Кто такие шизоиды. Часть 2

main_img

Повторим психотипы, описанные в прошлых статьях:

  • Гипертимный — сильный и быстрый.
  • Паранойяльный — сильный и быстрый с фиксацией на цели.
  • Эпилептоидный — сильный и медленный.
  • Истероидный — слабый и быстрый.
  • Тревожный — слабый и медленный, закрытый от людей.
  • Эмотив — слабый и медленный, открытый людям.
  • Шизоид — ...

А вот шизоид может быть разным:

  • он может быть быстрым и сильным - и тогда мы говорим о гипертимном шизоиде;
  • если при этом у него есть фиксация на цели - мы говорим о паранойяльном шизоиде;
  • если он слабый и медленный - то говорим о тревожном;
  • а если он открыт людям - то об эмотивном.

В общем, шизоид с точки зрения скорости и силы нервной системы может быть разным, как и относительно фиксации на цели и даже открытости к людям. Почему "даже"? Потому, что как раз одна из основных черт шизоида — это высокая интроверсия (погруженность в себя и свои мысли), индивидуализм и плохая коммуникабельность.

Так что же делает шизоида шизоидом?

В чем, так сказать, его фишка?

Все мы, наверное, знаем, как дети любят подражать взрослым и, конечно же, своим родителям. Любят подражать и обезьяны, те, кто помладше - тем, кто постарше; или те, кто менее значим - тем, кто более значим. Люди подражают кумирам или тем, кто находится наверху социальной лестницы, обезьяны делают то же самое.

Ученые на эту тему провели забавный, на мой взгляд, эксперимент. Они научили обезьяну, находящуюся на низшей ступени иерархии, полезному делу — мыть перед употреблением еду. А обезьяну, стоящую на высшей ступени иерархии, какому-то бесполезному делу, что-то там выкапывать в грязи. И скоро все стадо обезьян копалось в грязи, а мыть корешки так никто больше и не научился.

А вот социальные психологи провели подобный эксперимент с людьми (ох уж эти американский ученные, как будто и так не было понятно, что люди подражают более значимым в их понимании людям). Они запускали в толпу людей, ждущих у светофора разрешение на переход, своего человека, который начинал переходить дорогу до разрешительного знака. Так вот, если он был одет в хороший костюм и делал это уверенно, то за ним на красный свет устремлялась почти вся толпа - а если он был одет похуже и вел себя неуверенно, то топал на красный свет в одиночестве.

Кстати, так поступают многие животные. Родители учат своих щенков, котят, лисят и волчат, охотиться или лаять и хвать за ноги неприятных типов. Такое обучение построено на подражании. Маленькие дети в процессе воспитания, а лучше сказать, социализации, наблюдая за взрослыми, просто копируют их поведение.

Вы же знаете, например, раньше не было школ, где дети проводили одиннадцать лет своей жизни - между тем, они и без этих школ становились полноценными взрослыми.

При воспитании важно знать:
дети делают (учатся) не то, что им говорят - а то, что они видят.

Этот механизм имеет научное обоснование, открытое совсем недавно.

Мы все учимся благодаря наличию у нас зеркальных нейронов. Функция зеркальных нейронов простая. Когда мы видим другого человека, верней, его действия, то зеркальные нейроны побуждают нас активировать у себя те же действия. Вот почему зевота так заразительна. Вот откуда растут ноги у подстройки в НЛП, вот на чем основаны мастер-классы, особенно у спортсменов, вот откуда мы понимаем, что чувствует другой человек.

Правда, на мой взгляд, есть одно но...

Они включаются (или более интенсивней работают) тогда, когда нам важно или, по-другому сказать, значимы либо этот человек, либо его действия.

Так вот, у шизоидов с этими зеркальными нейронами что-то не так. Есть разные версии. Либо они плохо работают, либо их не хватает, либо до них очень долгий путь, либо (а это уже моя версия) они не включаются, так как мозг происходящее не воспринимает как значимое.

Думаю, что с этим ученным еще предстоит разобраться. Но однозначно понятно, что шизоиды хуже других используют эти нейроны. Вообще-то, будет правильно говорить, что тех людей, у которых слабо выполняется функция зеркальных нейронов, мы называем шизоидами.

Это проявляется в слабых возможностях научения навыкам, связанным с подражанием, а это практически все спортивные, многие социальные, бытовые навыки и навыки межличностной коммуникации. А также плохое понимание чувств и эмоций окружающих.

«Неужели все так плохо?» — подумает читатель.

Да, коммуникабельность не его фишка. Но почти всегда бывает так, что недостатки в одном контексте становятся достоинством в другой ситуации. Не зря говорят, что недостатки - это продолжение наших достоинств, а я добавлю - и «наоборот тоже».

Наши достоинства — продолжения наших недостатков.

И у шизоида это проявляется очень ярко. Из-за того, что он не может подражать, как это делают все другие, у него формируется оригинальное, нестандартное, нешаблонное мышление.

Конечно, ведь он не может что-нибудь скопировать, поэтому ему приходится придумывать все самому, даже вплоть до того, как правильно улыбаться. В общем, они чем-то могут напоминать роботов, которые пытаются научиться быть человеком.

И вот благодаря этому мышлению они оккупировали силиконовую долину, захватили Ай-Ти технологии, получили почти все нобелевские премии, сменяют друг друга на шахматном олимпе, вытесняют других радикалов из программы «Что? Где? Когда?» и полностью доминируют на программе «Умники и Умницы» и «Своя Игра».

И теперь, возвращаясь к нашей схеме, можно определять шизоида так:

Шизоид — выраженная шизоидность, подразумевающая слабую возможность к подражанию.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ