История измененных состояний сознания.

Раздел: Статьи
Автор: Чеботникова Виктория Владимировна

В этой статье мы хотим обратиться к историческим, теоретическим и практическим моментам измененных состояний сознания. История измененных состояний сознания уходит своими корнями еще в первобытный мир. На протяжении многих тысячелетий можно проследить неистовое желание человечества совершать путешествия в свой мир и неизвестные реальности с помощью изменения сознания различными способами. В книге С.Грофа «Психология будущего, уроки современных исследований сознания» приводятся примеры древних и первобытных способов вызывания холотропных состояний сознания.

Работа с дыханием, прямая или косвенная (пранаяма, йогическая бхастрека, буддиская - «огненное дыхание», суффийские дыхательные упражнения, балийский китжак, горловое пение эскимосов – инуитов и т.д.).

Звуковые техники (барабанный бой, грохот, употребление смычков, колокольчиков, гонгов, музыка, песнопение, мантры, диджериду, трещетки т.п.). Танцы и другие виды движений (кружения дервишей, танцы лам, экстатические пляски бушменов Калахари, хатха – иога, тай цзы цзюань, цигун и т.п.). Уединение от общества и включение органов чувств (пребывание в пустыне, в пещерах, на вершинах гор, среди бескрайних снегов, поиски видений и т.д.). Чувственное перенапряжение (сочетание шумовых, зрительных и проприоцептивных стимулов во время первобытных обрядов, чрезмерная боль и т.д.). Физиологические средства (посты, лишение сна, очищающие и слабительные средства, кровопускания (майя), болезненные физические процедуры (солнечный танец сиу Дакота, нанесение надрезов на теле, подпиливание зубов)). Медитация, молитва и другие духовные практики (различные виды йоги, Тантра, практики Сото дзен и Риндзай дзен, тибетский Дзонгер, христианский психазм (Иисусова молитва), упражнения Игнатия Лойолы и др.).

Психоделические вещества животного и растительного происхождения (гашиш, пейот, теунананкатль, ололуикви, аяхуаска, ибога, гавайская древесная роза, рута ситийская, выделение из кожи жабы Bufo alvarius, тихоокенская рыбка Kyphosus fuscus и т.д.).

Измененные состояния сознания имеют свою очень длинную историю, если можно так выразить, хотя с другой стороны все измененные состояния сознания это эволюция сознания, своего рода выход за пределы ума, поиск своего внутреннего Я, достижения целостности глубинного Я и эгоцентричного Я.

Другие ритуалы связаны с другими типами трансперсональных переживаний – такими, как общение с духами и одержимость божествами, демонами и иными архетипическими существами, целительство посредством духовных помощников или животных, различные парапсихологические феномены и опыт коллективного или расового бессознательного. Культурный и социальный контекст и используемые техники создают избирательные каналы, обеспечивающие доступ к различным уровням и областям картографии. Переживание глубокой эмпатии и значительной связи с другими, чувство принадлежности к группе часто наблюдается после мощных перинатальных переживаний, так же как и связь с различными типами трансперсональных сущностей.

В китайской медицине сообщения о психоделических веществах появились по крайней мере 3,5 тысячи лет назад. Легендарное божественное растение и напиток хаома упоминается в древней персидской «Зенд-Авеста». Особый исторический интерес представляет древне индийская сома, занесенная в Индию Арийскими кочевыми племенами и оказавшая глубокое влияние на развитее религии и философии индуизма. 120 стихов «Ригведы» посвященные соме, восхваляют её необычные свойства и воздействие на почитателей: их охватывал экстаз, и они оказывались «на половину на земле, на половину на небе». Тело их становилось сильнее, сердца наполнялись мужеством, радостью и энтузиазмом, ум просветлялся, и они обретали убеждение в собственном бессмертии. Широко распространено растение, обладающим психоделическими свойствами, является конопля. На Ближнем Востоке, в Африке, Индии, Китае, Тибете, Северной и Южной Америке и в Карибском бассейне листья, цветы и смолу различных ее разновидностей, таких, как, Canabis sativa и Canabis Indika, люди курили и принимали внутрь под различными наименованиями – гашиш, киф, харас, бханг, ганжа, марихуана, и делалось это для удовольствия, целительства и в ритуальных целях. Конопля обеспечивала таинства столь разнообразных сообществ, как примитивные африканские племена, индийские брамины, тантрические буддисты Тибета, некоторые ордена суффиев, древни скифы и растафарияне Ямайки. Психоделическая фармакология была особенно развита в Центральной Америке, где различные доколумбовские культуры (Ацтеки, Толтеки, Майя) и современные племена индейцев (Уичоли, Яки, Масатеки) использовали, по меньшей мере 16 различных растений с определенными способностями изменения сознания. Наиболее известны из этих растений кактус пейот, свещеный гриб теонананкатль, или «тело бога», и ололуикви – местная название вьюнка.

Ритуальное употребление пейота осуществляется и в наши дни, в особенности среди мексиканских индейцев Уичоли, Яки, Кора, Тарахумара. После американской гражданской войны религия пейота перешла из района севернее Рио-Гранде в США и была ассимилирована более чем 50 американскими племенами. По некоторым оценкам более половины американских индейцев (250 тыс.) принадлежат сейчас к Урожденной американской церкви – синкретической религии, сочетающей культ пейота с элементами христианства. Ритуальное использование псилоцибиновых грибов среди мексиканских индейцев масатеков стало общеизвестных после того, как индианка – курандера Мария Сабина открыла эту тайну американскому банкиру эмикологу Гордону Уоссону и его жене.

Наиболее известный южно американский психоделик аяхуаска, или йяге, приготавливаемый из коры лесной лианы Baristeriopsis caapi и известный в Бразилии, Перу, Эквадории и Калумбии под различными местными названиями, такими как вино смерти, вино души, глаза смерти. Он принимается в драматических ритуалах совершеннолетия, включающих бичевание, а еще известен тем, что вызывает очищение, исцеление, видения и телепатические способности. Среди южно американцев популярны нюхательные порошки кохоба, приготовляемые из сока Virola theiodora или Virola cuspidate, и эпена из Virola calophylla или Virola theiodora. Порошки виролы часто используются индейцами районов Амазонки в Венесуэле, Колумбии и Бразилии для общения с миром духов, диагностирование и лечение болезней, предсказаний, гадания и других магических и религиозных целей. Кактус Сан-Педро в своем действии подобен пейоту, в нем также есть алкалойд мескалин. Он используется шаманами Эквадора в течении более 3 тысячелетий для предсказания и целительства.

Среди психоделических растений экваториальной Африки можно отметить кустарник ибога (tabernanthe iboga). Его корни откапывают дикие кабаны, гориллы и дикобразы поведение которых после этого значительно меняется. Измельченная кора этих корней используется аборигенами, называющими ее эбогай или ибогай. В небольших количествах она вызывает сексуальное возбуждение и является психостимулянтом. Мужчины на тропе войны и охотники на львов принимают ее, чтобы бодрствовать на протяжении ночи. Культы боги, допускающий участие как мужчин (бвити), так и женщин (мбири), используют большие дозы корней в ритуалах, продолжающихся всю ночь и включающих танцы и барабанный бой, в религиозных целях и для общения с духами предков.

Последнее психоделическое растение которое важно отметить, - это мухомор (amanita muskaria), красный в белую крапинку гриб, встречающиеся у Льюиса Керола в «Алисе в стране чудес» и во многих других западных сказках. Мухомор широко употребляется сибирскими шаманами – коряками, самоедами, чукчами, - североамериканскими индейцами вокруг Великих Озер, особенно оджибве и некоторыми скандинавскими народами. Некоторые исследователи пытались связать его с рассказами викингов о напитке медвежьекожих людей – Berserksgang, - которые описаны в нордических сагах (Фабинг 1956). Гордан Уоссон (Wasson 1967) собрал свидетельства относительно того, что мухомор является легендарным растением, из которого приготовлялась ведическая сома. Однако в этой теории возникли неясности и противоречия, так что она при всей своей популярности не стала общепринятой.

Краткое описание психоделических веществ животного происхождения: среди жителей острова Норфолк в южной части Тихого Океана известно «сонная рыба» (Kuphosus Fuskus), вызывающая кошмарные видения. Джо Робертс, фотокорреспондент, сварил и съел несколько кусочков этой рыбы в 1960 году и подтвердил эти утверждения. Он испытал мощное галлюциногенное состояние с элементами научной фантастики (Robert,1960). Психоактивные свойства кожи и выделений жабы объясняют ее популярность в рецептах средневековых ведьм, связанных с шабашами и Вальпургиевой ночью. Способность изменять сознание может быть объяснена наличием в организме этих животных производных триптамина, таких, как диметилтриптамин (ДТМ),5-метокси-ДТМ и буфотенин (диметилсеротонин). Среди основных ингредиентов подготовки к шабашу можно отметить растения семейства пасленовых - красавку (Atropa belladonna), дурман вонючий (Datura stramonium), мандрагору (Mandragora officinarum) и белену (Hyoscyamus niger).

В отличие от ритуального использования психоделических веществ, период научного интереса к ним и систематических лабораторных и клинических исследований сравнительно короток. Луи Левин, которого часто называют отцом современной психофармалогии, собрал образцы пейота, привез их в Германию и выделил из них некоторые алкалоиды. В 1897 году его коллеге и сопернику Артуру Хеффтеру удалось выделить психоактивное вещество пейота. Он назвал его мескалином. Первые эксперименты с пейотом проводили Вейр Митчелл, Эейвлок Эллис и Хейнрих Берингер “Der Meskalinrausch” (Интоксикация мескалином).

Затем до 1940 года проводились довольно мало психоделических исследований. Золотая эра психоделиков началась в апреле 1942 года, когда швейцарскому химику Альберту Хофману посчастливилось открыть экстраординарные психоактивные свойства микроскопических доз диэтиломида лизергиновой кислоты (ЛСД-25). Открытие этого полусинтетического производного спорыньи, активного в микродозах, измеряемых микрограммами, стало научной сенсацией. Исследования, вдохновленные этим открытием, не ограничивались изучением ЛСД, но и возродили интерес к ранее известным психоделическим растениям и веществам и привели к лавине открытий в этой области.

Одна за другой поддавались исследованиям тайны психоделического мира. Были обнаружены и получены лабораторным путем химически активные агенты наиболее известных психоделических растений. Сам Альберт Хофман проявил значительный интерес к химии психоделических растений после своего первого опыта с ЛСД-25 и последующих систематических экспериментов с этим веществом. Ему удалось разрешить тайну священных мексиканских грибов, выделив их активные алкалоиды, псилоцибин и псилоцин. Ему удалось также объяснить действие вьюнка наличием в нем d-лизергиновой амидной кислоты и других производных спорыньи, прежде чем на пути этих исследований встали административные и политические препятствия, вызванные появлением черного рынка психоделиков и неконтролируемым любительским экспериментированием.

Основным активным веществом в аяхуаске, является алкалоид гармалин, так называемый банистерин, ягеин или телепатином. Хотя его химическое строение известно с 1919 года, современные химические и фармакологические исследования обнаружили новые важные детали. Особенно интересно то, что гармалин весьма похож на вещества, которые могут быть получены из шишковидной железы, например на 10-метоксигармалин. Это дает основу для различных спекуляций, так как многие мистические традиции приписывают шишковидной железе большое значение в связи с «раскрытием третьего глаза» и различными экстрасенсорными способностями. Алкалоиды гарамлы были найдены также в нюхательных смесях кохоба и в эпена и в сирийской руте (Peganum harmala).

Ибогаин, основной психоактивный алкалоид африканского растения ибоги, был выделен в 1901 году, но его химическая структура была полностью описана лишь в конце 60-х. После преодоления ряда трудностей химики раскрыли также секреты гашиша или марихуаны, связав их типичное действие с группой тетрагидроканнабинолов (ТГК).

Важный теоретический вклад в понимание различных психоделических веществ растительного и животного происхождения внесло исследование психоактивных производных триптамина, начатое в Будапеште Божормоньи и Жара. Диметилтриптамин (ДМТ), диэтилтриптамин (ДЭТ), дипропилтриптамин (ДПТ) и другие подобные вещества принадлежат к простейшим молекулам, обладающим психоделическим действием. Они обеспечивают психоделические свойства южноамериканским нюхательным смесям кохоба, эпена и парика и являются важной составляющей смесей аяхуаски. Как уже было отмечено, они являются также активными веществами в коже и выделениях жабы и в мясе тихоокеанской сонной рыбы (Kyphosus fuscus).

Антропологи, исследовавшие ритуальное использование психоделиков в различных примитивных культурах, отметили широкий спектр свойств, приписываемых этим веществам, в том числе возможности определения болезней, эмоциональной или психосоматической терапии, общения с миром духов, предков, божеств и демонов, черную магию и ведовство, возвращение к своим истокам, открытие экстрасенсорных каналов восприятия (телепатия, ясновидение, психометрия и астральная проекция), трансценденцию смерти с последующим исчезновением страха смерти, глубокие личные изменения и омоложение, общение с силами природы, с жизнью растений и животных, укрепление социальных связей в группе и т.д.

Поскольку большинство из этих разнообразных феноменов лежит за пределами концептуальных рамок традиционной западной психологии и вообще научных представлений, неудивительно, что западные ученые и просто образованные люди принимали эти утверждения скептически. Однако лабораторные и клинические исследования психоделиков в 50-60-х годах принесли неожиданные подтверждения верованиям примитивных культур, подрывая вместе с тем многие фундаментальные предположения и предрассудки ньютоно-картезианской науки.

Первым шагом в этом направлении было открытие того, что основные психоделики не вызывают специфических фармакологических состояний (токсических психозов), а являются неспецифическими усилителями психических процессов. Исследование человеческой психики с помощью этих мощных катализаторов несомненно показало, что биографическая модель психики, созданная фрейдовской глубинной психологией, касается лишь самой поверхности психической динамики. Чтобы охватить все необычные переживания и наблюдения в психоделических состояниях, необходимо создать более обширную картографию человеческой психики. Эта картография, описанная и иллюстрированная многими клиническими примерами может быть использована как объединяющая понятийная схема, проливающая свет на богатый мир психоделических наблюдений и приводящая их к общему знаменателю.

Новая модель является настолько широкой, что охватывает все феномены, описанные в различные исторические периоды в различных странах мира при использовании психоделиков. Различные культуры в различные моменты своей истории акцентируют и культивируют определенные специфические области переживаний или их сочетания. Так, например, древние мистерии смерти и возрождения, как элевсинские мистерии, осуществлявшиеся в течение примерно двух тысячелетий в Греции, концентрировались на глубоких трансформациях, связанных с перинатальной динамикой: встреча со смертью, превосхождение ее и возникающие в результате этого изменения в переживании собственной жизни, иерархии ценностей и отношение к космосу.

Другие ритуалы связаны с другими типами трансперсональных переживаний – такими, как общение с духами и одержимость божествами, демонами и иными архетипическими существами, целительство посредством духовных помощников или животных, различные парапсихологические феномены и опыт коллективного или расового бессознательного. Культурный и социальный контекст и используемые техники создают избирательные каналы, обеспечивающие доступ к различным уровням и областям картографии. Переживание глубокой эмпатии и значительной связи с другими, чувство принадлежности к группе часто наблюдается после мощных перинатальных переживаний, так же как и связь с различными типами трансперсональных сущностей.

Важно подчеркнуть, что описание переживания в мистериях смерти и рождения, ритуалах перехода, шаманской болезни и других ритуальных ситуациях возникают как при использовании психоделических веществ, так и при использовании мощных нефармакологических средств. Это подтверждает один из важных тезисов, что нет существенной разницы между психоделическими переживаниями и необычными состояниями сознания, индуцированными другими техниками – контролируемым дыханием, питанием и барабанным боем, трансовыми танцами, практической медитации.

Глубокое и часто драматическое воздействие психоделиков на экспериментаторов в лабораторных условиях вызвало предположение о том, что они могут быть полезными и в качестве средств терапии. Однако по определенным причинам во время первой волны проявления интереса к психоделикам – в первые десятилетия нашего века, когда внимание сосредоточилось преимущественно на мескалине, - по этому пути не пошли. Тогда считалось, что это вещество вызывает токсический психоз, что шло в разрез с интересами терапии.

Возможность терапевтического использования ЛСД впервые, в1949 году, предложил Кондро – через два года после того, как Стол опубликовал в Швейцарии научное исследование по ЛСД как средство психотерапии, способное углубить и интенсифицировать терапевтический процесс. Пионерами этого подхода были Буш и Джонсон (1950), Абрамсон (1955) в США, Сэндисон, Спенсер и Уайтлоу (1954) и Англии и Фредеркинг (1953) в Западной Германии.

Первые сообщения об этих исследованиях привлекли серьезное внимание и побудили психиатров и психологов различных стран мира провести собственные терапевтические исследования с ЛСД и другими психоделиками. Многие сообщения, опубликованные в течение последующих двадцати лет, подтвердили первоначальные предположения, что психоделики способны ускорять психотерапевтический процесс и сокращать время, необходимое для лечения различных эмоциональных расстройств.

Кроме того, появились многочисленные исследования, указывающие на то, что основанная на ЛСД психотерапия может оказать помощь различным категориям психиатрических пациентов, которые считались непригодными для психоанализа и других форм психотерапии. Многие сообщения указывали на терапевтический успех с хроническими алкоголиками, наркоманами, социопатами, криминальными психотиками, людьми с извращенной сексуальностью и серьезными расстройствами личности.

В начале 60-х годов была обнаружена новая сфера психоделической терапии: работа с безнадежными раковыми больными и другими неизлечимыми пациентами. Этот подход смог не только облегчить эмоциональные страдания и сильные физические боли, но значительно изменить представления о смерти и отношения к ней.

Опыт использования ЛСД и других психоделиков в лечении эмоциональных расстройств насчитывает теперь уже более трех десятилетий. Много времени и усилий было посвящено исследованию их терапевтических возможностей, опубликованы сотни профессиональных статей.

В исследуемых мною литературных источниках говорится о самых различных проявлениях (стремлениях) достижения измененных состояний сознания, а именно духовный кризис, шаманизм, депривация сна, голодание, разворачивание кундалини, различные виды психического раскрытия, опыты встречи с НЛО, кризисы трансформации, околосмертные переживания, медитации, дыхание ( задержка), ребефинг, вайвейшен, трансовые состояния, гипноз.

    Список литературы.

  1. Гроф С. Психология будущего, уроки современных исследований сознания. Издательство ИТП К.Кравчука. Москва 2003г.
  2. Лэйнг Р.Д. Трансперсональный опыт и его отношение к религии и психозам. «Вилинг пресс» Санкт-Петербург 2000г.
  3. Колвейт Х. Когда безумие благословенно: послание шаманизма. «Вилинг пресс» Санкт-Петербург 2000г.
  4. Томпсон К. Опыт встречи с НЛО как кризис трансформации. «Феникс». Ростов-на-Дону 2000г.
  5. Заз Т. Мир дущевной болезни. «Либрис». Москва 2000г.
  6. Сингер Д. Границы души. ИТП. «Саттва». Москва 1993г.
  7. Пери Д.У. Дальняя сторона безумия. ИТП. «Саттва». Москва 1999г.
  8. Кэмпбелл Д. Маски бога. «Шамбала». ИТП. Санкт-Петербург 2000г.
  9. Лэск М. Экстаз. ИТП. «Саттва». Москва 2000г.
  10. Джейм У. Многообразие религиозного опыта. ИТП. «Саттва». Москва 2000г.
  11. Андехилл Э. Мистицизм. ИТП. «Саттва». Москва 2000г.
  12. Бах Р. Космическое сознание. ИТП. «Саттва». Москва 2000г.
  13. file:\\ A: \ Fornit Механизмы воздействия психотропных средств. htm
  14. http://transpersonal.ru/
  15. Вестник НАПК №3/2005. ст. «Трансовые традиции древних народов». А.Ф. Насырова.
  16. Майков В. Мир Станислава Грофа (стенограмма лекции для студентов Института трансперсональной психологии). Издательство ИТП К.Кравчука. Москва 2003г.
  17. Харпер. Масмеризм и магия. «Шамбала». ИТП. 2000г.
  18. МайковВ., Козлов В. Трансперсональная психология. История, истоки современное состояние. Издательство ИТП К.Кравчука. Москва 2003г.
  19. Торчинов Е.А. «Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и Трансперсональные состояния»: «Мистерия смерти и воскресения: страдающие боги Древнего Востока и Античного мира». ИТП «Либрис» Москва 1999г.
  20. Энциклопедия аномальных явлений. «Энциклопедия». Москва 1998г.

Издательство: Психология ХХI столетия / Под ред. Козлова В.В. – В 1 т. – Ярославль: МАПН, 2008. – Т. 1.

Ещё по теме:

Комментировать