У каждого есть своя задача

main_img

На одном из тренингов ко мне обратился молодой человек: «Возможно ли в корне поменять свой психотип?». 

Сам он обладает ведущим тревожным радикалом и очень от этого страдает, считая себя не совсем полноценным. И вот я ему объяснял, какие преимущества есть у людей с выраженным тревожным радикалом.

А потом пришла на прием женщина и пожаловалась на сына, у которого ведущий радикал гипертимный.

Так появилась идея написать эту статью о том, почему все радикалы важны для цивилизации (или для общества).

Всех людей условно можно разделить по тому, каким способом они получают для своей жизнедеятельности необходимые им ресурсы. По тому, как они это делают чаще всего. На этом основана система типирования, известная как метод «семь радикалов».

Коротко и по порядку:

  • Истероидный радикал получает ресурсы, привлекая внимание к себе и показывая те или иные свои качества, уместные в данной ситуации.
  • Эпилептоидный радикал упорядочивает окружающее пространство.
  • Паранойяльный радикал не останавливается ни перед какими трудностями, стремясь всегда к выбранной цели.
  • Шизоидный радикал, мало приспособленный к коммуникации, уходит в свой внутренний мир, где совершает гениальные открытия. За что и получает свои пряники от общества.
  • Тревожный радикал сводит все риски до минимума.
  • Эмотивный радикал бескорыстно помогает другим людям.
  • Гипертимный просто радуется жизни, без страха беря от нее все, до чего может дотянутся.

И все эти шаблоны получения ресурсов прошли долгий эволюционный путь и успешно сохранили себя до настоящего времени, выиграв в нелегкой конкурентной борьбе. Возможно, были и другие способы и шаблоны взаимодействия человека с природой и социумом, но они не сохранились, так как не были продуктивны для их носителей. Жесткая рука естественного отбора поставила все на свои места, и мы имеем то, что имеем.

Все эти шаблоны поведения оказались востребованы обществом и в целом цивилизацией. У них у всех оказалась полезная функция для социума. И об этих полезных функциях я и хочу рассказать в этой статье.

  • Шизоиды нужны обществу, чтобы придумывать и изобретать новые уникальные неповторимые вещи: от открытия физических законов природы (Эйнштейн, Ньютон) до философских учений. Ярким примером этому может служить фундаментальный труд Карла Маркса «Капитал» или Ницше с его идеей о сверхчеловеке.
  • Паранойяльные подхватывают идеи шизоидов и, с присущей только им энергией и целеустремленностью, воплощают их в жизнь. Хорошим примером здесь могут быть Ленин, Сталин и Троцкий, которые боролись за идеи Маркса, а Гитлер следовал идеям Ницше. Да и в науке этому есть ряд примеров. Например, Джордано Бруно отстаивал идею гелеоцентричности, открытую Коперником, а Эрнест Геккель теорию эволюции, открытую Дарвином, за что его и называли «бульдогом или немецкой овчаркой Дарвина».
  • Истероиды нужны обществу для того, чтобы сообщить всем или, как принято сейчас говорить, ярко презентовать идеи шизоидов (воплощаемые в жизнь паранойяльными). Они что-то вроде глашатаев или пропагандистов. Здесь мне на ум приходит наиболее яркий пример такого поведения - Иозеф Геббельс, министр пропаганды гитлеровской Германии. Говоря современным языком, он создавал рекламу или занимался брендированием третьего Рейха.
  • Эпилептоиды - верные товарищи и помощники лидеров-паранойяльных. Следуя их указаниям, эпилептоиды создают структуру и порядок, строят в «шеренги» и строго следят за соблюдением норм и правил для движения в правильном направлении.

Характерный пример этому есть в Библии. Где пророка Аарона, сподвижника Моисея, можно назвать шизоидом, дававшим идеи; самого Моисея, обеспечивающего продвижение этих идей - паранояльным; а его верного помощника и преемника, возглавлявшего отряды израильтян Иисуса Навина - эпилептоидом.

  • Тревожные служат как бы стабилизаторами общества, хранителями его традиций. Они являются консерваторами, предостерегая другие радикалы от необдуманных и неосторожных шагов при движении к новому. Потому что новое, помимо возможностей, может содержать и опасности, которые могут стать фатальными. И тревожные наиболее чувствительны к всевозможным будущим рискам того или иного предприятия. 

Ярким примером тревожного радикала в истории я бы назвал Николая Второго, последнего императора Российской империи. Не хотел он менять общество, что во многом и способствовало таким радикальным преобразованиям, но уже без его участия.

  • Эмотивы нужны обществу, чтобы напоминать ему: все, что ни делается в мире людьми, все правила, которые ими создаются, нужны в первую очередь для того, чтобы людям жилось лучше. Правила нужны для людей, а не люди для правил. И это выразил в своих словах Иисус Христос, который кроме паранойяльного радикала обладал к тому же и хорошо выраженным эмотивным радикалом. Его вопрос «человек для субботы или суббота для человека» несомненно указывает на стратегию эмотивного радикала.
  • Гипертимный нужен для того, чтобы напоминать людям: этот мир создан для радости, и если не получилось что-то одно, то получится другое, а не получится другое - так, может, и не надо было, чтобы получалось.  
Если нам скажут, что поезд ушел,
то мы ответим тем, что подождем другой.
И чтобы на перроне скучать не пришлось…

Отсюда делаем вывод, что нет «плохих» и «хороших» радикалов.
Потому что каждый из них нужен для развития цивилизации.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ