- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
На первый взгляд, тревога, указывающая на будущую небезопасность, и интерес, смешанный с сильным влечением, кажутся многим почти неразличимыми. Человек вызывает симпатию… И тело откликается всей палитрой ощущений: пульс учащается, ладони становятся влажными, в животе что-то щекочет и переворачивается. Это многие считают признаками начинающейся влюблённости, но у тех же проявлений может быть и другое, менее романтичное происхождение.
Мы не всегда различаем внутренние сигналы достаточно тонко. Особенно при наличии в прошлом опыта страха перед близостью или уязвимостью. Тогда чувства смешиваются, и телесные маркеры теряют однозначность. Влечение зовёт к контакту, но тревога к бегству, хотя может казаться совершенно иначе. Оба состояния способны запустить одинаковую физиологическую реакцию, и хорошо бы научиться распознавать, на что именно указывают ощущения.
Если рассматривать работу нервной и гормональной систем, влечение и тревога действительно практически родственные. В обоих случаях происходит активация симпатической нервной системы — той самой, которая готовит тело к действиям: мы чувствуем возбуждение, прилив энергии и т.д.
Разница лишь в сопровождающих «спецэффектах»: при влечении выделяется дофамин, вызывающий ощущение радости, притяжения, живого интереса. При тревоге к этому добавляется кортизол, запускающий сценарий защиты и сжатия.
Физиологически разница не слишком легко обнаруживается, особенно в первые мгновения. А если у человека есть опыт, в котором близость и тревога шли рука об руку, например, если в прошлом партнёр был то притягательным, то непредсказуемым, разобраться во внутренней путанице бывает особенно трудно.
Сложность с распознаванием смысла сигналов тела усиливается, если в детстве эмоциональная близость сопровождалась нестабильностью. Например, ребёнок мог чувствовать себя любимым только тогда, когда подстраивался, угадывал настроение родителей, жил в ожидании реакций… Как поведёт себя мама или папа: холодно, резко, с критикой или с теплотой, заботой, принятием? Такие отношения создают удивительную связку: любовь — это будто бы про тревогу. Внимание, кажется, может быть опасным. Для кого-то быть замеченным — значит быть уязвимым и в какой-то момент пострадать.
Когда человек с таким опытом встречает того, кто вызывает сильные ощущения и эмоции, то может спутать тревогу, которую психика по-прежнему ассоциирует с близостью, с волнительным интересом, обещающим возможность благополучного развития отношений. Именно поэтому «бабочки» у таких людей не столько про интерес, сколько про знакомое внутреннее напряжение — смесь страха быть отвергнутым и надежды быть принятым.
Такая запутанность не случайна: она — результат адаптации. Ребёнок, живший в условиях эмоциональной нестабильности, научился искать в позитивном смысле важное даже в тревоге. И теперь, став взрослым, он может воспринимать возбуждение нервной системы в качестве признака зарождающейся влюблённости, хотя на самом деле это просто сигнал из прошлого.
Есть телесные ориентиры, которые способны помочь прочувствовать разницу. Влечение чаще сопровождается ощущением тепла в груди, лёгкой расслабленностью, желанием приблизиться. Даже если вы волнуетесь, это волнение живое, с внутренним «Да» происходящему. После общения остаётся ощущение подъёма, интереса, порой лёгкой эйфории.
Тревога же даёт другой телесный фон: сжатие в животе, напряжёние в плечах, желание контролировать, а не расслабиться. После встречи нередко бывают усталость, эмоциональное «похмелье», ощущение, что нужно восстановиться, а не продолжать.
Один из простых способов проверить своё состояние — вообразить телесный контакт: как тело реагирует на представление, что этот человек тянется к вам, касается вашей руки, смотрит в глаза? Возникает приятное ожидание или хочется отстраниться, ощущается напряжение? Иногда именно здесь обнаруживается неочевидная, но важная подсказка.
Одно из главных препятствий в распознавании тревоги — наше стремление объяснить всё логически. «Я просто волнуюсь», «Все так себя ведут на первых свиданиях», «Я, наверное, слишком чувствительная»… Подобные фразы запускают в нас процесс нормализации внутреннего дискомфорта.
Особенно сильно вводит в заблуждение харизма интересующего человека: уверенность, обаяние, привлекательность часто воспринимаются как знак безопасности. Но на деле они могут затмевать внутренний тревожный фон, являющийся подсказкой о небезопасности в моменте и с тенденцией на будущее.
Люди, пережившие опыт отношений, в которых любовь сочеталась с угрозой (эмоциональной или физической), нередко чувствуют привычное волнение рядом с теми, кто непредсказуем. И принимают данный знакомый телесные подсказки за влечение, хотя на деле это реакция на потенциальную опасность.
Есть простые маркеры, по которым можно определить: тело пытается вас предупредить, а не окрыляет. Если после встречи вы не чувствуете подъёма, а, наоборот, испытываете тяжесть или растерянность — похоже, тревожный звоночек. Если вы ловите себя на мысли, что нужно быть осторожнее, подавать себя определённым образом, чтобы не разочаровать, стараетесь скрывать, что вы чувствуете — это сигналы о том, что рядом с этим человеком вы уже становитесь не полностью собой.
Если он мягко, но настойчиво предлагает то, к чему вы пока не готовы (алкоголь без вашего на то желания, поездка в уединённое место, особенный физический контакт), и вам приходится уговаривать себя согласиться — стоит к своим сомнениям прислушаться.
Иногда для того, чтобы разобраться в ощущениях, нужно замедлиться. Прежде чем бросаться в новые отношения с головой или соглашаться на следующее свидание, дайте себе время.
Полезно задать себе такие вопросы:
Что я действительно чувствую, когда думаю об этом человеке? Как реагирует моё тело, когда приходит сообщение от него?
Ответы на эти вопросы не нуждаются в поспешности, они могут прийти не сразу. Хорошая практика — дать себе пару суток на паузу. Если в течение этого времени проясняется, что вы переживаете интерес и воодушевление — скорее всего, это было здоровое волнение. Если тревога остаётся, растёт, начинает разрастаться, возможно, это способ психики сказать: «Внимание! Осторожнее!».
Мы живём в среде, где эмоции в коммуникациях часто воспринимаются как безусловное руководство к действию. Но телесные сигналы, как и чувства, нуждаются в расшифровке.
Ощущение в животе не всегда означает влюблённость. Вектор в настоящую близость не вызывает желания спрятаться, не обесточивает, не вызывает больших сомнений в себе.
Если после встречи с человеком вы ощущаете лёгкость, ясность, уверенность в себе — скорее всего, Вы встретили кого-то, с кем можно идти в отношения дальше. Если же остаётся чувство, что что-то не так, но вы не можете это объяснить — прислушайтесь. Иногда внутреннее «Нет» звучит на языке телесного сжатия, напряжения и тревоги.
Знакомо ли Вам ощущение «холодных бабочек» — тех, что не окрыляли, а наоборот, натягивали внутренние струны до дрожи? Когда вы принимали тревогу за страсть, и что случилось потом?