Этапы излечения или как узнать, что я здоров

main_img

Это вопрос об окончании групповой терапии.
Когда пациент заканчивает групповую терапию?

У этого вопроса есть три подвопроса:

1. Это собственно этапы излечения.
2. О критериях окончания групповой терапии.
3. О цели психотерапии.

Давайте тогда начнем с первого вопроса:
Этапы излечения или этапы трансформации

Собственно говоря, существует 4 основных этапа практически в любой психотерапии, которые проходит пациент.

Первый этап называется - этап острой боли или осознания симптома, или ограничения.

Человек находится на этом этапе первые несколько сессий, в общем-то, когда психотерапевт занимается тем, чтобы облегчить острую боль. Или острый симптом. Когда происходит облегчение симптомов, можно сказать, что этот этап заканчивается.

Начинается следующий этап - этот этап в разных школах психотерапии называют по-разному, но в психоанализе этот этап именуется «медовый месяц» психоанализа. У человека появляется очень много надежды, он ходит с ощущением, что у него все получается и все получится.

Человек верит в психотерапию, что это самый лучший метод, верит в своего психоаналитика, что это самый лучший психоаналитик, и что ему очень повезло. Этап характеризуется повышенными надеждами и ожиданиями со стороны пациента. На этом этапе очень часто происходят сильные поведенческие изменения.

Опытные аналитики относятся к изменениям пациента на этом этапе с достаточной долей скепсиса. Почему?

Потому что долгосрочные и личностные изменения обычно требуют гораздо больших затрат времени, гораздо больших усилий, нежели то, что, скажем, произошло в течении первых 5 -10 сессий. То есть в течение нескольких недель, когда проходят 5, 10, 15 сессий психоанализа, у пациента действительно происходит улучшение симптоматики, но долгосрочных, глубинных изменений не происходит.

Более того, даже изменений эгокомплекса не происходит, потому что на уровне эгокомплекса нужно больше времени - 3-6 месяцев, чтобы произошли изменения уровней я-идентичности.

И если на этом этапе пациент прекращает терапию, уходит довольный от психоаналитика или психотерапевта - у меня все здорово, у меня все получилось, я сейчас не испытываю невротических симптомов, не испытываю этой боли и страданий, с которыми я пришел - это грустно, потому что у большинства пациентов через некоторое время возобновляются какие-то невротические страдания, пусть не в данном невротическом синдроме, а в каких-то других формах.

В психоанализе это называют эффектом замещения симптома (скажем, вот этого болевого симптома - на какой-то другой). Как будто бы в бессознательных эгокомплексах есть такая логика, что если я должен страдать, то я буду страдать, пусть даже с другим симптомом.

Например: человек пришел со страхом публичных выступлений - меня трясет, когда выступаю на совещания или каком-то экзамене, или когда гаишник останавливает. В результате краткосрочной терапии этот симптом разрушился, он понял, почему и как все происходит.

Его уже вроде бы это не беспокоит, или интенсивность симптоматики снизилась до каких-то разумных пределов, потому что любой человек в принципе имеет порог волнения при публичных выступлениях.

Но появляется какая-то другая острая боль. Допустим, вдруг выясняется, что человек (в данном конкретном случае, женщина) начинает думать про то, что она не замужем. Ей уже 32-35 лет, а она не замужем, детей нем- выходит на поверхность другая, более важная проблема.

Таким образом, первые два этапа психотерапии можно назвать этапом острой боли и этапом медового месяца. И на этих этапах главная цель психотерапии - это симптоматическое облегчение страданий человека, уменьшить интенсивность проявлений данного невротического симптома.

После медового месяца наступает следующий этап, так называемый третий этап, который можно назвать психотерапевтическое дно.

Когда проходит этап медового месяца, через один-два месяца терапии человек вдруг обнаруживает, что его надежда на то, что все идет так быстро, легко, замечательно, что все так получается, симптомы исчезают, начинает таять. Вдруг жизнь стала какой-то другой, но она стала значительно хуже.

Если визуально представить, то человек во время периода общей боли шел по болоту, и на этапе медового месяца он вышел как бы на пригорок или на тропинку, по которой можно идти легко, а оттуда вдруг провалился в пропасть и летит, стукаясь о камни и деревья, падая на самое дно. И там ещё более худшее болото, и ещё тяжелее идти и ещё больнее.

Третий этап называется этап психотерапевтического дна. Когда человек просто проваливается куда-то там, начинает болеть, ему становиться гораздо хуже, чем было до начала психотерапии. Это такой парадокс терапии, или, возможно, парадокс изменений: когда происходят изменения, то мы делаем два шага вперед и один шаг назад.

Это достаточно четко видно на примере развития детей, прослежено в детской психологии: ребенок приобретает какое-то поведение, а потом его разрушает, он как бы разучивается, регрессирует, делает шаг назад. На самом деле происходит разрушение существующей системы для того, чтобы ребенок смог создать новую систему.

Например, ребенок научился ходить на горшок по-маленькому, а потом в какое-то время как бы разучивается. Уже перестали на это обращать внимание, он сам ходит, все замечательно, а тут раз - и перестает, начинает возвращаться старое поведение. В значительном числе случаев это проявление регрессии: он разучивается ходить по-маленькому, чтобы научиться ходить в горшок по-маленькому и по-большому.

Таким образом, третий этап излечения или этап психотерапии - это такое психотерапевтическое дно. Человеку может становиться значительно хуже, чем до начала психотерапии, он перестает верить в психотерапевта и в то, что психотерапия помогает, что все будет хорошо. Пациенты могут говорить про то, что им действительно становится ещё хуже, с каждым разом они боятся - чем дальше, тем больнее.

Этот этап может занимать у разных пациентов разное время. У кого-то это происходит в течении сессии буквально за несколько минут, у кого-то занимает месяцы и годы. И опытные терапевты говорят, что на этапе дна и начинается по-настоящему психотерапевтическая работа. Потому что на этапе дна пациент и его аналитик сталкиваются с действительно важными проблемами и важными целями, которые очень ограничивают жизнь человека, его существование.

Вот и наступает четвертый этап - этап подъема или долгосрочного улучшения.

Он больше похож на пологую кривую, в которой есть подъемы и спады, это волнообразная кривая, которая поднимается медленно вверх.

И когда терапия заканчивается, то пациенту становится гораздо лучше, чем было до терапии. Это и есть четвертый этап - этап продуктивной долгосрочной работы, который наступает после этапа дна.

Пациент уже понимает, что вопрос личностной трансформации требует времени и усилий, он уже не верит в то, что психоаналитик это дед мороз, который щелкнет пальцами, и все изменится. Он понимает, что психоаналитик - это как тренер или как профессионал, который может только помочь или направить, с которым просто легче процесс изменений, но не настолько сильно, как об этом мечталось вначале.

Здесь происходит реалистическое понимание себя, принятие своего образа, своих проблем, своей жизни, роли психоаналитика. И аналитики говорят, что это важный этап отработки или проработки симптомов, которые появились. Это достаточно продолжительный этап, когда те симптомы, которые были раскрыты, начинают прорабатываться с разных сторон.

Четыре этапа излечения:

  • Этап острой боли,
  • Этап медового месяца,
  • Этап дна,
  • Этап проработки и медленного подъема.

Вторая часть вопроса о том, как долго длится терапия - это вопрос о критериях окончания терапии.

Здесь нужно рассказать про
этапы групповой терапии.

На первом этапе, когда человеку предлагают стать участником психотерапевтической группы, у него есть тревога и ожидания, когда он приходит на первую сессию, как бы это все рассеивается, и у него наступает некий такой медовый месяц, когда все получается.

Следующим этапом становятся групповые конфликты.

Третий этап - продуктивная работа в группе и проработка.

Когда человеку на первых этапах хочется пропускать группы, не ходить, это кажется обязательном, на стадии групповых конфликтов вообще не хочется ходить, потому что себя очень неуютно чувствуешь на группе.

А когда человек переходит на этап зрелой группы, то наоборот - хочется приходить почаще, чтоб была группа, чтобы сессии были подлиннее, и вообще - как-то мало, не хватает. Участники приходят без опозданий и работают продуктивно. И кажется, что так будет всегда.

Но когда основные практические проблемы, основные ограничения эгокомплексов прорабатываются, решаются, то человек обнаруживает, что жизнь вне группы так же интересна, как жизнь в группе. И он с удивлением обнаруживает: раньше ему казалось, что он будет ходить в группу всю жизнь, а теперь человек чувствует, что пришла пора уходить из группы.

Это похоже на переживание детей, когда приходит пора уходить из родительского дома в самостоятельную жизнь. Похожие чувства переживают и участники группы на этапе завершения терапии: не хочется уходить, покидать группу. Это тоже очень важно проанализировать и понять.

Какие чувства в нас вызывают расставание, переход с этапа на этап, переход из одного класса в другой, из одного состояния в другое. И обычно важный критерий успешного окончания группы - человек уже не так остро чувствует нужность группы в его жизни. Он уже чувствует, что сам может жить также интенсивно, как научился жить в предыдущих этапах с группой, также смело, свободно, мудро принимать решения и достигать своих жизненных целей.

Таким образом, важным критерием окончания групповой терапии является ощущение хорошо сделанной работы и повышение социальной активности пациентов вне группы. Это должно подтверждаться субъективными переживаниями (да, я стал сильнее) и объективными переживаниями (да, он стал сильнее, гораздо более социально мобилен, устойчив, успешен, стал зарабатывать больше денег, у него улучшилась семейная жизнь и другие социальные показатели качества жизни). 

Третий вопрос: про цели психотерапии.
Вопрос об этапах изменения. На него можно ответить кратко.

  • В психотерапии первая цель, которую можно ставить - это краткосрочная симптомо-ориентированная терапия, направленная на облегчение симптомов, улучшение жизни в конкретно заданной области. И первая цель требует от 8 до 12 сессий, вполне реально за это время достичь с пациентами невротического уровня таких целей.
  • Вторая цель психотерапии - это изменение эгокомплексов или основных невротических симптомов. На эту цель уже требуется побольше времени - от 20-30 до 50-75 сессий. Если говорить об объективном времени, то от 3-4 до 7-8 месяцев терапии.
  • И третья глобальная цель, которая может стоять в психотерапии, это цель характерологических изменений личности или трансформация характера. На достижение этой цели нужно от 2 до 5 лет. Это для пациентов невротического уровня - невротиков.

Таким образом, ответ на вопрос об этапах излечения при групповой психотерапии, заключен в следующем:

узнать о том, здоров я или нет, можно по субъективным переживаниям (как я себя чувствую, здоровым или нет) и по объективным критериям (стали ли вы реально более свободными в ранее проблемных областях или нет).

Анализируя собственное состояние, важно знать, на каком этапе вы находитесь:

  • на этапе медового месяца - здесь к своим ощущениям нужно относиться более скептически,
  • на этапе дна - здесь тоже к своим ощущениям нужно относиться скептически, не все так плохо, как кажется,
  • на этапе проработки, когда уже более-менее реалистическое ощущение цели, но кажется, что её никогда не достигнешь...

Ответ на вопрос, здоров или нет - в первую очередь это, конечно, ответ пациента, его субъективные переживания.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ