- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Встречали ли вы людей, которые годами хранят какие-то свои давно ненужные вещи в коробках или даже, перевозят их с места на место? Не имея возможности выкинуть или отдать их кому-то или даже сил разобрать? Или может быть, вы замечаете такое за собой.
Пространство отражает наше внутреннее состояние напрямую. Мы живём во времени и пространстве и то, как мы распоряжаемся и тем и другим может многое сказать о нашем переживании себя.
Одна моя знакомая, которая очень щепетильна в вопросах порядка, рассказывала, как с удивлением обнаружила в своём шкафу свитер 19-ти летней давности, который столько же лет уже не носила и даже его не замечала. Просто перекладывала с места на место, из шкафа в шкаф. Такое слепое пятно, и вдруг здравствуйте).
Ни для кого не секрет, что смерть близкого человека (как и любое другое стрессовое событие) может впоследствии привести к депрессии. Депрессия является также одной из стадий горевания, предпоследней, согласно модели, предложенной Элизабет Кюблер-Росс, за ней следует принятие и выход из горевания в дальнейшую жизнь.
Когда умирает близкий человек мы горюем. Если теряем например работу, отношения, мы горюем, ну или, хотя бы расстраиваемся, негодуем. Осознаем, что мы потеряли, имеем возможность это как-то пережить, расстроиться, поговорить об этом с близкими.
Когда люди теряют близкого человека, они, бывает, хранят его вещи нетронутыми годами, так и не смирившись с потерей, испытывая невозможность расстаться с этими вещами или даже их переставить, они живут воспоминаниями. Надо отметить, что каком-то этапе, порой очень длительном, это нормально и является частью процесса горевания.
Встречали ли вы людей, которые таким же образом хранят свои собственные вещи какого-то периода своей жизни, годами? Они уже давно не нужны, но лежат в коробках, в шкафах. Иногда их даже перевозят с места на место, при переезде. Не потому, что жалко или страшно выкинуть, а потому, что сложно расстаться с тем собой, который этими вещами пользовался, как в примере со свитером моей знакомой.
Меня того уже давно нет, но признать это всё равно что признать собственную смерть. В экзистенциальной терапии есть такое понятие - экзистенциальный суицид. Чтобы стать другим, необходимо попрощаться с собой каким-то, каким я был. Таково движение и развитие. Но это очень болезненные переживания.
“Если оказавшееся под сомнением самовосприятие имеет первостепенную важность, это может переживаться как отвержение того, кем мы были, эквивалентное самоубийству”.
“Отказ от возможностей будущего, которые были сознательно или имплицитно связаны с этой частью себя - это убийство того себя, которым мы надеялись быть: убийство надежд на будущее”.
(Джеймс Бъюдженталь, в книге “Психотерапия - это не то, что вы думаете).
Я замечаю такой феномен, как невозможность пережить этот экзистенциальный суицид. Сильно упрощая, можно сказать, что человек уже стал другим, но всё ещё держит того себя, которого по сути уже нет, за руку. И ни туда ни сюда. В прямом смысле, внутренне это так и ощущается, как между жизнью и смертью. Человек так и ощущает себя, застрявшим, зависшим. Фактически, это затянувшееся горевание по самому себе. Мрачные мысли, ничего не хочется, апатия, состояние близкое к депрессии. По факту, в данном случае, это скорбь по прошлому себе, по тому времени, по тем возможностям, которые у меня у того были.
И бывает, что человек застревает в этом на годы, ощущая, что нет сил, настроения, ничего не хочется. Оно и понятно, ведь когда мы горюем, мы в какой-то момент так себя и переживаем. Подобный процесс сложно осмыслить и поднять на поверхность осознавания самостоятельно, потому что апатия в связи с потерей того себя, каким я был - это не очевидно. Я не преувеличиваю, можно потратить на это горевание и скорбь по себе прошлому да хоть десятилетие, пока жизнь сегодняшняя проходит мимо.
Такое может происходить, в том числе, после внезапных потерь: профессии, близких, вынужденном переезде или, после рождения детей или иных судьбоносных, меняющих жизнь кардинально событий, которые мы не успеваем осмыслить, полноценно прожить, застревая в старом, пытаясь остаться в прошлом, точнее прошлым собой, пока настоящее безжалостно ускользает.
Как я уже писала, осознавание и течение этого процесса может быть затруднено в связи с неочевидностью. Мы можем просто не понимать, почему всё такое серое, по сути, живя и смотря с тоской в прошлое на того себя, которого уже давно нет, но пространство вокруг может свидетельствовать этот процесс - через залежи вещей “того” времени, или, например, почему-то мрачную обстановку в доме или, даже обилие чёрного в гардеробе. Этакий траур. Если непонятно почему и откуда этот траур, эта печаль и скорбь, а вместе с ними апатия или депрессивные состояния, предлагаю предложенный ракурс для исследования.
Закончу словами Дж. Бъюдженталя, которого я тут уже цитировала:
“Ценой избавления от отчаяния оказывается отказ от старого, которого мы давно избегали. “Отпустить, оставить, сдаться” - такие жестокие, такие горькие слова. Они могут оказаться всем, чем кажутся. Но иногда они преподносят сюрпризы”.