Песочная психотерапия в практике психолога ПМПС школы

Раздел: Статьи
Автор: Шевелёва Елена Витальевна

На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций и т.д. Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.

В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методов, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми в школе можно отнести Песочную психотерапию (Sandplay Therapy), которая находит все более широкое признание у практиков. Цель данной статьи осветить возможность продуктивного применения метода Песочной терапии в работе психолога Психолого-медико-педагогической службы школы.

История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, обучившись у Ловенфельд, дополнив «Технику построения мира» юнгианским психоаналитическим подходом и своим глубоким знанием восточной философии, обобщив практический опыт, разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Подход Доры Кальфф [3; 6] основывался на создании для своих клиентов «свободного и защищённого пространства» где те, работая, чувствовали бы себя свободно. Её психотерапевтические взгляды базировались на высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что «психике человека присуще стремление к целостности и исцелению». Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Песочница и многочисленные миниатюрные объекты являются своеобразной метафорической ареной символического представления. Психологическая песочница позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. В процессе продолжающего диалога со своим внутренним миром, ребенок, подросток, взрослый получает возможность представить и прожить внутренние образы в конкретной форме. Образы способны исцелять за счет того, что «с точки зрения юнгианского подхода, песочная терапия создаёт возможность для проявления архетипа «Ребенка», благодаря чему человек может прийти к его осознанию» и принятию [3].

Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений - всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Функция психолога - сопровождать процесс, доверять бессознательному мнению клиента и создать условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего», к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.

Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы. Атрибуты разных культур, мифологические персонажи способствуют актуализации врожденного психического опыта и его осознования, предоставляя клиенту возможность переживать новый психический опыт и воплощать его в реальную жизнь.

Для работы по этому методу, Песочная терапия предполагает использование такого инструментария в кабинете психолога, как психологическая песочница («поднос») с чистым промытым, просеянным и прокалённым песком и коллекцию миниатюрных фигурок [3], отражающих все аспекты жизни как реальной, так и сказочно-мифологической.

Если психологическая работа предполагается в индивидуальном режиме или с группой 3-4 человека, то размер психологической песочницы это: 50х70х8 см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Лучше если песочница будет именно деревянной, это облегчает перенос «песочного» опыта клиента в реальную деятельность. Внутренняя часть поверхности подноса (дно и борта) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно подноса символизирует воду, а борта небо. Работа может быть по выбору клиента с мокрым или же с сухим песком.

В рамках работы психолога школы песочницу можно рассматривать как посредника для установления контакта и как непосредственно метод психокоррекции. Песочные композиции также являются замечательными средствами проективной психодиагностики и тогда, например инструкция к работе может звучать так: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые могут символизировать членов вашей семьи. Создайте в песочнице жизненную среду для этих фигурок, так, чтобы каждый член вашей семьи занимался привычным ля себя делом».

Перед началом построения композиции предшествует беседа по актуальному состоянию клиента, и затем психолог-специалист подбирает направление работы в рамках песочной терапии. Инструкции могут быть аналогичны проективным тестам, или же быть свободными: «Вы можете создать в песочнице всё, что пожелаете».

В рамках песочной терапии возможна также работа со сновидениями ребенка, подростка, взрослого: «Вспомните самый яркий для вас эпизод сновидения и создайте его в песочнице» , актуальна работа со страхами: «Выбери несколько самых неприятных для тебя фигурок, и расположи их в песочнице, создай мир для них».

Варианты формулировок инструкций, которые приводятся в методической литературе очень разнообразны [1], например такие как: направленные на актуализацию ресурсного состояния («Место где я отдыхаю», «Праздник жизни», «Удача», «То, что я люблю», «Радость», «Самый счастливый день в моей жизни», «Гармония», «Райское место» и т.п.) , направленные на переживание состояния аутентификации («Выберите, пожалуйста, одну фигурку и создайте для неё максимально комфортную среду», «Представьте, что цель ваша достигнута, создайте в песочнице образ достигнутой цели», «Вылепите из песка фигуру вашего помощника», «Мудрец на краю вселенной» и т.п.) , чувственно-смысловое переживание важнейших жизненных ценностей («Истина», «Любовь», «Покой», «Единство», «Жизнь и Смерть», «Сотрудничество», «Вера», «Смирение», «Я» и пр.)

Создание песочных композиций не требует от клиента каких-либо особых умений, а созданные композиции не могут быть «хуже» или «лучше» других. Основным критерием анализа художественной «продукции» созданной в психологической песочнице, является её аутентичность, переданная в единстве формы, цвета и символического содержания.

Клиент - ребенок или взрослый – может свободно работать с песком, строить, лить воду, располагать предметы, фигурки или же обходится без них. Тем не менее, в использовании материалов есть символическая логика, и даже если картина имеет хаотичный характер, она рассматривается психологом как завершённые образ, фотографируется или зарисовывается и затем анализируется.

Интерпретация символического содержания песочницы идёт от клиента, психолог, задавая тактичные вопросы оказывает поддерживающую и принимающую функцию, помогая активизировать ресурсы клиента по «исцелению». Интерпретационные, психокоррекционные вопросы по песочной композиции могут быть такого содержания, как: «Расскажите, пожалуйста, о том что происходит в вашей картине», «Что эта фигурка для вас означает», «Удобно ли будет обитателям этого мира, если будет так-то и так-то…», «Что бы вы хотели изменить?», «Есть ли здесь фигурка символизирующая вас?», «Что чувствует эта фигурка когда так-то и так-то…», «Кто здесь самый добрый?», «Кто здесь самый злой?», «Как можно помочь жителям этой страны?», «Скажите, что бы из этого мира вам хотелось забрать с собой в мир реальный?...Может это ощущения, чувства, мысли, идея, образ – то, что будет полезным для вас в жизни». Работа, игра продолжается, пока «мир» в песочнице и внутреннее самоощущение клиента не придут к стабильному состоянию.

Психологический анализ песочной композиции, возможен с точки зрения различных концепций и техник, это может быть техника «активного воображения» К.Г. Юнга [5], или же классическая Юнгианская песочная терапии Доры Кальфф [3; 6], возможна интерпретация основанная на новом современном методе Сказкотерапии [1] или же символдраматическая интерпретация [4], – это зависит от уровня квалификации и профессиональной направленности психолога-специалиста.

Клиент может по завершению работы в песочнице придумать сказку, стихи, нарисовать рисунки, сделать кукол, работать с глиной – приветствуется любое интерпретирующее самовыражение, так как творчество один из исцеляющих ресурсов нашей психики. Работа в песочнице основывается на таинстве отношений между клиентом и психологом, базируется на процессах переноса и контрпереноса, куда включается и продукт художественного самовыражения – песочная композиция.

Также примечательно то, что метод песочной терапии сочетаем с гештальт-терапией, групповой психотерапией, семейной терапией, арт-терапией, символдрамой – это позволяет психологу школы работать с детьми применяя самые различные техники психокоррекции, актуальные для каждого случая и возраста.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны, они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе развивают личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Опыт применения Песочной терапии в рамках работы школьного психолога ПМПС, показал, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов и психотерапевтов, но и учителей, дефектологов, социальных работников и логопедов.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 400 с.: ил.
  3. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)
  4. Обухов Я. Л. Образ – рисунок – символ // Журнал практического психолога. 1996. №4. С. 44-54.
  5. Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского.- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.-240 с.
  6. Dora М. Kallff. Introduction to Sandplay Therapy. Journal of Sandplay Therapy, Volume 1, Number 1, 1991.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ