От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-cессия 10 из 10

main_img

Примечание для читателей: 

Метод песочной терапии эффективен как в краткосрочном режиме, так и в долгосрочном. Данная статья опубликована с согласия клиента и является логическим продолжением статьи "От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы в 10 sandplay-сессиях. Сессия 1-2"

Вне контекста первой статьи понимание песочных событий девятой сессии может быть затруднено. Рекомендуется последовательное знакомство с материалом. 

Песочница № 10: Как Жук мост строил и перестраивал.

8 стадия по Вейнрибу: Соединение матриархальных элементов психики с патриархальными.

Заметно, что Максим не мог дождаться занятия. Сразу бросился к фигуркам, уже без ритуала погружения рук в песок.

От беспомощности к самообладанию Хроники школьной травмы Sandplay cессия 10 из 10
10.1. Жук построил мост! Мост расположен в зоне актуального желания клиента. Он соединяет домашнюю и социальную стороны. Паучки передвигаются в сетке, которую Максим то закапывает, то откапывает. Сетка – это связанность, символ попадания в ловушку, вынужденной обездвиженности. Возможно, погружая и вынимая её из песка психе мальчика проживает поочередно ощущения свободы и связанности.


10.2. Максим перестроил мост, получилась более простая и изящная конструкция. Главный Герой всех песочных сказок Жук-Олень и его соратники-Паучки вместе пересекают мост (из материнской, домашней стороны в отцовскую, социальную). По сюжету сказки – они идут в школу.


10.3. Специально построена наблюдательная башня для Жука. Происходит синтез Эго и Наблюдающего Эго.


 10.4. Жук смотрит с башни на уходящего *Льва. Максим знает, что сегодня заключительное занятие. Скорее всего, это «прощание» с процессом терапии. Или наблюдение за символом минувшей опасности, завершение одного периода жизни, предчувствие нового.

*Лев: божественная, солнечная энергия (символ огня и Солнца), царственная власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но также и жестокость, всепожирающая свирепость и смерть.

 
10.5. Ящерицы приехали на танке, чтобы разрушить неудачный мост. Заварушка-неразбериха. Перфекционизм и тревожность психе ещё достаточно сильны. На мост претендует также Сороконожка.


10.6. В итоге мост ящерицы тоже построили как попало и его разрушили. Теперь зажгли свечи на воде. Зловредные Птицы (Попугаи) опять захотели их задуть, но одного Попугая успешно расстреляли Ящерки, второй улетел сам. Ящерки на танке (защитные силы личности) также спасли от Птиц незадачливую Сороконожку (индивидуальность и феминную часть психе, Аниму).

Заключительный вывод: Неуверенность и чувство тревоги, связанные со школой, очевидно, всё ещё присутствуют, но резервов и энергии уже достаточно, чтобы преодолеть это состояние. Эго Максима укрепилось и повзрослело, стало более отзывчивым к глубинным желаниям, идущим из Самости.

Внутренний конфликт постепенно стихает, решения Эго становятся все более быстрыми и однозначными, принимаются в пользу Самости. Анима защищена силами Анимуса и Эго, принята другими субличностями, её энергия ощутима и ценна. Персона проходит социализацию, примиряет в себе индивидуальные и коллективные черты, способна соединить в себе перфекционизм и беспечность.

Так беспомощность постепенно уходит в прошлое, уступая место самообладанию, целостности и светлым перспективам. 

Результат sandplay терапии:

        Начало.                                                               Завершение.

Данные таблицы 1. наглядно отображают эмоциональную и ментальную динамику курса. Психика маленького клиента попадает в волнообразный процесс расслабления и напряжения. Именно поэтому категорически не рекомендуется прерывать процесс работы на стадии идиллического расслабления. Важно пройти весь путь, тогда мы получим квантовое изменение состояния и поведения.

Сессия №

Название композиции

Стадия по Вейнрибу

Эмоциональной фон

1

Битва с Крокодилом

1. Проявление первоначальной реалистичной сцены, указывающей на проблемы клиента и возможные подходы к их разрешению

Напряженный

2

Пребывание в утробе. Бабочка как символ перерождения.

2. Погружение в личное бессознательное (тень) и более чёткое проявление проблемы и подходов к её решению. И первая фаза по Калф: Мать-дитя.

Напряженный

3

Опасный Леопард. Наблюдение за хищником и оборона от него.

3. Частичное разрешение основного комплекса (главной проблемы).

Напряженный

4

Мой дом – моя Крепость. Наблюдающее Эго и эксперименты с границами.

4. Проявление противоположных качеств психики, центрирование и проявление Самости.

Расслабленный

5

Первая битва с птицами.

5. Появление нового «Я» и обострения конфликта между мужскими и женскими аспектами личности.

Напряженный

6

Переправа паучков через реку. Победа над злой Ящерицей и Птицами.

5. Появление нового «Я» и обострения конфликта между мужскими и женскими аспектами личности.

Очень напряженный

7

Паучки играют в прятки и лопают виноград.

6. Появление Анимы и Анимуса.

Очень расслабленный

8

Битва за воду. Черепашья жажда (танталовы муки).

6+ 7 стадия по Вейнрибу: Появление Анимы и Анимуса. + Изменение позиции «Я» по отношению к надличностному опыту.

Напряженный

9

Как паучки на воду напали.

7. Изменение позиции «Я» по отношению к надличностному опыту.

Напряженный

10

Как Жук мост строил и перестраивал.

8. Соединение матриархальных элементов психики с патриархальными.

Баланс напряжения и расслабления

Таб.1. Корреляция сюжета песочницы и психологического состояния.

На данный момент Максим учится на 4-5 и с удовольствием посещает школу. Приступы рвоты больше не повторялись. Согласно рекомендации родители перевели его в новый параллельный класс, где поначалу Максим вел себя сдержанно, скованно, но вскоре освоился, почувствовал себя уверенно и свободно, получил первые пятерки.

В этом же классе учится его приятель по двору, который очень плохо себя вёл и постоянно получал замечания. Родители опасались, что поведение Максима тоже испортится на его фоне. Получилось наоборот – от общения с Максимом  поведение соседского мальчика положительно изменилось, он стал собраннее, серьёзнее, взрослые заметили, что он копирует стиль поведения Максима.

Конфликты со старшим братом практически исчезли, хотя дистанция присутствует.

 Список использованной литературы:

  • Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания – www.jungland.ru
  • Нойман Э. Великая Мать – www.castalia.ru
  • Гусев Е.И., Никифоров А.С., Камчатнов П.Р., Неврологические симптомы, синдромы и болезни – М.:Гэотар-Медиа, 2014
  • Словарь символов и знаков / Авт.-сост. В.В.Адмчик.-М.: Харвест, 2006
  • Тернер Б. «Руководство по сэндплей терапии». – М.: Дипак, 2015
  • Элбрехт К. «Исцеление травмы в поле глины» - М.: Дипак, 2016
  • Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001
  • Макдугалл Джойс «Театры тела. Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств»,
  • Н.Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия», 1996
  • Марилов В.В. «Психосоматозы», Оформление. Миклош, 2010
  • Кляйн М. Детский психоанализ, Институт Общегуманитарных Исследований, 2010
  • 11. Львицын М.статья «Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть IV» - https://www.b17.ru/article/28767/

Ещё по теме:

Комментировать