Дать возможность усвоить, предотвращая «срыгивание» или Кое-что о психотерапии

main_img

Предисловие:  в данной статье я делюсь своим пониманием и профессиональным выбором на сегодняшний день, при этом  с уважением отношусь к другим точкам зрения, относительно подходов и методов оказания психологической помощи.

Когда хочешь поделиться какой-то информацией, для улучшения восприятия здорово помогает наглядный материал.

До сих пор вспоминаются школьные уроки, на которых использовались макеты, муляжи, плакаты.

Сейчас, оказывая психологическую помощь, мне очень нравится в работе с клиентами использовать метафорические образы. Это бывает очень наглядно и доходчиво.

В этой заметке я попробую через метафору поделиться своими взглядами на процесс оказания психотерапевтической помощи. Итак, посмотрим, что из этой затеи получилось.

Оказание психологической помощи в ходе консультирования в каком-то смысле сродни процессу кормления, а сама психологическая помощь является чем-то вроде пищи. Физическую пищу мы перевариваем с целью получения энергии, необходимой по большей части физическому телу, а вот психотерапия может быть весьма полезной и для ума, и для сферы чувств, и для физического тела, куда ж без него! Попробуем провести некоторые параллели.

Итак, что же предшествует и является движущим фактором в приёме пищи?
Голод!
Именно голод, а не аппетит.

Одним из навыков, который следует в себе активировать, если человек хочет пересмотреть свою систему питания, является способность чувствовать разницу между голодом и аппетитом. Почему именно активировать? Да по той причине, что у маленького ребёнка существует врождённая способность - есть не впрок, а лишь тогда, когда проголодаешься.

Но находясь рядом со взрослыми, следуя семейным установкам и требованиям родителей, ребёнок постепенно начинает утрачивать чувствительность к истинному голоду. Ведь чего только не сделаешь из-за страха утратить любовь и внимание самых родных людей. А это волшебное: «ложечку - за маму, ложечку - за папу»!

А теперь вернёмся к психологической помощи.
На мой взгляд, одним из факторов, влияющих на эффективность помощи в ходе консультирования, является серьёзный эмоциональный дискомфорт клиента. Проще говоря, внутренняя готовность к психотерапии прямо пропорциональна степени напряжения и неудовлетворённости человека.

Мы так устроены, что за помощью обращаемся, когда собственные варианты исчерпаны, ситуация же при этом не разрешается, а состояние ухудшается всё больше. На этом этапе возникает потребность в получении помощи и поддержке, то есть голод по аналогии.

Именно по этой причине я перестала предлагать свои услуги, прежде чем человек обратится за помощью. Также я не назначаю время следующего визита ко мне, а предлагаю воспользоваться моими услугами, когда в них действительно будет необходимость. Психологическая помощь, на мой взгляд, действительно может быть преждевременной и даже неуместной.

Вероятно, я основываюсь на собственных ощущениях, поскольку предпочитаю делать собственный выбор, не люблю рамки и «обязаловку», что не мешает мне быть человеком последовательным и обязательным.

Безусловно, моя позиция продиктована выбором направления, в котором я специализируюсь. А именно – оказание экстренной психологической помощи, то есть, я делаю ставку на получение максимального результата за один раз. И это действительно возможно, если работа идёт на глубинном уровне, то есть основана на взаимодействии с бессознательной сферой.

На основании именно результата подобной работы клиент сам определяет – как ему поступать в дальнейшем, в том числе и в отношении психологической помощи. Результат в немалой степени он ощущает непосредственно на консультации, но эффект на этом не заканчивается, поскольку внутренняя перестройка продолжается уже автоматически и выходит за рамки встречи.

Необходимо, чтобы человек «распробовал» полученный вследствие работы с психологом результат. А прийти ко мне повторно возможность есть у него всегда, хоть через год. На сегодняшний день (не загадываю на будущее), я не предлагаю программ, курсов, что не исключает каких-то вариантов, но это, действительно, не обязывающие рекомендации с моей стороны.

Снова вернёмся к теме питания и поговорим о количестве и качестве предлагаемой пищи. Традиционная национальная еда для коренных жителей Чукотки для человека, привыкшего к термически обработанному мясу и рыбе, является экзотикой и может обернуться весьма серьезными последствиями.

Нагляднее всего нарушения в системе питания отслеживаются у всё тех же малышей. Для малыша грудного возраста поступление излишнего питания обернётся срыгиванием, для ребёнка постарше – тошнотой.

А что же взрослый человек? Думаю, для всех становится очевидным - насколько противоречивыми могут быть отношения с едой у современного взрослого человека, живущего в условиях, где еда всегда в доступности и в неограниченном количестве!

Помимо удовлетворения потребности в энергии, за счёт еды человек стал компенсировать массу внутренних противоречий. И если других вариантов, как помочь себе в эмоциональном плане, у него не находится, то еда весьма успешно помогает ему на короткий промежуток времени почувствовать облегчение. Однако человеку в этом случае приходится расплачиваться излишним набором веса со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Да, но я, кажется, увлеклась, просто, вопросы относительно пищевого поведения относятся к сфере моего профессионального интереса. Эта статья посвящена всё-таки психотерапии. Итак, замечательно, когда еда качественная, то есть подходящая конкретному человеку, и количество её для него оптимально.

Таких же критериев я придерживаюсь, оказывая психологическую помощь. И здесь мне помогает способность чувствовать клиента, какая-то интуиция, которые нарабатывались (и продолжают нарабатываться) во время всевозможной учёбы и реального опыта работы с клиентами.

Необходимо создать такие условия, чтобы у человека, который обратился за психологической помощью, была возможность «переварить» и усвоить то, что он получил на консультации. Для этого требуется время, ведь если психологическая работа касается серьезных, глубинных тем, то потребуются силы на адаптацию на фоне нового понимания, поменявшихся взглядов.

Если подвести итог всего вышесказанного, то самым важным принципом в моей работе был и остаётся принцип – «не навредить». Более того, я уверена, что психотерапия может быть полезной, интересной, целительной, как отличная и вкусная еда, а может быть бесполезной и способна даже навредить подобно излишней или неподходящей пище!

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ