К вопросу запросов

main_img

Имеется ввиду запрос клиентский.
Порой размытый, а порою – обремененный вторичными выгодами от наличия проблемы.

Вот, например, есть анекдот.

В лесу жила Ворона и материлась она мастерски. Бранилась так, что все вокруг краснели и бледнели. А также все пеняли той Вороне на ее сквернословие. Один раз Лев не выдержал и этак напенял ей, что «если ты еще раз матюкнешься, то перья выщиплю тебе, и будешь голая сидеть».

Ворона день молчит, второй. Вокруг скандала никакого. Сплошная тишь да гладь. Сидит она одна, никто к ней не цепляется.

И вот несчастная Ворона взялась выщипывать сама свои же перья. Мол, на @@@ мне такие стрессы! И дальше каркала только то, что требуется заменить на «пи» и «пиииииии…».

Теперь представим, что Ворона пришла на терапию с запросом перестать браниться.

  • А хочет ли она?
  • Готова ли пожертвовать вниманием зверей? Пусть негативным, но вниманием.
  • Готова ли она расстаться с бранью? Или это желание других зверей?

Вывод:
вдумчиво определяйте конечную цель вашего запроса к терапевту и учитывайте обязательный отказ от вторичных выгод.

Разве стоила цель Вороны (быть кроткой) ее отказа от сквернословия?
Похоже, что Ворону все устраивало.

Запрос «измените поведение моего мужа» - из той же оперы. Мужа, похоже, все устраивает, раз это не он обратился к специалисту.

Запрос «хочу измениться, потому что меня не любят такой, какая я есть» – из той же оперы. Хотите понравится другим? Мотивация на изменение внешняя, не внутренняя. Похоже на вороний стимул (страх остаться без перьев).

Точный запрос определяет результат терапии. Точные запросы касаются в основном избавления себя любимой от нежелательных эмоций или нежелательного поведения.

Пример: «боюсь летать на самолете, и это мне мешает в жизни».
Запрос: «хочу летать с комфортом, имею мотивацию для этого, поскольку текущее состояние дел меня напрягает».

Для желательных (позитивных) изменений требуется четко представлять себе свое желательное будущее состояние (иначе как вы узнаете, что «исцелились?) и ценность этого нового состояния для себя (не для других людей).

Специалисты помогают прояснить запрос. Иной раз после этого я "отпускаю на свободу" человека, который понял, что и так все хорошо, специалист ему не нужен, проблемы, может быть, не у него.

Если запрос не ясен.

Внутриличностный конфликт. Бывает так, что он локальный. Какая-то часть тебя хочет «ехать», вторая хочет «сидеть дома». А чего больше хочется – об этом знает только ветер. Принятие решения. Сложный вопрос, особенно когда доводы за или против приводит именно рассудок.

Чего же хочет твое тело и душа, в отличие от разума?
Это не увидеть сложно, поскольку ты не успеваешь отследить еще свое желание, как что-то такое внутри тебя поднимается, распирает грудную клетку, колет шилом в попу, разжигает там же пионерские костры и под девятое ребро еще пихает.

Иррационально. Алогично. Непредсказуемо. Хочу. И точка. Твой персональный тот самый «гвоздок» не дает тебе ошибиться, и ты «едешь» или «сидишь дома» совершенно естественно. Если, разумеется, слушаешь себя.

Если не слушаешь, то подсознание твое молчит. Как бы молчит. «Молчит» оно до поры до времени, пока не устанет стучаться к тебе в голову и не поднимется огромной Тенью из своих глубин и не закроет ясны очи красными «шторками» ярости с воплем: «доколе на мне можно ездить!», не разбушуется истерикой, слезами и обидами.

Прорыв содержания бессознательного – вот как называется аффект. Это тотально мощно. Страшно. Жутко. И …очищающе.

Цель юнгианской терапии – «помирить» Эго и Тень. К.Г. Юнг говорит об интеграции этих частей личности и обретении таким образом Самости.

Такая терапия – по устранению «неочевидного» внутреннего конфликта человека может проводиться без запроса, в формате ненаправленной терапии (анализа личности).

Запрос здесь, при решении исконного конфликта, понятное дело, размыт и не совсем конкретен. Это про то самое: «духовный рост», «развитие», «познание себя». И, разумеется, каков запрос - таков ответ. Результат анализа может быть неожиданным и интересным. Познание себя. Для многих очень привлекательно и увлекательно. Полезно, выгодно и эффективно. Но не для всех, конечно, мы все разные.

Для такого рода анализа можно использовать метод Юнга «Активное воображение». Это - аналог погружения в гипноз, с другими целями, другими сроками и более метафорично.

Отличие активного воображения от сновидений наяву – обязательный фактор участия «сновидца» в моральном конфликте участников его «сновидения». Для этого требуется аналитик.

На выходе из погружения – понимание причин тревожащей ситуации и личные выводы. Еще – шаг на пути интеграции Эго и Тени. Процесс, я думаю, пожизненный, если идти «до конца».

В таком процессе могут проявляться те запросы, с которыми работать можно точечно и продуктивно, с конкретным результатом.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ