Психологическая травма в психоанализе и ее связь с искусством

main_img

Данная статья написана под впечатлением от выступлений Олеси Туркиной и Виктора Мазина на конференции "Травма: психоанализ и искусство" в 2025 году.

Что такое травма?

Зигмунд Фрейд первый вводит понятие психологической травмы, до него травма означала повреждения организма в физическом смысле. Из этого понятия буквально рождается психоанализ, когда Фрейд осмысляет причины возникновения истерии и находит их в истории человека, в сексуальности и говорит о том, что истерики болеют воспоминаниями. Сексуальность оказывается изначально травматичной, а травма не без сексуальности.

Травма устойчива и настойчива, она постоянно заявляет о себе. Она про боль и про наслаждение. Когда ребенок начинает говорить, он уже сталкивается с травмой, он теперь расщеплен, он отчужден от себя в языке. Теперь язык прошивает его насквозь и назад уже дороги нет.

Защитой, экраном от травмы становится фантазия, примером может служить миф о праотце из книги Фрейда "Тотем и табу", когда братья убили отца первобытной орды, который наслаждался и не имел ни в чем ограничений. Они хотели тоже наслаждаться, но травма этого убийства ( как говорил Жак Лакан, убийство орангутана) стала основой для рождения человека, для разрыва человека с природой и рождения братства, законов и культуры, где наслаждение стало запрещено уже для всех.

Зигмунд Фрейд открыл темпоральность травмы - она вне времени, и в настоящем, и в прошлом, и в будущем. Травма существует в механизме последействия - когда настоящее событие выбирает травму из прошлого и тогда травма удваивается, одно сцепляется с другим.

Анализируя военные неврозы (сейчас это называется ПТСР), Фрейд открывает для себя навязчивое повторение травмы, от которого страдают военные, а также то, что травмой событие становится тогда, когда оно происходит неожиданно, когда это испуг. Имеет значение то, что раздражитель настолько большой, что психика не может поднявшееся от него возбуждение переработать. Здесь же появляются идеи о том, что при травме расщепляется Я, что сейчас многие психологические теории взяли за основу для различных расстройств. Травма становится дырой в психике, вокруг которой скапливается либидо, но не может ее залатать.

Психоанализ, как и искусство - это способ перезаписать травму, ее переработать, перевести в символический регистр. Эстетика и этика связаны. Как пример можно взять творчество Кристиана Болтански, французского художника, режиссера и фотографа. Всю свою жизнь он пытается осмыслить, символизировать смерть и трагедию Холокоста в своем творчестве. Он и сам говорил: "В начале жизни художника всегда есть травма.Он на протяжении всей жизни учится справляться с ней все лучше и лучше. Получается такой длинный сеанс психоанализа на протяжении всей жизни. Сейчас я, как мне кажется, боюсь смерти меньше, чем 30 лет назад."

Болтански рано бросил школу и до 18 лет практически всегда был дома, родители боялись за него, ведь его отец был евреем и застал оккупацию Франции немцами, что оставило в нем глубокий след и страх за свою жизнь, а потом и за жизнь сына.

В инсталляции "Пурим" он представляет еврейских детей, которые погибли в концлагере, их фотографии подсвечены особым образом, словно это посмертные маски, а железные коробочки из - под печенья словно гробики. Эта инсталляция о памяти, о трагедии еврейского народа, о смерти, о том, что Кристиана могло не стать, как и его отца, если бы не освобождение Франции.

Он осмысляет не только геноцид евреев, но и чилийцев, представив инсталляцию под названием "Animitas White" со множеством колокольчиков в пустыне, где были найдены жертвы Пиночета. Он так оплакивает умерших, это его способ сохранить о них память, оживить хотя бы ненадолго. "Тема забвения для меня очень важна. И я всю жизнь борюсь против этого забвения, хотя, конечно, это заведомо проигранная битва" - говорит он в интервью.

Он пытается воссоздать то, что потеряно - например, создаёт серию фотографий детей разных возрастов, которые представляют его взросление. Болтански хочет остановить время хотя бы на фото, оставить вещественные доказательства того, что был такой мальчик, был Кристиан. Ведь забвение для него это смерть.

На примере этого удивительного человека мы видим, как травма становится топливом творчества, как он выписывает ее во всех своих работах. Здесь есть и навязчивость травмы в постоянном повторении одних и тех же образов и тем, ее устойчивость и настойчивость. Выражение своей боли в инсталляциях и фото дает ему возможность если не избавиться, то прожить и перезаписать травму по - иному.

Сегодня понятие психологической травмы (кстати, как и депрессии) постепенно девальвируется - пропустивший свою очередь в супермаркете уже может сказать, что получил травму. Но все же травма это нечто более серьезное, это то, что делит жизнь на "до" и "после", то, что навсегда меняет психику и будет так или иначе напоминать о себе. Но наша психика всегда ищет выход ее переработать, и это может быть как психоанализ и искусство, так и другие варианты.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ