно, что архетип Трикстера появляется в самые отчаянные моменты.

С позиций нейрофизилогии: в стрессе необходима слаженная работа двух полушарий мозга, соединение их активности рождает новое видение. Именно это и произошло, уровень напряженности резко снизился, из песочного мира исчезла жуть и малодушие. Беспомощные, почти сдавшиеся Герои (Эго, Супер-Эго) получили бесценного помощника (Ид).

 

Собачья история продолжилась. В этой сцене героиня Аврора резвится со своими подружками, их развлечениям было посвящено достаточное время сессии. Происходит лёгкий регресс, отдых, необходимый для дальнейшего продвижения в решении нашей проблемы. Мы наблюдаем усиление Ид, животной части психе клиента, глубоко инстинктивной, соответствующей раннему детству.

 

Бриллиант как предтеча сокровищ Изумрудного острова. К сокровищам души не так легко подобраться, если тревога, страхи и беспокойства препятствуют рациональному способу познания мира (кристаллизации), отбрасывают психе клиента в океан бессознательного.

 

Торшер, костры, свечи демонстрируют лучше всяких слов, насколько силён детский страх.

 

Недвусмысленная (хоть и бессознательная) демонстрация «отравления сознания» агрессивными механическими образами «героев нашего времени».

 

 

 

 

Это портал для побега из мира неограниченной власти монстров над людьми. Он открылся в двух песочницах одновременно. Герой спасается через него и бросает оставшимся в беде положительным героям оружие, похожее на трезубец. Благодаря этому поступку они тоже смогли спастись.

Трезубец — наиболее известный символ власти над морем (бессознательным) и атрибут древнегреческого бога Посейдона. Также трезубец был символом Мардука — верховного божества шумеро-аккадской мифологии. Пользуясь трезубцем, Мардук поразил богиню тьмы Тиамат, что положило начало сотворению мира. В буддизме трезубец символизирует Три Драгоценности Будды. Он символизирует Небеса чистого пламени, а также разрушение трёх ядов: гнева, желания и лени. В греко-римской культуре трезубец, символизирующий удар молнии, является оружием небесного бога Зевса.

В светлом повседневном мире звериное обличие героев сменяется благородными образами воинов-мужчин. Долгожданное спасение человеческих душ из шкур аниматроников наконец-то успешно прожито! Гештальт завершается. Этот момент также можно трактовать, как перерождение внутренних черт характера мальчика, шаг во взросление. Происходит трансформация энергии теневой части личности, после этого сила Тени становится доступной.

Примечательно, что после сцены спасения и перерождения, с неба от Санта Клауса (архетипа доброго Отца) на героев посыпались подарки (как поощрение от сознательной части психе). 

  

После чудесного спасения наступает пора относительно мирной жизни. Эта сцена символизирует развитие диалектического мышления. Разумный внутренний диалог, репрезентация Эго и Супер-Эго клиента. По Эльконину – активизация зоны ближайшего развития.

 

Стас заменил фигурку молодого мужчины на более зрелого. Отслеживается потребность в контакте с отцом, в песочном поле психика ребенка получает реальную возможность актуализировать архетипический образ Отца, прожить его присутствие, впитать его силу, мудрость, сдержанность, укрепить свое мужество.

 

Мой герой знакомит главного героя с произведениями Жюля Верна. Детское сознание нуждается в руководстве в познании мира реального и литературного, в обмене информацией со старшим поколением, в преемственности идей и миров.

 

Стас, войдя в родительскую позицию, от лица своего героя назидательно рассказывает о том, что происходит с мозгом человека, который находится в игровом рабстве. Несколько дней назад эту краткую лекцию прочла ему я. Мальчик слушал в пол-уха, но, как оказалось, ничего не пропустил:)

 

Совместно с символической фигурой Отца, Герой в качестве летчика проживает аварийную ситуацию в небе и благополучно сажает самолет. Наглядная метафора овладения сознанием. При этом на уровне эмоций снова нарастает волнение.

 

Никто из пассажиров при аварии не пострадал. Только не пристёгнутый (непослушный) пассажир нуждается в лечении. Это отсылка к зависимым отношениям с матерью, потребность быть хорошим, правильным, но и по-своему рациональным, острожным. Не случайно появление в кадре Попугая, имитатора человеческого характера. Так посредством интроекций, подражания феминные качества уживаются с маскульными внутри детской личности, формируя ее будущий конструктивный характер.

 

На следующей сессии тандем Отца и Сына ожидала награда. На этот раз найден клад с сокровищами! Анимус (мужская часть психики) укрепляется в своем благополучии.

 

Репетиция будущего. Создание собственной семьи. Постаревшая собака Аврора живет вместе с Героем (подчеркнута ценность предыдущих событий в песке). Желтая дверь отделяет мир матери, при этом для нее создаётся максимальный комфорт. Психика подготавливается к благополучному преодолению материнского комплекса, избегая при этом внешнего конфликта с матерью, принимая ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь другого. Двери символизируют границы, обеспечивая герметичность, сакральность двух разных сфер психики. Появление дверей подчеркивает, что бессознательные компоненты активно структурируются, обеспечивая успешную индивидуацию (самореализацию) в реальном мире.

 

И снова возвращение к старым страхам на новом уровне, в повзрослевшем состоянии. Психика нуждается в том, чтобы физиологический стресс снижался, поэтому дети часто прокручивают одни и те же страшные сюжеты, тем самым снижая градус страстей, изживая страх.

 

Это образы насущных жизненных задач: конфликтность, склонность к полноте и другие. Задание было завуалировано: «Посели на планетах разных жителей». Мы не стали «распаковывать» эти смыслы, так как внимание Стаса на тот момент было прочно приковано к «этим», к аниматроникам:) Без разрешения внутреннего конфликта невозможно эффективно преодолеть внешние проблемы социума.

На примере этих эпизодов видно, насколько значимым является своевременность в разрешении внутреннего конфликта. Без таких побед трудно найти силы для решения социальных задач. Силы ребёнок черпает из отношений, которые складываются с родителями, прежде всего с матерью. Карл Густав Юнг в своем очерке «Отношения между Я и бессознательным», «Анима и Анимус», 2 часть, глава II, писал:       

«Поскольку мать — первая носительница этого образа души [ребёнка], то отделение от неё — деликатный и важный вопрос огромного воспитательного значения. Поэтому уже у первобытных людей мы находим множество ритуалов и обычаев, организующих подобное отделе­ние. Простого взросления и внешнего отделения недостаточно, нужны ещё совершенно особое посвящение в мужчины и церемонии второго рождения, чтобы эффективно выстроить отделение от матери (а тем самым осуществить выход из детства).
Точно так же как отец действует в качестве защиты от опасностей внешнего мира и тем самым становится для сына образчиком персоны, так и мать для него — защита от опасностей, угрожающих ему из его собственного душевного мрака. Поэтому при посвящении в мужчины лицо, проходящее инициацию, получает наставления относительно «поту­сторонних» явлений, благодаря чему оказывается в состоянии отказаться от материнской защиты.

 Список использованной литературы:

  • Радин Пол «Трикстер», Санкт-Петербург, 1999, «Наука»
  • Нойман Э. Великая Мать – www.castalia.ru
  • Словарь символов и знаков - Авт.-сост. В.В.Адамчик.-М.: Харвест, 2006
  • Тернер Б. «Руководство по сэндплей терапии». – М.: Дипак, 2015
  • Пратибха Иствуд. «Девять окон в целостность. Исследование чисел в Сэндплей-терапии» - Москва, 2018
  • Карл Густов Юнг «Очерки по психологии бессознательного», http://carljung.ru/Library/AnimusAnima.htm; или https://psy.wikireading.ru/25018

Комментировать

Найдите психолога
в Вашем городе

Проверенные специалисты с
высшим психологическим
образованием

Найти психолога