Увидеть новые земли

main_img

В жизни любого, наверное, из нас бывают такие периоды, когда хочется что-то менять.

Во внешнем, во внутреннем.

Это может вылиться в какую-то спонтанную перестановку мебели в доме, а может перерасти в значительные перемены в личной жизни или, допустим, в карьере. Желание менять внутреннее или внешнее может выражаться и в виде тех запросов, с которыми люди приходят на психотерапию.

Часто это желание избавиться от чего-то в себе. Перестать тревожиться по поводу и без, избавиться от каких-то еще трудных для переживания чувств. Сделать так, чтобы исчез из жизни какой-то мучающий конкретный симптом. Избавиться от трудностей в определенных отношениях. Или даже от самих трудных отношений вообще. 

И это что-то похожее на ожидания от оперативного вмешательства хирурга - если вырезать из жизни что-то лишнее, мешающее, то это и будет наиболее оптимальным вариантом. Как будто удалить какой-то удалить какой-то фурункул или нарыв. И психотерапевт предстает в этих ожиданиях таким филигранным оператором, который может помочь избавиться от всего этого лишнего и ненужного, как говорят в рекламных роликах: "Быстро и безболезненно".

Иногда это желание приобрести что-то для себя важное. Стать уверенней, чем раньше, в каких-то сферах своей жизни. Получить какое-то важное понимание своей проблемы, которая раньше воспринималась как неразрешимая и непонятная. Наладить контакт, отношения с каким-то определенным важным человеком или как-то по-другому начать выстраивать отношения с людьми вообще.

Иногда эти желания формируют некое ожидание от психотерапии, как от визита в волшебный магазин. Ну, или не в волшебный, а просто в магазин. Где можно что-то приобрести. И психотерапевт здесь может восприниматься как этакий продавец, у которого уже есть целая линейка, набор неких готовых решений.

Хотя если выражаться путем таких метафор, то психотерапия больше похожа не на покупки в магазине чего-то готового, а на инвестиции. Причем, инвестиции в себя.

Так или иначе, все вышеописанное является проявлением желания изменений. Некой потребности меняться, которая в той или иной степени присуща каждому. Но иногда кажется, что многие воспринимают саму возможность этих изменений, как нечто отдельное от своей жизни. Что-то вроде: "Я буду жить так же, как жил раньше, мне бы только избавиться от вот этой мучающей трудности/приобрести вот это одно недостающее благо".

И психотерапия многогранна, в ней действительно есть методы и направления, которые адресно занимаются изменением, редактированием человека как некой выдающей сбой программы. Так называемый субъектно-объектный подход, в котором психотерапевт является субъектом изменений, а обратившийся к нему человек - объектом. Субъект на объект производит некое воздействие, в результате которого объект меняется.

И результаты тоже оцениваются объективно. Как говорит один мой старший коллега: "Прекратились-таки тики? Восстановился-таки сон? Значит, пациент здоров!".

Например, существует масса директивных способов работы с алкоголизмом. Каждый из них очень объективен, у каждого своя эксклюзивная особенность, которая помогает "раз и навсегда", "быстро и навсегда" и прочая, прочая, прочая. При этом никто не задумывается:

  • а в каком мире живет этот человек, как он пришел к тому, что стал так неразрывно связан с этим единственным во многих случаях удовольствием? 
  • Что у него происходит в жизни?
  • Если алкоголизм - это его болезнь, то что тогда его за-болевание?
    Что стоит за его болезнью?

В ответах на эти вопросы будет очень много субъективного и важного одновременно. При объективном подходе основной целью будет, фактически, забрать у него его любимую игрушку и не дать ничего взамен. И часто он, отказываясь под воздействием этих методов от алкоголя на какой-то определенный период, внутренне будет считать дни до окончания действия запрета и продолжать в своей внутренней реальности беспробудно напиваться.

Или женщина, которая переживает в своей жизни некую повторяющуюся невзаимность. Раз за разом не получается найти достойного мужчину, не получается выстроить отношения, которые бы ее радовали. И она приходит с этим в терапию, у нее много обиды, даже злости. Каждый раз после очередного разрыва она восклицает: "Ноги мужика больше не будет в моем доме!".

Что ей делать объективно? Если рассматривать ее проблему как что-то отдельное от ее способа проживания жизни и мировоззрения?

  • Ходить на курсы привлечения исчезающего вида "настоящего мужика"?
  • Читать книги по "стервологии"?
  • От чего конкретно ей избавляться и что приобретать?
  • И может ли кто-то ей твердым голосом сказать, что конкретно ей делать и куда в жизни идти?
  • И будет ли сказанное помощью или очередным упражнением в отыгрывании собственной грандиозности?

Но вот она работает в терапии какое-то время и вдруг начинает обнаруживать более-менее достойных мужчин в своей обычной жизненной среде, которая ее окружала и раньше. Не лучших, не идеальных, но достаточно хороших. Что с ней произошло? Она что-то в себя добавила или, наоборот, удалила? Как-то себя отредактировала? Или, может быть, что-то изменилось в ее взгляде на себя? И на то, как она проживает жизнь?

Американских психиатр Томас Хора, создатель метапсихиатрии, говорил о процессе выздоровления так:

Пациент вылечивается,
когда происходят значимые сдвиги в его мировоззрении.

Возможно, в этой цитате есть что-то созвучное с примерами выше.

Психотерапию часто метафорически сравнивают с путешествием.
Путешествием в какой-то свой внутренний мир, узнаванием этого мира, исследованием его.
Путешествием несколько дальше привычных до этого границ возможного.
Путешествием, способным что-то изменить в жизни.

И клиент с психотерапевтом в этом путешествии предстают как своего рода попутчики. Может быть, психотерапевт в этом путешествии движется на каких-нибудь полшага позади клиента, позволяя ему самому выбирать направление, а не гордо вышагивая впереди, как иной псевдо духовный гуру.

Недавно попалась на глаза хорошая статья о путешествии вообще, как о меняющей практике. О том, что совершая путешествие, легче бывает отказываться от чего-то старого, отжившего. Легче преодолевать кризисы, легче завершать внутри себя законченные уже вроде бы внешне отношения.

Интересно, что же именно в путешествии помогает этим изменениям?
Неужели простое лицезрение новых видов и стран? Или все-таки то, как узнавание этих новых видов и стран отзывается во внутреннем мире человека?
Что важнее - то, что ты видишь новые земли?
Или то, как ты их видишь, и что это меняет для тебя и в тебе?

Наверное, на эти вопросы может быть множество самых разных ответов. Не существует какой-то единой для всех истины, истина у каждого своя и особенная. Но мне в этом смысле созвучна одна цитата Марселя Пруста. Мне кажется, она хорошо отражает суть этого сравнения психотерапии и путешествия:

Реальные открытия в путешествии заключаются не в том, чтобы увидеть новые земли, а в приобретении новых глаз.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ