Психотека. Тревожный истероид. Часть1

main_img
Шаг вперед, два назад.

Или

И хочется, и колется
/ Народная мудрость.

Если кто-то смотрел и помнит смешариков, то представьте себе такое сочетание, как смесь Нюши и Ёжи. И именно не что-то среднее, а в полной мере все качества характера в одном человеке. Представили? Правильно, получится Бузова или Сергей Зверев.

Сразу хочу привести примеры тревожного истероида, чтобы у читателя было представление, какой тип характера я буду описывать. Это Георгий Вицин, Андрей Миронов, Кристина Орбакайте и вы, наверное, удивитесь, но и Ван Дам, и Вера Брежнева, и Тарзан, и Данилко, который Верка Сердючка – тревожные истероиды.

И еще большое количество актеров, которые никогда или очень редко попадают в скандалы. Если вспомните таких, то это, скорее всего, тревожный истероид. Разве что это были скандалы, в которых женщин с таким психотипом избивали их гипертимно, эпилептоидно паранойяльные мужья. Ну или "да, не смог устоять, соблазнили, заставили, а верней, не смог отказать настойчивому требованию в сексуальной связи. А потом подставили". Это я про Тарзана (Сергея Глушко - мужа Королевой).

Увы - это биология. Страх в глазах (а также в позе, в жестах в голосе) у человека с тревожным радикалом в отношении своего партнера со стеническим типом характера (эпилептоид, паранойяльный, гипертимный) вызывает в ответ агрессию. И если у такого партнера нет желания (или возможности) сдерживать свою животную часть, то избиение тут неизбежно. Вы можете найти в интернете массу примеров избиения своих жен-актрис и певиц либо известными актерами (Прилучный, Башаров), либо их влиятельными мужьями. И Орбакайте, и Валерия прошли через это.

Хочу здесь особо заострить внимание на том, что психотипы передаются по наследству. Например, отец Орбакайте Миколас, имеет точно такой же психотип, как и его дочь. Если вы посмотрите его фото, особенно в молодости, то там это очень хорошо видно.

И я в своей практике, работая в том числе с детьми и подростками, всегда вижу наследование психотипа. А вернее сказать, наследование определенных радикалов в психотипе. Причем это точно полученное не в результате воспитания и именно генетическое наследование. Так как ребенок, например, никогда и не видел отца, но также имеет неустойчиво-гипертимный психотип и также становится игроманом, как и он, у очень ответственной и серьезной матери.

В пользу того, что это наследование, говорит и тот факт, что в одной семье при абсолютно одинаковом воспитании погодки имеют абсолютно разные характеры. Уточню, часто наследуется не полный психотип, а один из его радикалов. Бывает, например, что ребенок, имеющий мать тревожного истероида, а отца эпилептоидного шизоида, наследует у отца шизоидность, а у матери истероидность - и получается истероидный шизоид.

Я понимаю, что с точки зрения генетики или психологии это может выглядеть нелепо. Ладно, допустим, может наследоваться полностью характер, но чтобы части характера, да еще и в такой произвольной модели - тут возникают сильные сомнения. Но если вы посмотрите на своих родных и близких, которых хорошо знаете, то тоже обнаружите эту закономерность.

Я бы здесь привел такое подобие. Часто бывает, что дети наследуют у родителей разные части тела: у одного ребенка черты лица от мамы, а фигура и комплекция от папы, а у другого ребенка наоборот. Думаю, что и с характерами может происходить тоже самое.

Так в чем суть такого, психотипа как тревожный истероид?

Его главная суть - во внутреннем конфликте, который будет преследовать людей с этим психотипом всю жизнь. Напомню, истероид - это актер, который в зависимости от ситуации, от моды или сложившейся конъюнктуры, в хорошем смысле этого слова, становится тем, кем для него быть выгодно.

Помните попугая Кешу? В деревне он городской мажор, а вернувшись в город - брутальный деревенский работяга. Но актер не играет для себя, ему обязательно нужны зрители. Поэтому истероидная стратегия толкает, требует быть в центре внимания, привлекать к себе взгляды, вызывать интерес у окружающих, производить на них впечатление, возможно, даже эпатируя их.

А стратегия тревожного имеет противоположное направление - стать незаметным, не выделяться, уменьшить количество контактов, спрятаться от всех. В общем, не высовываться. Всегда в тени. Так безопаснее.

Как такое может быть, как две таких стратегии могут уживаться в одном психотипе?

Может, и в первую очередь это хорошо известно тем, кто обладает этим психотипом. С самого детства они пытаются либо как-то примирить эти две противоположные тенденции, либо найти какой-нибудь баланс или грань между ними. Ну, чтобы точно знать, когда и где можно звездить, а когда лучше не отсвечивать. В общем, учатся тонко чувствовать контекст.

Все истероиды хорошие актеры, в том числе и тревожные, и поэтому, конечно же, с детства выбирают себе роли, поощряемые окружением. Если для них значимы родители - то роли которые одобряют родители; если больше значимо другое окружение (двор, улица, школа, соц.сети) - то выбирают то, что здесь модно, что на данный момент в тренде.

Причем тревожные истероиды самые гибкие актеры из всех других истероидов и могут моментально менять свои роли. Даже часто бывает так, что дома одна роль – прилежной и старательной ученицы, среди подружек другая – оторва, а в общении с парнями – либо скромница, либо очаровашка. Что зачастую может продолжаться всю жизнь. Надо заметить, что эти роли порой даже не осознаются и не включаются произвольно. А обусловлены контекстом ситуации, который является триггером, включающим ту или иную роль автоматически без желания или воли самого человека.

Поясню это на таком примере.
К психологу обратилась девушка двадцати семи лет. У нее была проблема. И к этим годам она уже поняла, что источником проблемы является именно она, так как просто совпадением это быть точно не может.

Все ее парни, с которыми она встречалась, принадлежали одному типу людей и вели себя с ней все абсолютно одинаково. Причем так, как ей совсем не нравилось. Но, заканчивая одни отношения и вступая в новые, она получала то же самое. Все ее парни жестко придерживались традиционных восточных традиций в отношениях между парнем и девушкой. То есть они буквально после двух-трех встреч требовали от нее соблюдений этих традиций. Не общаться с какими-либо мужчинами, только по работе, да и то с большими ограничениями, носить только свободную одежду, скрывающую все тело, никаких коротких или облегающих платьев, никаких джинсов или брюк и украшений. Никаких посиделок с подругами. И заключение брака в мечети, без регистрации в загсе. Можно сказать, что все они были приверженцами радикальных взглядов, ну, по крайней мере в отношениях с ней.

Причем последний парень был на восемь лет моложе ее и после недели знакомства стал требовать от нее то же самое, что и все другие. Думаю, последний случай и убедил ее в том, что это не просто совпадения.

С психологом она быстро поняла, как она сама создает такие ситуации. Ее, если можно так сказать, брачная стратегия привлекала не только такой тип парней, но и толкала их проявлять именно такое поведение в отношении нее. И делала она это, понятно, бессознательно.

Продолжение следует.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ