Искусство желать.

Почему не исполняется задуманное? Почему не осу-ществляется желаемое? Я очень хочу, чтобы было так-то и так-то, а оно не получается. А если осуществляется то как-то куце, однобоко. Что надо сделать, чему научиться, чтобы все желания исполнялись?

Примерно такие вопросы мучают часто людей в по-пытках понять почему не получается, почему не реализуется желаемое. Хорошо еще, ко-гда возникают такие попытки. Чаще всего нет места для таких попыток, чаще всего воз-никает чувство досады, разочарования или раздражения что вот, я задумал, я захотел, а оно не получилось. И, как правило, после нескольких неудачных попыток получить же-лаемое человек оставляет эти попытки и отправляет желаемое в разряд мечты, а чаще в разряд несбывшейся мечты и неоправданных надежд. И чем больше таких нереализован-ных желаний копиться на уровне подсознания в нереализованных мечтах и несбывшихся надеждах, тем более тяжелым грузом кажется багаж негативного жизненного опыта, кото-рый бессознательным образом заставляет нас и дальше следовать в русле самоограниче-ния и самоотрицания, делая несчастным себя самого и опосредовано окружающих людей.

Несколько слов надо сказать о счастье. Счастье, что это такое? Существует множество способов определить, а что же такое счастье. Каждый человек где-то в глубине души понимает. Что он живет для того, чтобы почувствовать себя счастливым. Но нет четкого понимания, что это такое и главное, даже не встает во-прос, а зачем мне это надо? Человек хочет быт счастливым, человек должен быть счастли-вым. Все мы, каждый по-своему, стремимся быть счастливыми, часто не отдавая себе от-чет, а как же это сделать. Но мало у кого возникает вопрос, а что же с этим делать? Что будет делать человек, находясь постоянно в состоянии счастья?

Все мы, так или иначе, прикасались в тому состоя-нию. И обычно, оно наступает после того, как исполняется желаемое, когда реализуется мечта. Но это состояние счастья мимолетно, быстротечно. Несколько секунд, минут и, в крайнем случае, часов, а потом снова рутина, обыденность, серые будни и снова нереали-зованные мечты и неосуществленные желания. И так часто «в погоне за счастьем» прохо-дит вся жизнь. Думается, что это происходит потому, что человек не знает, что с этим де-лать. Что делать в состоянии счастья, чем заниматься? Для абсолютного большинства лю-дей состояние счастья это самоцель, к которой они стремятся доступными им способами на основе имеющихся знаний и приобретенного опыта.

Когда-то давно, мой отец начал строить дом саду. Он его строил лет двадцать, то веранду пристроит, то крыльцо, то что-нибудь начнет ремон-тировать. Когда же я его спросил: «Почему ты так долго строишь дом и никак не можешь его закончить?» Он мне ответил: «Я не знаю, чем я буду заниматься после».

К состоянию счастья это имеет непосредственное от-ношение. Человек просто не знает что с этим делать дальше. А счастье - это состояние, в котором человек, испытывая любовь и гармонию, максимально полно проявляет свой творческий потенциал, привнося в мир и умножая в нем тем самым любовь и гармонию. Процесс творения может быть каким угодно - это может быть и уборка в квартире и по-литическая деятельность, это и кулинарные шедевры и граффити на стенах. Любой про-цесс деятельности человека несет в себе заряд любви и гармонии, если человек находится в состоянии счастья.

И все таки, что же надо сделать, чтобы стать счастли-вым, чтобы находиться в этом состоянии счастья практически постоянно? Состояние счастья – это состояние удовлетворения от самого себя, от того что я сам делаю, от того что то, что я делаю я делаю сам и меня никто и ничто не заставляет. Более того, меня удовлетворяет не только процесс моей деятельности, но и его результат, даже скорее не результат деятельности, а сам процесс. Деятельность, которой я сам хочу заниматься, дея-тельность, от процесса которой я получаю удовольствие. И если то, что я делаю нравиться еще и другим людям, то я по истине счастливый человек. Работает простой принцип: делай то, что хочется без ущерба для себя и окружающих.

Здесь, как мне кажется, следует немного остановиться и прояснить сказанное. Во первых, следует осознано подходить к своим желаниям, к тому что хочется сделать. В психоанализе существуют такие понятия как Эго и СуперЭго. Именно в нашем Эго заключены наши истинные желания, то, чего мы хотим от сердца, то к чему мы стремимся и хотим достичь. В СуперЭго, как структуре построенной на основе установок того общества, в котором мы живем и с которым вынуждены считаться, будь то просто семья или государство, в целом, создаются желания основанные на факторах долженствования, необходимости или ограничений, присущие данному обществу. Возни-кает резонный вопрос. Как отличить истинные желания, исходящие от сердца, от ложных, обусловленные наличием и работой СуперЭго? Если возникло то или иное желание, надо просто задать себе вопрос: «Почему я это хочу?». И если возникает ответ, например та-кой:

- Я этого хочу, потому что это есть у моей подруги или знакомого,

- Я этого хочу, потому что так принято,

- Я этого хочу, потому что так надо,

- Я этого хочу, потому что это позволит иметь мне другой статус.

и т.д.

В общем, любой ответ, ориентированный на другого человека или других людей даст возможность понять, что это желание исходит из Супер-Эго. Если в ответ на вопрос: «почему я этого хочу?» рождается ответ: «Я хочу…». И все. То скорее всего это ваше истинное желания, хотя не исключено, что просто лень подумать найти действительный ответ на свой вопрос.

Еще одним критерием, на основание которого можно отличить истинное желание от ложного является ответ на вопрос: «А что я получу, когда моё желание исполнится»? Критерием истинности желания явится примерно такой ответ: «Я получу удовольствие или удовлетворение». Критерием того, что желание навязано на-шей структурой СуперЭго является условность исполнения желания. Например. «Я полу-чу удовлетворение не столько потому, что куплю новое платье, а потому что в этом пла-тье, которого ни у кого нет, пойду вечеринку и пусть мне все завидуют». Или другой пример: «Я получу удовлетворение не столько потому, что я стану начальником, сколько потому, что это даст мне возможность получать больше денег».

Одна из существенных причин, почему наши желания не реализовывается, как раз и заключается в том, что они исходят от нашего СуперЭго и при этом блокируется нашим Эго или Эго просто не участвует в реализации желаемого.

Нередко наши немалые усилия, когда мы себя бук-вально насилуем для осуществления задуманного, затрачены впустую или чаще возникает обратная ситуация – есть желание получить что-то, но при этом нет желания что-то для этого сделать. И в том и в другом случае осуществление желания блокируется нашим Эго. Эго может одинаково сильно чего хотеть, а может чего-то и не хотеть и в этом слу-чае приходится прилагать силу это может быть какая-то внешняя сила, а могут быть и собственные волевые усилия. Ситуации, когда чего-то хочет Эго, а СуперЭго не хочет или наоборот, приводит к внутренним противоречиям. Находясь достаточно долго в этом со-стоянии внутреннего противоречия, мы уже его не замечаем, принимаем как норму, как привычное состояние.

Такое положение дел отнимает много внутренних ре-сурсов на поддержание существования этих внутренних противоречий, лишает нас сил и возможностей для саморазвития, в том числе и для реализации своих истинных желаний. Если желание, рожденной в СуперЭго, находит точки соприкосновения с тем, чего хочет Эго, то это желание скорее всего будет реализовано в той степени, в которой Эго не при-ходит в противоречие с СуперЭго.

Примером такого усеченного исполнения желания может быть следующая ситуация. Человек хочет стать начальником, чтобы получать ста-тус, уважение и деньги. В результате он становится начальником и при этом он получает больший статус и к нему более уважительно относятся, но при этом ему приходится уйти на другую работу, где зарплата начальника оказалась не выше зарплаты той должности, с которой он ушел.

Человек это сложная многоуровневая и многогранная структура и для того чтобы желания человека исполнялись, нужно, чтобы все его грани, все его составляющие были как бы поляризованы, представляя собой единое целое, при отсутствии противоречивых позиций, которые, как правило, не осознаются.

Все мы живем в обществе, пользуемся благами циви-лизации и хотим мы этого или не хотим, но принимаем те условия общества, которые нам задаются. Если мы, в целом, принимаем те установки людей, с которыми постоянно об-щаемся, будь то круг близких людей или круг знакомых и друзей, то нам гораздо легче примирить позиции собственного Эго и СуперЭго. В этом случае возникает меньше кон-фликтов между ними и, соответственно, меньше внутренних противоречий. В этом слу-чае, желания, ориентированные на общественно значимые ценности, легче принимаются собственным Эго.

Человек по определению существо наполненное про-тиворечиями. Избавляя себя от этих противоречий или, по крайней мере, от значительной их части, вылезая из скорлупы противоречий, человек перестает быть просто человеком, в обычном понимании этого слова, превращаясь в нечто большее. Не имея представлений о том, во что же он может превратиться, человек остается в привычной скорлупе собствен-ных противоречий, подчиняясь страху неизвестного и непонятного.

Поскольку человек существо многоуровневое, то раз-решив на одном уровне, в целом, свои противоречия, он поднимает на другой уровень, на котором этих противоречий не меньше, но они другого порядка.

Жизнь человека в любой момент времени на самом деле представляет собой компромисс между всеми его составляющими и любое наруше-ние этого компромисса может принести человеку скорее только неприятности. Хотя, что такое неприятности? Это, ведь, не события сами по себе, это наше отношение к этим со-бытиям и это отношение имеет какой-то негативный оттенок. Мы не принимаем то, что с нами происходит, для нас это непривычно, нам это неприятно. Мы отторгаем события, вторгающиеся в нашу жизнь с чувством раздражения, непонимания, а порой и страха. И может быть, где-то в глубине души мы осознаем, что это неизбежно, что иначе никак нельзя, что если оттягивать этот неприятный момент, то будет только хуже, и, тем не ме-нее, оттягиваем его до самого конца, а порой и вовсе отказываемся от ожидаемых диви-дендов, не желая испытывать какие-то ни было неприятности.

Мы живем в обществе, в котором одним из важных атрибутов являются деньги. Мы хотим жить в достатке, не имея материальных проблем, и чтобы была возможность исполнить все те желания, которые требуют траты денег. Мы хотим иметь материальный достаток и финансовое благополучие, но при этом часто забы-ваем или упускаем из виду, что деньги требуют ответственного отношения к ним, чтобы распоряжаться ими разумно, целесообразно и расчетом на будущее. Помимо этого, для того чтобы иметь деньги, удержать их, сохранить и приумножить нужны не малые силы.

Раз уж разговор пошел об ответственности, то хоте-лось бы вернуться к изначальному принципу – Делай то, что хочется без ущерба для себя и окружающих.

Вторая часть этого принципа как раз и предполагает ответственность за свои желания. И если я желаю чего-то, но при этом ответственность за исполнение моих желаний возлагается на кого-то другого, то возникает резонный вопрос, почему этот кто-то должен заниматься реализацией моего желания? Или, можно поста-вить вопрос по-другому. Что я должен сделать для того чтобы кто-то другой реализовывал мои желания?

Что делают дети для того, чтобы родители исполнили их желания? Они просто выполняют просьбы и требования своих родителей, давая им возможность почувствовать себя нужными по отношению к своим чадам, в удовлетворе-нии потребности в заботе и любви по отношению не только к себе самим, но к другим. Дети неосознанно испытывают к родителям любовь и благодарность и получают взамен от них не только любовь, но и материальное воплощение своей мечты и своих желаний.

Нередко, люди, становясь уже взрослыми, утрачивают или забывают о своей способности быть благодарными. Мы просим у бога, у вселенной или у властьимущих то, что нам надо, но при этом забывает быть благодарными. И богу, и вселенной, так же как и любому человеку приятно чувствовать благодарность в ответ на исполнение наших просьб и пожеланий. Получив и почувствовав в том или ином виде благодарность в ответ, бог, вселенная или тот человек, к которому мы обращаемся за по-мощью, в следующий раз будет с большим удовольствием помогать нам. Неблагодар-ность признак духовной нищеты.

Говоря о принципе – Делай то, что хочешь без ущерба для себя и окружающих, хотелось бы остановиться на второй его части, от-носящейся к деятельности, приносящей ущерб. Нередко, имея желание чего достичь или чем-то обладать, мы не задумываемся о том, за чей счет будет реализовано наше желание. «Я хочу, чтобы ты для меня сделал то-то и то-то», примерно так очень часто звучит наше желание, при этом как бы само собой разумеется, что другой человек, будь он самый близ-кий и родной (не говоря уже о всех остальных) почему-то должен это моё желание ис-полнять. Главное слово здесь ДОЛЖЕН. Возникает ситуация, когда один заставляет чув-ствовать другого должником. А другой должен что-то делать для первого из чувства дол-га, вины, стыда или страха. Формируется основа для манипуляции. Установки, которые работают при этом звучат примерно следующим образом:

- Мне стыдно за своё невежество, поэтому я лучше сделаю то, что меня просят.

- Я боюсь, что будет хуже, поэтому я лучше сделаю, то, что от меня требуют.

- Я чувствую, что виноват перед этим человеком, я хочу сделать для него что-нибудь приятное, чтобы загладить свою вину.

- Я когда-то взял на себя обязательства перед этим че-ловеком и теперь должен их выполнять.

Такие и аналогичные установки искусно формируют-ся манипуляторами на подсознательном уровне, что заставляет жертв этих манипуляций идти у первых на поводу, исполняя их желания, просьбы, требования, а порой и капризы. Человек делает что-то для другого без какой-то моральной компенсации своих усилий, не говоря уже о затратах своего времени, сил и материальных средств. В таком случае осу-ществление желания одного реализуется за счет другого без адекватной компенсации. Примером такой ситуации может быть «дружба в одни ворота» и, я думаю, что каждый сталкивался непосредственно или опосредованно с таким видом «дружбы».

Ущерб, причиненный другому человеку в результате насилия или манипуляций в процессе достижения своей цели, рано или поздно бумеран-гом вернется обратно к тому, кто причинял этот ущерб. И если реализация собственного желания связана с насилием над другими людьми или её нельзя по-другому осуществить без применения манипулятивных воздействий, то стоит ли это желание того, чтобы осу-ществиться? Далеко не всякая цель оправдана средствами, а победа при достижении же-лаемого может быть пирровой.

Иногда, а может быть гораздо чаще, чем иногда, мы вынуждены обращаться к другим людям с просьбой о материальной поддержке или по-мощи с целью удовлетворить свои собственные желания и или удовлетворить потребно-сти.

Одно и то же действие, получение денег, как правило, от близкого человека, может носить самый разный оттенок. Можно просить, или, скорее требовать от человека денег, апеллируя, например, к чувству долга. И хотя сам человек не считает себя должным, в этом случае человек, расставаясь со своими деньгами, остается в состоянии неудовлетворенности и в следующий раз, когда возникнет необходимость об-ратиться снова к этому человеку за деньгами, он будет расставаться с ними с еще более тяжелым чувством. В конце концов, он просто перестанет давать деньги, не получая ника-кого удовлетворения взамен.

Но эти же деньги можно просить у человека давая ему возможность почувствовать себя не должником в сложившихся обстоятельствах, а чело-веком который будет получать удовлетворение от того, что расстался со своими деньгами, потратив их на благое дело. И это удовлетворение он может получить, потому что знает, что его деньги пошли на пользу кому-то, кому, может быть, они помогли достичь опреде-ленных результатов в спорте, в работе или в учебе и благотворитель принял в этом уча-стие.

Что же касается ущерба, причиняемого себе, то здесь вполне достаточно будет остановиться на факторе переедания. Не секрет, что переедание отрицательным образом сказывается на здоровье. Психологических причин для перееда-ния может быть много, это может быть для человека одно из немногих удовольствий в его жизни, это может быть «заедание» неприятных переживаний, это может быть фактором отвлечений от неприятных или нежеланных занятий и др. Но всё хорошо в меру. В раз-говоре о том, сколько и когда надо есть, это имеет немаловажное значение. И принцип, который может быть положен в основу здорового питания может звучать примерно сле-дующим образом: «Есть надо то, что хочется, тогда, когда хочется, столько, сколько хо-чется и при этом вылезать из-за стола с легким чувством голода». Чувство меры это, по-жалуй, главное, когда человек хочет доставить удовольствие себе любимому.

Что же нужно для того, чтобы желание осуществи-лось? Всего три момента. Всего три фактора, которые необходимо соблюсти для того, чтобы желание сегодняшнего дня завтра стало реальностью. Представить. Прочувство-вать. Поверить.

Все наши желания исполняются благодаря именно этим трем факторам. Представление того, чего я хочу, формирование собственного мыс-леобраза, создание собственных представлений о желанном объекте на основе представ-лений других людей или на основе цепочки собственных логических рассуждений, явля-ется той базой, без которой говорить об осуществлении собственного желания не имеет смысла.

Кроме собственно представления о том чего я хочу, должно быть еще, и это очень важно, наличие положительных чувств. Важно прочувст-вовать себя как бы в момент исполнения своего желания, и не просто почувствовать, а ис-пытать глубокое удовлетворение от того, что желание наконец-то как бы уже сбылось. Если нет чувства удовлетворения, то при исполнении желаемого может возникнуть не-приятное условие или желаемое исполнится в урезанном виде или произойдет какая-нибудь досадная случайность, которая испортит всё удовольствие от исполнения желае-мого.

Не менее важным и, наверное, самым сложным фак-тором исполнения желаний является вера в то, что это возможно, реально и приемлемо. Поверить – значит принять новую реальность, принять себя другого, обновленного, при-нять новое со всеми возможными издержками, гармонично вписав себя в то, что было за-думано изначально.

Казалось бы все просто. Достаточно представить, прочувствовать, поверить в желаемое и все получится. Не тут-то было. Не получается. Не исполняется. Не осуществляется!

Что мешает исполнению желаний? Есть несколько причин, которые не позволяют нашим желаниям осуществиться и эти факторы не являют-ся какими-то внешними силами ограничениями, эти факторы, по крайней мере, о которых здесь говориться, имеют внутреннюю природу. На мой взгляд, таких существенных фак-тором три. Первое - недостаточно развитое Эго, второе – лень и третье – страх. Остано-вимся подробнее на каждом из них.

Недостаточно развитое Эго. Нередко наши желания подразумевают осуществление мечты, но при этом мы забываем или как-то оно выпадает из вида, что то, о чем мы мечтаем, предполагает совершенно другие качества человека, нежели те, которыми мы обладаем на данный момент. Точнее говоря, те качества лично-сти и черты характера, которыми мы располагаем, наиболее развиты, а для осуществления нашей мечты требуются несколько другие качества личности и характера. Задача осуще-ствления собственной мечты зачастую как раз и состоит в том, чтобы немного измениться, и представить собой несколько другую свою ипостась.

В качестве примера. Одинокая незамужняя женщина, лет сорока пяти, ищет мужчину. Мужчина, которого она ищет должен, по её мнению, об-ладать такими качествами как внимательность и материальная обеспеченность, ответст-венный и заботливый, и многое другое, что в её представлении соответствовало бы иде-альному образу мужчины, при все этом она забывает или попросту не уделяет достаточно внимания такому фактору, что идеальному мужчине нужна будет женщина ему под стать, т.е. – идеальная. В свою очередь становиться самой идеальной женщиной ей не хочется, поскольку при этом придется менять весь свой привычный уклад жизни. Отказавшись меняться в соответствии с требованиями к своей мечте, ей приходиться смириться с тем, что её окружают мужчины, далекие от её собственного идеала. Такое положение вещей приводит к разочарованию в себе самой и своей мечте.

Не желание менять свои привычки, свой образ жизни, нежелание или страх нарабатывать другие свойства своей личности характера, зачастую является наиболее существенной причиной, не позволяющей реализоваться нашему жела-нию.

Лень. Что такое лень? Лень это, по сути, защитная ре-акция психики человека на какие-то внешние раздражители в виде новых идей, новых мыслей, новых намерений, лишающих её привычного, комфортного существования. Борьба с собственной ленью на уровне собственных представлений заключается как раз в том, что надо представлять какой-то положительный результат. Но если не было своего собственного опыта и, соответственно, нет своих собственных представлений о том, что же должен представлять из себя удовлетворительный результат, то на первый план выхо-дят подсознательные представлений о том, как это все может быть достигнуто, через ка-кие неприятности надо пройти и какие усилия надо затратить, чтобы этого достичь.

Бессознательным образом привлекая свой прошлый опыт, мы боимся заново испытать разочарования или может быть, мы боимся, что это не будет по достоинству оценено близкими и значимыми людьми. Мы боимся заново испы-тать чувство вины или разочарования, а может быть просто боимся тяжелой (чит. новой) работы, необходимой для осуществления задуманного или ответственности, которая не-избежно ляжет на плечи, когда все произойдет. Важно понять, а чего же мы боимся на са-мом деле? Страх заново пережить неприятные моменты, ассоциации с которыми на уровне подсознания тут же всплывают как только возникает мысль, что надо что-то сде-лать. Каждый раз приходится себя буквально насиловать, заставляя себя сделать то, что делать, в общем-то, не очень-то и хочется. И тут возникает еще очень существенный мо-мент, о котором нельзя не упомянуть. Это фактор наших собственных сил, наших внут-ренних ресурсов и способности черпать эти ресурсы.

Очень часто мы задаем себе вопрос. Где взять силы для исполнения задуманного? Из какого источника черпать энергию, когда ничего не по-лучается, когда как бы ни старался нет никакой отдачи, когда, что бы ты ни делал это ни-кому не нужно? Но так ли это на самом деле? Или это просто наше собственное мнение, когда ожидания оправдываются далеко не на сто процентов и задуманное исполняется с оговорками, да и то далеко не всегда. И тогда опускаются руки, а заодно отказывают и но-ги, а вскоре и голова перестает что-либо соображать. Мы зацикливаемся на отрицатель-ных моментах, на негативных переживаниях, снова и снова вспоминая то, что заставило нас когда-то пережить обиды, разочарования, злость, страх и другие неприятные эмоции. И этими бесконечными повторениями, акцентируя своё внимание на неприятностях, мы снова допускаем эти неприятности свою жизнь, хотя именно этого и боимся.

Но в каждом, даже в самом неприятном переживании всегда есть, пусть маленький, но положительный момент. Акцентируя внимание именно на этих моментах, выделяя их и пусть даже несколько искусственно гиперболизируя, можно тем самым вводить себя в ресурсное состояние и получать в этом состоянии силы и энергию для решения насущных задач. Именно такое состояние, когда человек чувствует себя победителем, пусть даже эта победа в глазах окружающих людей будет весьма не-значительна, это тот источник неисчерпаемой энергии, которым можно пользоваться бес-конечно. Самая большая трудность это не привязываться к мнению окружающих, что мы привыкли делать с детства, особенно высказываниям окружающих, носящих негативный оттенок.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ