- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В рубрике “Четыре книги” я хочу поделиться впечатлениями о прочитанном. Первый текст написан мной несколько лет назад после долгой отлучки из дома.
Вернувшись в Россию, главное, что я сделал и продолжаю делать - чтение. Я читаю профессиональную литературу по психологии для неустанного развития в профессии, я читаю современную художественную литературу и классику. Вне России читать сложно, а читать на бумаге практически невозможно. Электронная книга оставляла ощущение притворства и лжи; я мысленно многократно извинялся перед Диккенсом и всеми членами Пиквикского клуба, включая самого мистера Пиквика, за то, что их история перелистывается механическим нажатием клавиши без шуршания страниц. Хотя я и уверен, что в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства есть дела поважнее, чем прощение меня, все-таки надеюсь быть прощенным.
“Мальчик, которого растили как собаку” Брюса Пэрри и Майи Салавиц - первая из прочитанных мной книг. Десять историй о десяти травмированных детях или группах детей: сексуальное насилие, физическое насилие, засвидетельствование физического насилия и смерти близких, воспитание в секте, “младенческая анорексия”, анализ социопата-убийцы, оставляемого в младенчествев полном одиночестве на долгие часы, мальчик, которого растили в клетке как собаку, и другие случаи травматизации ребенка и последствий такой травматизации. Уверен, что эту книгу стоит прочитать не только тем, кто учится или работает психологом, но и тем, кто работает с детьми или задумывается о рождении ребенка. Но готовьте свое сердечко к обливанию кровью: большинство историй грустные, часто сопряжены с необъяснимым насилием и не всегда имеют хороший конец.
Мне сложно понять причину, но все книги, к которым я обратился, как на подбор, оказались про детство, про травмы, про борьбу.
В каждой из четырех книг: Бетти Смит “Дерево растет в Бруклине”, Джанетт Уолсс “Замок из стекла”, Мод Жульен “Рассказ дочери” и Халед Хоссейни “Бегущий за ветром” - рассказана история человека от рождения до зрелости, история детства, событий, часто травмирующих, которые повлияли на то, кем вырос герой и окружающие его люди, друзья, члены семьи, знакомые. Каждая из историй - про преодоление: алкоголизма отца, нищеты, отсутствия постоянного дома, войны, авторитарного представления родителей о воспитании ребенка. Часть историй реальные и обладают для автора терапевтическим эффектом сходным с “выговариванием” в кругу семьи, друзей или на терапии. Часть придумана.
Что связывает мистера Пэрри, автора первой книги в обзоре, заслуженного психотерапевта, основоположника собственной методики работы с пациентами, основателя общества имени себя и неплохого, судя по последним двум главам его книги, маркетолога и продавца услуг, с четырьмя героями художественных произведений, рассказавшими свою историю? События, произошедшие с человеком в детстве, даже если они не носят явно травмирующего характера, а особенно когда носят, события, которые кажутся стороннему наблюдателю незначительными, не заслуживающими внимания, а порой оставшиеся в принципе не замеченными ни родителем, ни ребенком, могут восприниматься психикой как травматичные и влиять на уже взрослую жизнь кажущегося осознанным и разумным человека. Найти такое событие, его связь с паттернами поведения, осознать эти паттерны, понять, губительны и вредоносны ли они, проработать и избавиться от них,- вот, пожалуй, та цель к которой стоит стремиться.
Мод Жульен, поведав в романе “Рассказ дочери” реальную историю своей жизни, полную психопатии родителей, жестокости, физического и сексуального насилия, унижений, муштры и распорядка, запрета на мечту и, по сути, на саму жизнь, находилась многие годы в терапии. Но даже спустя десятилетия она не может сказать, что излечилась.
Джанетт Уоллс, автор “Замка из стекла” нашла ресурсы для преодоления детского травматического опыта внутри себя и благодаря своим близким: брату, сестрам, мужьям, первому и второму.
Найти мужа, первого или второго, не всегда реализуемый вариант, но найти достойных специалистов, работающих с психическим здоровьем, в современном мире реально.