Почему психосоматические заболевания так поздно диагностируют и лечат у кого угодно, кроме психотерапевта?

main_img

На прием пришла Эмма, девушка 20-ти лет, с проблемой построения отношений с мужчинами.

Начав говорить о наболевшей теме, она стала заметно волноваться, появилась одышка, которая закончилась астматическим приступом.

«Не обращайте внимания, у меня астма», — объяснила она после купирования приступа при помощи ингалятора, стараясь продолжить свой рассказ.

«Как давно вы болеете?» — спросила я.

«С 13 лет…» — ответила она.

Я стала выяснять, как возник симптом. Оказалось, что в 12 лет Эмма подверглась попытке изнасилования. Насильник напал на нее на улице, пытался затащить в подворотню, закрывая ей рот рукой, чтобы не кричала. Эмме все-таки удалось крикнуть и привлечь этим прохожего, который спас ее. После этого случая она сильно заболела. Воспаление легких оказалось затяжным и закончилось через полгода постановкой диагноза – бронхиальная астма.

«Скажи, пожалуйста, Эмма, тебе врач не рекомендовал обратиться к психотерапевту за лечением астмы?» — спросила я.

«Однажды я проходила ежегодное лечение в стационаре. На практику пришли студенты. Один из них, обследуя меня, спросил, не обращалась ли я за психотерапевтической помощью? Но его преподаватель резко оборвал парня, потребовал, чтобы он не отвлекался от классического обследования и лечения пациента».

В процессе психотерапевтической работы с Эммой удалось выявить взаимосвязь ее проблемы, с которой она пришла ко мне (сложность построения отношений с мужчинами), астматических приступов и той подростковой травмой. Процесс был длительным, трудным, потому что травма за годы «жизни» в судьбе Эммы «пустила корни» в душу и тело девушки. Ей удалось помочь, но если бы она обратилась раньше, возможно, удалось бы избежать многих неприятностей в жизни.

Не у каждого диагноза бронхиальная астма такое начало истории - одинаково то, что там есть история, стресс, ситуация, только у каждого своя.

Современное медицинское сообщество признало,
что некоторые недуги физического тела
имеют истоки в психологических глубинах личности.

Бронхиальная астма, гастрит, язвенная болезнь желудка, ВСД – эти болезни в мире признаны психосоматическими на официальном уровне. К сожалению, наша медицина пока не стремится передать пациентов с подобными диагнозами в руки опытных психотерапевтов. Пациенты годами ходят в поликлиники, проходят постоянное стационарное лечение, но избавиться от болезни, увы, не могут.

Все дело в том, что они лечат следствие, не прикасаясь к причине.

Работаю с молодым мужчиной 32-х лет по проблемам коммуникаций на работе. В процессе проработки основного запроса поднимается тема его хронического диагноза – гастрит.

Симптом появился в первом классе, когда мальчик пошел в школу. До этого его в домашних условиях воспитывала мама. Мама отправилась восстанавливать карьеру, прерванную рождением и воспитанием сына, и так увлеклась работой, что дома ребенок ее видел редко и постоянно занятой.

Вспоминая то время, взрослый мужчина плакал. Он рассказывал, как ему тяжело было в школе, а после школы его забирала бабушка и заставляла учить уроки и помогать ей по дому. Его дошкольный мир рухнул. Он перестал есть, потом у него начались сильные боли в желудке. В больнице мальчику поставили диагноз – гастрит, выписали длительное домашнее лечение, строгую диету.

Мама очень волновалась за сына, она взяла отпуск на работе и сама стала ухаживать за сыном. К мальчику вернулся его «домашний рай» — заботливая мама, вкусная еда и никакой школы. Длительное лечение пошло на пользу, мальчик окреп, опять вернулся в школу, его мама – на работу. Но как только мама слишком глубоко погружалась в рабочую деятельность, мальчик начинал болеть, начиналось обострение гастрита. Мама опять возвращалась к сыну.

Болезнь стала своеобразным маяком, призывающим маму не отдаляться от сына слишком далеко. Этот же бессознательный прием держать окружение «на коротком поводке» впоследствии перешел на других людей: жену, коллег по работе.

Жена постоянно заботилась о его здоровье, о системе питания. Когда рабочая атмосфера казалась мужчине непереносимой, у него случалось обострение хронического гастрита. Через год постоянной психотерапии мужчине удалось построить свою жизнь, не прибегая к гастриту.

«Вы знаете, я в последнее время постоянно думаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы тогда, в детстве, мама привела меня не к педиатру, а к психотерапевту?..». В жизни не бывает сослагательных наклонений, в ней все происходит так, как сознательно или неосознанно выбирает каждый человек.

Однажды на подсознательном уровне организм создает симптом, как охрану от каких-то трудных чувств или как невысказанный призыв о помощи, о том, чтобы оставить возле себя близкого человека или заявить таким образом о себе миру.

У каждого человека своя история обретения симптома, подойти к ее истокам под силу только квалифицированному психотерапевту. Подойти, поднять на поверхность осознания, разобраться, для чего он нужен человеку, и предложить ему попытаться распрощаться с ним. Я умышленно использую слово «попытаться», потому что в моей практике бывали случаи, когда пациенты отказывались расстаться с болезнью, поняв, какие выгоды она им несла. Но это их осознанный выбор.

Агния, 56 лет, сильные боли в спине ее мучают лет с 15. К врачам обращалась неоднократно, проходила различные обследования, но врачи не обнаружили у нее соматических нарушений и не поставили ни одного диагноза. На это ушло 15 лет ее жизни.

Психотерапия выявила, что моментом начала симптома стал уход ее дочери из дома. Девушка окончила школу и решила поступать в вуз в другом городе, начав самостоятельную жизнь. Агния, властная женщина, которая всегда управляла каждым шагом дочери, не смогла принять ее самостоятельный и такой радикальный выбор. Дочери пришлось перевестись в вуз города своего детства и вернуться домой, чтобы помогать маме справляться с резко возникшей болезнью спины.

Обнаружив истоки болезни, Агния не торопилась с ним расстаться: «Если я перестану болеть, моя дочь вообще уедет за границу, о чем они с мужем давно мечтают. А я останусь одна?». Вот так она встретила предложение поработать над ликвидацией болезни. «Агния, а почему у вас только такой сценарий развития событий?» — ответила я ей на это. Но она не хотела слышать об исцелении. Для нее это было началом расставания с дочерью и внуками.

Только через некоторое время она согласилась рассмотреть возможность жить, не прибегая к болезни. Сейчас она открыла свой небольшой бизнес, завела новых друзей, и у нее появился поклонник. Дочь уже несколько месяцев живет в другой стране. Они регулярно общаются в скайпе и тепло относятся друг к другу. Дочь пообещала на лето привезти внуков к бабушке.

Один мудрец сказал:

Болезни людям даются в наказание, назидание или как награда.

Моя практика показывает, что практически все болезни, даже физические травмы, имеют психосоматический источник – непрожитые чувства, психологическая травма, желание манипулировать другими людьми. У каждого человека своя дорога, по которой он пришел к болезни. И каждый человек может найти путь избавления от нее.

Для начала следует просто захотеть разобраться - что привлекло болезнь?

Далее найти новые возможности жизни без нее.

После этого остается пройти сложный путь к исцелению.

Если вы готовы – обращайтесь, я проведу вас по этому пути.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ