- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Человеку не всегда легко понять, что происходит у него во внутреннем мире. Эмоции приходят и уходят, сменяя друг друга, будто волны. Радость, тревога, раздражение, грусть и что-то ещё. Некоторым порой кажется, что всё это только мешает жить. Тогда человек учится игнорировать чувства (обычно с детства) или, наоборот, подчиняется им, не понимая ни причин, ни смысла. Но эмоции — не бессмысленный шум в душе, а язык внутренней жизни, её сигнальная система. И ведение дневника может стать способом данный язык научиться понимать.
Я говорю не о тех тетрадях, в которых фиксируют настроение и проставляют плюсики напротив удачных дней. По-настоящему помогающий дневник эмоций — не сборник самонаблюдений, а инструмент для настоящего налаживания контакта с собой. И если такой контакт устанавливается без спешки, без давления, без критики и попытки исправить себя, это способно привести со временем к реальным изменениям к лучшему.
Обычно к дневнику эмоций начинают обращаться по рекомендации психолога в сложные периоды, когда накапливается напряжение, когда очень тяжело, а навыков для того, чтобы описать суть этого вербально, не хватает. Записи тогда становятся отличным подспорьем для осмысления того, что именно происходит внутри, а это само по себе очень важно.
Со временем нередко можно заметить: в изложении повторяются одни и те же темы, слова, реакции. Появляется возможность взглянуть глубже. Например, за печалью когда-то обнаруживается одиночество, за тревогой — конкретный страх, за злостью — усталость от недосказанности. А иногда всплывает старая, неосознаваемая боль.
Эмоции, которые многие привычно называют негативными, не хаотичны. Они возникают в ответ на нарушение границ, игнорирование потребностей, повторение знакомых деструктивных сценариев. Ведение дневника помогает это увидеть с позиции исследователя. И тогда появляется возможность не просто реагировать автоматически, а выбирать, отвечать мудрее, поддерживать себя.
Базовая структура ведения дневника «дата — событие — эмоция — причина», конечно, может быть полезна на старте, но случается, она позже становится будто бы тесной. В какой-то момент может захотеться писать свободнее, как идёт. Или не писать, а рисовать. Или задавать себе непривычные вопросы. Например: «Где живёт это чувство в теле? Какого оно цвета? На что похоже? Если бы оно было существом, то каким? Что бы оно сказало?».
Подобные пути ведения дневника позволяют миновать рациональные защиты. Иногда, чтобы понять, что с вами происходит, проще не искать ответ в формате «Почему?». Порой полезнее спросить: «Что мне сейчас нужно?» или «О чём просит эта эмоция?», и записать ответ. Даже если он звучит неожиданно. Это и есть честность, которая укрепляет связь с собой.
Многие эмоции многослойны. То, что проявляется на поверхности, может быть защитной реакцией. Например, злость нередко прикрывает обиду. А под обидой может оказаться потребность в признании, в теплоте, в безопасности или просто в праве быть уязвимым. Но важно помнить: цель записей не в том, чтобы "разоблачить" эмоцию и раскопать подлинную. Например, далеко не всегда гнев — манипулятивен. Бывает он ещё и справедлив и точен. Но если Вы чувствуете, что внутри что-то откликается не тем, чем кажется, можно попробовать размотать имеющийся клубок.
Полезно разрешать себе сомневаться, останавливаться и не критиковать себя за отсутствие ответа. Понимание эмоций не приходит по требованию. Оно рождается во внимании и добром отношении к себе. Дневник способен стать пространством, где вы можете быть собой без объяснений. И в этом смысле он часто незаменим.
Один из тонких приёмов — писать от третьего лица. Не «Я злился», а «Он почувствовал, как внутри поднимается волна раздражения, которую трудно сдержать». Такая форма письма помогает слегка отстраниться от эмоции, не подавляя её. Когда чувство описано как будто всё происходило не с вами, а с кем-то другим, оно перестаёт поглощать целиком и становится заметнее, яснее, безопаснее. Это особенно важно, когда эмоции слишком интенсивны: тревога, злость, стыд. Вместо того чтобы провалиться в них, появляется возможность наблюдать, распознавать и оставаться в человеческом мягком контакте с собой.
То же можно делать с персонажами: представьте, что ваша тревога — отдельная фигура. Как бы она выглядела? Сколько ей лет? Чего она боится? Что ей нужно? Иногда разговор с такой частью оказывается глубже любого анализа.
Периодически их хорошо перечитывать. Не для самоосуждения себя, а для узнавания. Что повторяется? В каких ситуациях чувствуется одно и то же? Какие телесные сигналы сопровождают конкретные эмоции? Какие слова вы чаще всего используете, когда говорите о себе и содержании эмоционально-чувственной сферы?
Со временем дневник начинает работать как своеобразная карта. Он показывает, где вы теряетесь, когда срабатывает старая защита, в каких случаях становится трудно быть собой. Стоит понимать, что записи помогают не просто замечать то, что происходит в душе, но и двигаться к тому, чтобы давать себе поддержку и заботу.
Дневник эмоций может быть очень мощным инструментом. Но только в том случае, если он не превращается в ритуал страдания. Погружение в боль без выхода из неё — не путь к осознанию, а застревание. Если вы пишете об одном и том же много месяцев, и всё это время ничего не меняется, конечно, нужен не только дневник, а помощь психолога.
Иногда случается и так: человек начинает редактировать даже личные записи: избегает «некрасивых» чувств, записывает только то, что «не стыдно». Но дневник — не отчёт, который требуется предоставить суровому цензору, а страницы, обращаясь к которым, с полным правом можно быть настоящим без фальши и масок. Даже если описываемое кто-то бы не одобрил.
И ещё дневник не должен быть способом избежать действий. Писать — отличное начало, но далее нередко необходимо что-то совершать. Если дневник стал способом сохранять боль, а не проживать её, стоит задаться вопросом: «С учётом наличия понимания чего именно мне сейчас не хватает в реальности, в действиях?»
Иногда, перечитывая записи, человек замечает, допустим, следующее: снова и снова в них звучит тоска. Не театральная, а самая что ни на есть настоящая. Бывает, она по утраченному внутреннему огню. Или по свободе, на которую будто бы не хватало прав. Или по себе — тому, кто когда-то мечтал, чувствовал, верил, был ближе к жизни.
Если это заметно, значит, дневник уже работает, поскольку вы уже не просто что-то фиксируете, а слышите себя.
***
Дневник эмоций — не упражнение и не только метод самосовершенствования, а и форма присутствия в контакте с собой, место, где можно сказать себе правду — не для того, чтобы непременно измениться, а чтобы наконец себя в своём внутреннем мире замечать и встречать.
И если вы станете организовывать такие встречи достаточно часто и станете, правда, заботиться о себе, начнут меняться не только привычные эмоции, но и уровень включенности в происходящее, уровень внутреннего благополучия.
Человек, который, в самом деле, научился слышать себя, уже не может продолжать существовать, как раньше, тускло или в страданиях, а начинает жить намного полнее.