Отстраненность. Случай из практики

Желание убежать или сделать все быстро скрывает какую-то неясную потребность.

Не обычное желание, возникающее время от времени у каждого из нас, побыть одному для уединения, для размышлений, чтобы погрузиться во внутрь себя - а желание убежать у людей, испытывающих большую потребность в близости. Когда общение начинает приносить невыносимое напряжение.

Такому человеку свойственно обнаруживать себя в состоянии неопределенности. Кто он, что его по-настоящему огорчает, а что радует? Поскольку принятие себя - самое сложное занятие для людей, обнаруживших похожие нарушения.

Им часто снятся символические сны. Сновидения, которые при исследовании и расшифровке могут предвещать реальные события.

Это характерные черты отстраненности, пожалуй, более заметные другим, но не самому обладателю. Пока он сам не решиться рассмотреть спрятанное "сокровище".

Чего никоим образом они не хотят допустить в свою жизнь и почему? Почему любые близкие и длительные отношения воспринимаются отрицательно?

Все особенности переживаний ярко проявляются в аналитическом процессе. Несмотря на колебания, они иногда приходят для проработки проблем. Поскольку для них открываются перспективы для осознания сложных процессов внутри.

Случай из моей практики.

Женщина тридцати лет пришла ко мне после работы с психоаналитиком, который ее не устраивал. Недовольная жизнью, была в депрессии, одинока, занималась рутинной научной работой. И совсем не могла говорить о себе.

Первый год психоанализа во взаимодействии со мной не принес изменений. Она все больше молчала и говорила, что не может выразить то, что у нее внутри. У нее была холодная и подавляющая мать, которая не слушала и не воспринимала ее.

Мне пришлось пересмотреть то, что я чувствую по отношению к ней. Я, безусловно, пыталась справиться со сложными чувствами, которые не всегда были мне понятны. 

Постепенно пришло понимание, что этой женщине приходилось подавлять всякое чувство или отрицать его существование. Что она не представляла, как ее внутренний мир может быть кому-то интересен и она может получить адекватный эмоциональный отклик. 

А убеждение о неэмоциональности - своего рода защита, причем обладающая большой силой. Такие инсайты принесли облегчение и мне, и ей. Поскольку она хотела избавиться от невыносимых, подавляющих чувств ранившей ее матери и проецировала эти нежелательные чувства на меня, продолжая их контролировать.

Когда ситуация стала достаточно понятна, моя интерпретация привела к снижению ее тревожности, она смогла проговорить свои чувства и тревоги, а доверие к аналитическому процессу возросло. Я стала ощущать больше эмпатии и контакта с ней.

Общая атмосфера ее жизни как будто внезапно изменилась. Обозначились перемены в научной деятельности, акцент на интеллектуальность перестал доминировать. Она увлеклась музыкой, начала играть на флейте, купила гитару. Она могла рассказывать о фантазиях, о мечтах. Появились моменты, отрытые для спонтанных переживаний.

Она перестала молчать. Инициировала темы на сессиях. Новое общение, счастливое самообладание. Будущие перспективные перемены. Наполненность от каждого прожитого дня. Это был прогресс в принятии себя с разных сторон жизни.

На этом этапе нашей совместной аналитической работы мы договорились сделать паузу.

Мои выводы по описанному случаю касаются того, как можно понимать и преодолеть  сопротивление в процессе аналитической работы, если более полно понимать собственные когнитивные процессы. А в этом мне помог самоанализ, осознание особенности моих реакций, вызванных личностью клиента.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ