- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Она всегда улыбалась, даже когда ей было плохо… Но за этой улыбкой скрывалась “привычка к дискомфорту”, которая медленно разрушала её жизнь.
Знакомо ощущение, что вы – “ломовая лошадь”?
Постоянно жертвуете собой ради других? В этой статье мы разберем, как формируется эта привычка, почему она так опасна и как влияет на нашу жизнь, на примере реальной истории.
Галина вела внешне благополучную жизнь. После разных трудностей в молодости, к середине жизни, казалось бы, все наладилось. Всегда смешливая и спокойная, она производила впечатление человека, которого ничто не тревожит и не мучает.
Правда, женщина жила, в основном, на работе. Одним из способов снятия стресса была привычка высмеивать любые жизненные неприятности.
Единственное, что действительно расстраивало ее, — какое-то “проклятие” на работе. Будучи администратором, она и так испытывала большую нагрузку. Но к ее обязанностям часто добавлялись задачи других сотрудников, а то и вовсе из других отделов.
Галина задумалась над происходящим, когда новый сотрудник в очередной раз не вышел на смену по болезни, коллега из другого отдела не появился и не выходил на связь, а начальник поинтересовался, почему еще не сделаны заявки и почему в помещении грязно. Наверное, эта претензия насчет чистоты стала последней каплей.
Ей очень хотелось спросить, почему она должна выполнять обязанности четырех человек (администратора, сотрудника из другого отдела, сотрудника из ее отдела, уборщицы, а также директора, который должен составлять заявки). Но ответ начальника расстроил женщину.
Оказывается, все это навалилось не сразу, а она сама постепенно и планомерно загружала себя рабочими задачами до предела в течение довольно длительного периода.
Привычка выпивать утренний кофе ближе к вечеру была одной из тем для шуток в течение рабочего дня Галины. Коллеги часто подшучивали над этим. Случалось и такое, что Галина садилась за рабочий стол и вставала только при закрытии офиса – настолько много было работы. То есть за день она ни разу не вспоминала даже о том, что ей нужно сходить в туалет или выпить хотя бы глоток воды.
Разумеется, одна лишь забывчивость о кофе не превращает людей в идеальные рабочие станки. Но она очень показательна, поскольку проявляется во множестве других ситуаций ежедневно. И если вы тоже забываете о коротком отдыхе с чашкой кофе, будьте внимательны: возможно, вы уже почти “ломовая лошадь”.
Привычка к дискомфорту, маскирующаяся за множеством мелких отказов от того, что кажется несущественным, формируется по нескольким причинам:
Если сегодня у вас много работы и дорога каждая минута, экономия времени на таких “глупостях”, как чашка кофе, может показаться отличной стратегией. Однако никто не гарантирует, что завтра и в течение всего следующего месяца работы станет меньше.
Можно выбрать такую стратегию как основную в жизни и даже не осознавать этого. Это чем-то напоминает синдром отложенной жизни, но усугубляется большой рабочей нагрузкой и домашними делами.
Например, Галина не расслаблялась и после работы. У нее была большая семья, и каждый нуждался во внимании жены и матери. Оставаясь одна, наедине с собой, она могла лишь ближе к полуночи. А в это время уже нужно было ложиться спать, ведь впереди – новый длинный день.
Весь день проходил в бесконечных заботах. Вспоминала ли она о кофе или чем-то подобном хотя бы вечером? Не всегда. Дома она была загружена еще сильнее, потому что имела дело с четырьмя детьми разных возрастов, двумя часто болеющими пожилыми родственниками и мужем, повзрослевшим за годы брака, но не до конца.
И в ее картине мира все эти бесконечные заботы служили достаточно веской причиной, чтобы постоянно говорить себе: «потом, когда будет больше времени».
Единственный минус такой стратегии — “потом” время почему-то не всегда находилось. Наоборот, его становилось как будто только меньше.
Такая привычка часто является тем наследством, которое передают нам родители. Несмотря на то, что у каждого поколения больше возможностей для комфортной жизни, чем у предыдущего, не каждый представитель нового поколения способен воспользоваться этим и жить удобнее. Просто потому, что нет привычки к комфорту.
Галина росла в многодетной семье, где была старшей. Старшие дети часто вынуждены откладывать свои желания на потом и даже отказываться от них, потому что есть младшие. Когда старший ребенок хочет пойти гулять, а младшего не с кем оставить, кажется логичным поставить необходимость ухода за младшим в приоритет. Особенно, если физически этого не избежать. Родители Галины много работали, и она часто была единственным человеком, кто мог присмотреть за младшими.
И, казалось бы, детство закончилось, и можно уделять время себе? На практике обычно человек во взрослом возрасте неосознанно формирует себе условия, к которым привык еще в детстве. И в моменте это может быть незаметно, но процесс уже идет.
То, что у Галины собственная семья тоже получилась большой, совсем не случайность. Она воспроизвела условия родительской семьи, хотя казалось, что просто справляется с жизненными проблемами, как умеет. Каждое ее решение в итоге приводило к формированию привычных для нее условий.
У Галины никогда не хватало времени, чтобы задуматься о том, куда в перспективе движется ее жизнь.
Шутка о том, что без кофе вы превратитесь в лошадь, не лишена правды. Комфортная жизнь только издалека кажется чем-то монолитным, роскошным и, возможно, недостижимым для многих из нас (тем более, что представления о комфорте у всех разные). На самом деле, комфорт складывается из мелочей, в которых мы себе ежедневно отказываем.
Желание выбрать немного более дорогую, но красивую обувь можно счесть капризом. Если вы экономите ради крупной цели, то это может быть и так. Вы отказываетесь от этой модели и чувствуете себя разумным и взрослым.
Но если вы принимаете подобные решения повсеместно, то можете сильно удивиться тому, насколько далеки от того, что считаете комфортом в итоге.
Галина не всегда была человеком, способным забыть о своем мочевом пузыре или желудке. Ее нечувствительность формировалась постепенно. Она ощущала дискомфорт, только когда ее привычная “лошадиная” нагрузка возрастала многократно.
Но означало ли это, что ей было комфортно до этого? Нет.
Просто она разучилась ощущать потребности своего тела. Она знала, что нужно есть и пить хотя бы раз в день. И вспоминала об этом, только наблюдая, как другие отправляются на обед.
Часто в жизни от нас требуются решительные действия, к которым мы морально не готовы. Например, потому что они пошатнут наш привычный режим или даже уклад. И тогда мы находим десять способов избежать необходимости совершить один решительный шаг.
У Галины в аптечке, например, было больше пяти средств от зубной боли. Просто потому, что поход к стоматологу означал выпадение из привычного графика не на полдня, как могло показаться, а на пару дней, а то и больше. Ведь нагрузка на Галину уже была максимальной.
Полдня отсутствия означали напряженную работу на пределе сил в последующие дни, потому что задачи, не решенные вовремя, имели свойство накапливаться в огромных количествах.
Привычка к дискомфорту отлично защищает от страха перед гораздо большим дискомфортом в вашем понимании. Например, Галина не сразу начала выполнять еще и обязанности директора на своем рабочем месте.
Это не было ее целью, не давало чувства власти и не добавляло гордости за себя. Просто в какой-то момент она решила, что ей проще делать задачи директора, чем мучиться от тревоги. Директор был молод и не всегда ответственен.
Иногда в его приоритетах оказывались личные дела, а не работа. Из-за его необязательности Галина порой не могла вовремя выполнять свою работу. Для нее было проще сделать его работу самой, чем ждать, когда он ее сделает.
Неизвестность была для Галины гораздо большим дискомфортом, чем дополнительная нагрузка. Но ей и в голову не приходило обсуждать с директором его отношение к работе.
Все началось с эпизодических случаев. Когда Галина поняла, что взяла на себя огромную часть обязанностей директора, эти отношения уже стали устойчивой структурой. Заговорить об этом было гораздо страшнее, чем просто продолжать делать больше работы.
Привычка к дискомфорту — один из адаптивных способов выживания в непростых условиях. Она делает вас замечательным сотрудником, партнером, родителем и даже другом.
Казалось бы, здорово? Окружающие часто вами очень довольны, на вас можно положиться. Вы сами можете ощущать себя сильным и значительным благодаря этому. Привычка к дискомфорту может восприниматься не как проблема, влияющая на все сферы вашей жизни, а как часть вашей личности. Вы – крутой, сильный, надежный и ответственный человек.
Однако, если честно, окружающие с поразительной быстротой не только привыкают к такой позиции, но и начинают ею пользоваться. Да и о вас настоящем они мало что знают. Они видят лишь ту часть вас, которая разрослась и окрепла, о существовании других ваших сторон они могут и не подозревать. Они даже могут делать вид, что не слышат, когда вы сами пытаетесь сообщить, что не являетесь бессмертным пони, а – живой человек.
Например, привычка Галины болеть на рабочем месте, а не дома, тоже часто становилась поводом для шуток, как с ее стороны, так и со стороны других. Она вроде бы и говорила, что тоже может уставать.
Но ее обычная веселость легко настраивала людей на шутливый ответ. Она сама не была готова по-настоящему повернуться к людям уязвимой стороной, а они – увидеть в ней что-то, кроме невероятной выносливости.
Итак, мы рассмотрели, как формируется “привычка к дискомфорту” и к каким последствиям она может привести. История Галины – лишь один пример того, как эта привычка может отравить жизнь.
Но не стоит отчаиваться! В следующей статье мы подробно разберем алгоритм выхода из этого состояния и дадим практические рекомендации, как вернуть себе право на комфорт и радость. Не пропустите!
Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи