Отношения — война или поддержка

main_img

Разговор, нет, крик папы с сыном... Или папы с дочкой, или мамы с дочкой, или мужа и жены... Представляйте здесь своих персонажей:
- Ты меня толкнул!
- Не толкал я тебя!
- Ты меня толкнул, и мне было больно!
- Да не толкал я тебя!!! И вообще, как тебе больно может быть? Ты же даже не ударился!

Что вы читаете в этом "диалоге"?

Я слышу боль (совсем не обязательно физическую) ребенка и его просьбу помочь ему унять эту боль. Неумелую просьбу, кривую такую.
Ему всего лишь нужно разрешение чувствовать это, чтобы выпустить ее из себя, избавиться. Ему всего лишь нужно подтверждение, что его видят, что он существует. Вот такой, со своей нелепой болью. Существует и нужен.

А что папа?
А папа вместо того, чтобы просто признать неприятные ощущения сына и самого сына - вот такого, с его нелепой болью, начинает защищать себя. Он не слышит призыв о помощи, он слышит обвинение в свою сторону. И хочет защищаться.
В общем-то, нормальное стремление, если не брать в расчет, что перед тобой родной, любимый, близкий, и ты, вообще-то, не хочешь с ним воевать.

Итог?
Папа в ярости. Сын в ощущении себя не важного и обманутого.

А можно же по-другому.
Можно же просто признаться, что нечаянно не рассчитал силу в процессе игры, что это нормально - злиться на папу (маму, сестру, жену, мужа). И просто обнять. И дать погреться в своих объятиях или просто находясь рядом.
И тогда открытые сердца, стремление быть рядом. Тогда доверие. Тогда хорошо и приятно быть рядом и вместе.

Когда нам делают больно - больно делают малышу внутри нас. И на его защиту всегда придет взрослый - большой и сильный (внешне, по крайней мере) воин, который призван обезопасить малыша внутри.

Ценнейшее умение - увидеть в злящемся близком не только нападающего воина, но и этого вот малыша, которому больно. И обратить свои слова и действия к малышу. Воин тогда сам поймет, что угрозы нет, и сдаст позиции.

Вот только, чтобы суметь обратить внимание на малыша внутри любимого человека, нужно видеть своего. И не просто видеть, а быть готовым его защищать. Не столько перед другими, сколько перед собой.

Тогда появляется возможность показывать себя настоящего, не защищающегося и обороняющегося, стараясь показать себя в лучшем свете, идеального и замечательного - а настоящего, знающего себя настоящим. И, что ещё важнее, принимающего себя настоящим - не оправдывающим свои пороки, а признающим их и готовым за них отвечать, и, может быть, даже изменять их.

Рядом с таким человеком чувствуешь себя безопасно, спокойно. Это называется искренностью в отношениях, на основе которой можно выстроить доверие. Доверие - основа, которая даст крепкие, близкие отношения. Мы же все к ним стремимся.

Поэтому, когда мы хотим доверять в отношениях - первое, что стоит сделать, это не выставлять вперёд своего воина, а показать малыша. И обратить внимание на малыша, который сидит внутри близкого. Сквозь его нападающего воина. И тогда будет шанс общаться друг с другом настоящими, без масок и щитов. Постепенно, по шагу приближаясь друг к другу.

А в конце я хочу оговориться. Отношение - это место, где один в поле не воин. Поэтому пытаться проявлять искренность там, где тебя постоянно бьют (физически или морально, не важно) и это есть способ общения или даже жизни для партнёра - значит, пытаться изменить погоду, которая от вас не зависит.

Обоюдное желание открываться, а не воевать - только на этом можно построить близость.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ