Про поддержку: мифы и реальность

main_img

Работая с клиентами, я задалась вопросом:
как максимально полезно давать поддержку человеку в реальной жизни.

В терапии лично я опираюсь на свою чувствительность, знания о клиенте, профессиональный и личный опыт. Отношения психолога и клиента более структурированы, сконцентрированы, с обозначенными четкими границами. Возможно, я описала формат этих отношений очень просто, но это не предмет дискуссий.

Для меня важнее в этой статье рассмотреть другую сторону – отношения человека с миром, другими людьми, близкими. Особенно то, как можно взять необходимую поддержку именно в той форме, в которой она нужна, и возможно ли это сделать в принципе.

Разберемся по порядку.

Каждый человек когда-то был ребенком. Родившись, он нуждался в безусловной любви от матери и близкого окружения. Опыт получения такой любви очень важен при формировании личности, это дает человеку уверенность в том, что его можно любить не за что-то, а просто так. Это ограждает человека от отчаянных попыток в течение жизни заслуживать любовь окружающих, тратя на это очень много сил и ресурсов или вообще всю жизненную энергию.

Во взрослой жизни человеку тоже необходимо опираться на такую любовь, конечно, она трансформируется в другую форму, и расширяется или изменяется диапазон источников этой самой любви. Если в детстве и подростковом возрасте ребенку было дано достаточно тепла и принятия, то во взрослой жизни ему легче строить любые отношения, он гораздо меньше попадает в эмоционально зависимые отношения и ситуации, он верит в себя.

Тем, кто постоянно сомневается в себе, пытается заслужить любовь, важно работать над восстановлением своей ценности, целостности и идентичности. Возможно, на начальном этапе это будет один единственный человек в лице психолога, группового ведущего или участника терапевтической группы, с которым можно этот опыт получить. Затем границы отношений с окружающими будут расширяться: как появятся новые люди, так могут отсеяться те, которые были до этого.

Это процесс длительный, как взращивание ребенка, поэтому не пытайтесь вырасти слишком быстро, чтобы была возможность прожить и закрепить опыт взросления.

  • 2) Желание «подрастить».

Для меня лично это очень противоречивая позиция клиента и человека в реальной жизни, который пытается получить поддержку из своей открытой, но очень уязвимой части. С открытой душой и искренними чувствами один человек обращается к другому в надежде встретить такую же искренность и открытость.

Но здесь следует читать «текст между строк», который либо не воспроизводится, но подразумевается, либо ожидается и слышится. Важно учитывать очень много факторов, что на самом деле практически нереально сделать в человеческих отношениях, да и крайне сложно даже психологу, который имеет специальную подготовку и опыт. Поэтому здесь эту сложность могу только сделать более «выпуклой» и обозначенной.

Желание «подрастить» может восприниматься другим как посягательство на личное пространство, неуважение и даже как насилие. Это не только защитная реакция от «пилюли взросления», даже если она дается из заботы, это лишь говорит о том, что можно изменить форму - и реакция может измениться. Далеко не всегда сопротивление «вырасти» в определенной роли и ситуации говорит о незрелости личности, это больше говорит о его уязвимости и недоверию к миру.

  • 3) Искренность + уязвимость = травмированность.

Если формула опыта получения поддержки и других значимых проявлений такова, то человеку крайне сложно не прятаться, не защищаться и не раниться при этом. Несколько лет терапии, сложный процесс переживаний и становления, крайне медленный в вопросах целей, мотивов и реакций на поддержку и фрустрацию.

Одним кажется, что хватит уже или совсем не нужно бережно поддерживать эту уязвимую часть и пора бы уже вырасти и не обращать внимания на прошлый опыт, прошлые отношения и детские обиды. Для другого все это может звучать очень болезненно и разрушающе, и за всем этим рассмотреть, а тем более почувствовать поддержку становится невозможным. Даже «опытным» клиентам, не говоря про простые человеческие отношения.

Я считаю, что можно дать человеку в таком состоянии сразу «пряник», а потом объяснить, почему возникает «кнут», а не наоборот. Ведь если у человека не удовлетворена базовая потребность в безопасности, «воспитательные» мероприятия могут быть неэффективны и даже разрушительны.

  • 4) Баланс поддержки и фрустрации.

Баланс поддержки и фрустрации возможен при наличии широкого профессионального и личного опыта и достаточного количества знаний о возможностях и потребностях человека. Про поддержку и фрустрацию можно написать отдельную статью. Поэтому развивать ее не буду сейчас. Скажу лишь о том, что это играет важную роль в становлении личности с целью поддержании у клиента самостоятельности в принятии решений и возможности опираться на себя с учетом уже имеющегося опыта.

Поэтому, если замечаете, что Ваша сила может быть разрушительна для другого, а Вы это делаете из желания поддержать, подлечить, подрастить - не забывайте про «пряник» и про возможность объяснения (а не применения!!!), почему возникает «кнут».

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ