Послеродовая депрессия. Истории из кабинета психотерапевта

main_img

Наше общество заточено на то, чтобы демонстрировать позитивную реакцию в любой ситуации.

Если ты успешен, значит, радуйся и улыбайся 24 часа в сутки.

Кажется, что в жизни нет места людям, которые страдают от депрессии.

Я хочу рассказать историю одной моей пациентки, которая приходила ко мне на консультацию несколько лет тому назад с проблемой послеродовой депрессии.

«Не ной. У тебя же все хорошо. Умница, красавица, муж любит, ребенка родила два месяца назад, а ты вся потухшая сидишь, депрессию какую-то себе придумала. С жиру бесишься!» — так говорили Марине ее подруги, мама и свекровь.

Марина и сама не понимала, что с ней происходит. Она раньше думала, что депрессия после родов бывает только у нервных меланхоличных барышень, инфантильных блондинок или тех женщин, которые находятся под гнетом тяжелого материального положения.

«Такое странное ощущение, как будто перед глазами висит пелена, все предметы в квартире воспринимаются, как отражение из зеркала, а я сама – Алиса из Зазеркалья. Я ощущала постоянную тупую усталость, мыслей будто бы не было, логика не работала, одни рефлексы.

После выписки из роддома, всех этих шаров, поздравлений и подарков от родственников — ощущение, что каждый день утекает, как песок сквозь пальцы, не оставляя в душе удовлетворения и насыщения. Когда я говорила о своем состоянии уже рожавшим подругам, мне отвечали — это послеродовая депрессия, у всех бывает, гормоны играют. Скоро пройдёт.

Тем не менее, муж, глядя на меня, начал тревожиться не на шутку. Сказал, что он переживает за мое здоровье и здоровье ребенка. Поэтому он сам предложил мне обратиться к психотерапевту.

Эта простая мысль даже не приходила в голову – что можно обратиться за профессиональной помощью, а не рыдать каждую ночь от бессилия и ужаса, от страха, что что-то случится с ребёнком, что что-то случится со мной, и тогда как он останется один», — рассказала Марина на консультации, куда она пришла спустя 4 месяца после рождения своего первого ребенка, сына.

Это была депрессия.
Женщина пожаловалась на хроническую усталость, сонливость и апатию, кроме того, у нее были навязчивые страхи за сына. Тревожность в отношении младенца просто зашкаливала, был страх, что с ним что-то случится, он умрет во сне или у него внезапно обнаружится отклонение в развитии. Хотя оснований для страхов с медицинской точки зрения не было, ребенок здоров.

Кроме того, мою пациентку угнетало ощущение, что она плохая мать и что она не будет больше привлекательна для своего мужа как женщина. Такой жуткий клубок страхов. Ранее у этой женщины не наблюдалось неврозов и депрессивных состояний.

Я, выслушав Марину, сказала ей:
«Вы имеете право чувствовать то, что вы чувствуете. В послеродовой депрессии нет вины женщины, и этого состояния не нужно стыдиться. Для всего есть свои причины, часто неявные. Мы просто признаем, что у вас сейчас вот такое состояние. И будем с этим работать. Аккуратно и последовательно».

Ведь психологи, психотерапевты для того и существуют, чтобы помогать справляться с проблемами состояний психики человека, с фобиями и депрессией. Это не стыдно - обратиться к врачу, признавшись самой себе: «Да, я успешная, сильная, я многое могу, но именно тут и сейчас я не справляюсь. У меня на это есть свои причины. И мне нужна помощь».

Иногда депрессия обусловлена исключительно физиологическими процессами, хотя, если рассматривать ее с точки зрения психоанализа, там вскрываются травмы, которые актуализируются именно после родов.

Есть послеродовая хандра, как правило, длится она не очень долго. Несколько недель. У молодой мамы случаются перепады настроения, она слишком эмоционально проявляет беспокойство о здоровье ребенка, может быть даже бессонница, несмотря на тяжелый день и усталость, перепады давления, пропадает или усиливается аппетит. Часто гормональный фон стабилизируется, женщина привыкает к новому статусу матери, налаживается быт в семье, и хандра проходит сама.

Но.

Если женщина в таком состоянии месяцами, ее мужу и родственникам нужно присмотреться внимательно. И помочь, ведь женщина часто не может понять, что она в депрессии, и не предпринимает никаких действий для самопомощи. Тут вся надежда на внимательного супруга, маму или сестру.

Марина рассказывала, что ей не хотелось смотреть в зеркало и ухаживать за собой, собственное отражение вызывало грусть и раздражение. Затем она начала высказывать мужу гневные претензии, злилась на мужа, на себя, на ребенка и не могла с этим справиться. Спустя три месяца после родов муж мягко начал намекать, что хочет интима, но Марину его заигрывания тоже раздражали. Периодически она плакала, просила прощения у всех и мучилась от стыда за свое поведение.

При послеродовой депрессии молодая мама может испытывать сильный страх за ребенка. Речь идет не об обычном переживании, что ребенок заболеет или упадет, а о чрезмерном страхе, переходящем в фобию.

Если плач ребенка вызывает раздражение и агрессию, это тоже может быть симптомом послеродовой депрессии. Я посоветовала Марине в такие моменты уложить малыша в кроватку или оставить с папой и уединиться на балконе или в ванной, успокоиться и позаботиться о себе.

Помните, когда самолет попадает в зону турбулентности, первое, что нужно сделать – надеть кислородную маску на себя, а потом уже на ребенка.

Это правило работает и для женщины в депрессии. Малыш связан с матерью особой, очень тесной эмоциональной связкой, и ее тревога воспринимается младенцем, как крах мира… что-то ужасное и опасное… от этого ребенок тревожится и плачет еще больше. У младенца могут начаться обильные срыгивания (рефлюкс), проблемы с пищеварением, тремор. А мать получает новый повод для тревоги.

Для того, чтобы справиться с послеродовой депрессией, необходимо как можно больше отдыхать. Спать вместе с ребенком, свободное время тратить на отдых, просить помощи у родных в приготовлении ужина или уборке квартиры. Правильнее всего для женщины в это время заниматься исключительно ребенком и собой. Заниматься собой – это не только прическа и маникюр: это работа со своими внутренними состояниями, с родовыми негативными сценариями, детскими травмами, не просто так ведь они проявились из бессознательного именно сейчас!

Если вы чувствуете, что вам плохо, не стоит умалчивать это от близких.
Расскажите об этом мужу, родителям, скажите, что вам сложно контролировать свое плохое состояние и что вам очень трудно. В этом нет ничего стыдного.

И, конечно, не теряйте время, обратитесь за консультацией к врачу-психотерапевту. Возможно, вам потребуется курс антидепрессантов, но моя практика показывает, что достаточно 10-12 встреч - и мы решим эту проблему.

Добавлю, что сейчас у Марины родился уже второй ребенок и таких проблем она не испытывает, хотя, как признается, вторая беременность протекала тяжелее в силу возраста и была осложнена кесаревым. Но в терапии она научилась работать со своими эмоциями, проживать безопасно и отпускать негатив, агрессию, научилась не накапливать обиду на себя и мужа.

В терапии Марина проработала и трансформировала скрытые психотравмы, которые в первую беременность усугубили ее депрессию, провоцировали немотивированный страх за жизнь ребенка и не давали наслаждаться любовью и радостью материнства. Во второй раз она просто расцвела, раскрылась в материнстве, замечала и наверстывала то, что упустила с первым малышом. И, как она мне написала потом, после нашей большой работы ей с двумя детками легче и радостнее, чем тогда, после первых родов.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ