Сентябрь. У родителей первоклассные страдания

main_img

Начался учебный год. В сентябре-октябре, как правило, поступают запросы от родителей, связанные с адаптацией первоклассников в школе.

Многие годы я работала с детьми, и уже на стадии диагностики мне было понятно, что большинство страхов первоклашек связаны с семьей.

Сейчас я работаю в основном с мамами.
Как правило, звонит мама и говорит, что на ребенка в школе жалуются учительница и дети. Я прошу маму прийти одну без ребенка. На другом конце провода удивление:

Как? Почему без ребенка? Вы что, заочно будете решать проблему?

Я настойчиво объясняю, что первую консультацию провожу без ребенка, потому что далеко не все, что рассказывает мама, ему можно знать.

Кто-то удивляется и всё-таки приходит, кто-то сразу отказывается от такого странного психолога, который не хочет исправлять ребенка.

Вот и на этот раз позвонила мама и стала перечислять: невнимательный, домашнее задание делает под моим контролем, агрессивный, грубый, учительница постоянно жалуется. А дальше настала очередь удивляться мне. Мама сказала, что понимает, что проблема в ней самой, а не в ребенке. Скажу прямо, такие признания звучат редко. Как правило, мама долго сопротивляется, не желая признавать, что ее состояние повлияло на поведение ребенка.

Придя на прием, мама призналась, что однажды нервы у нее не выдержали и она на глазах у окружающих ударила сына. В результате: у ребенка сильная обида на мать, а у мамы – страх не справиться с эмоциями и вина перед ребенком.

Первый вопрос, на который мы искали ответ:
Какова настоящая причина агрессии в семье?
Колода «Эмоции».

Описание карты.
Это я с мужем. Мы оба чувствуем тревогу, страх, злость. За 10 лет мы 7 раз расходились и сходились. В данное время я нахожусь в затяжном бракоразводном процессе, который требует от меня много сил, времени, нервов. Ребенка карте нет, потому что не до него было. Но он очень любит отца и страдает без него.

Как видите, вся история про маму и ее отношения с мужем.
Ребенка здесь нет.

Второй вопрос:
Как на самом деле выглядят отношения ребенка и матери?
Колода «Про тебя».

Описание карты.
Вижу, как я тяну руку к своему ребенку. Хочу помочь, потому что уверена, что он сам не справится. Чувствую к нему жалость, так как считаю его слабым, и недоумение, почему он не хочет принимать помощь. Мальчик на картинке абсолютно равнодушен к девочке, спокоен, ведь у него свои задачи и он не хочет принимать помощь. Сын в жизни ведет себя так же.

Мама делает вывод: «Я, видимо, сильно контролирую сына. Взяла отпуск, и мы целый день вместе. Спим вместе в одной постели, мне так спокойнее. Уроки он делает под моим контролем, переписывает по нескольку раз. Ребенок злится на меня за это, боится делать уроки самостоятельно. На самом деле у меня умный мальчик».

- Зачем вы контролируете сына так жёстко? – спрашиваю я.

- Потому что учительница скажет, что я плохая мать! - И добавила: - Я так боюсь за сына, что хочу уберечь от всех проблем и несчастий.

Эта история про мамин страх оценки окружающих и желание оградить ребенка от ошибок.
Здесь тоже ребенка нет.

В первом классе у родителей есть возможность научить детей учиться и действовать самостоятельно. Вначале нужно, конечно, рассказывать и показывать. Это может длиться у всех разное время. Все зависит от зрелости ребенка. Ребенок, созревший к обучению в школе, как правило, к середине учебного года уже учит уроки самостоятельно.

Через какое-то время нужно договориться с ребенком, что уроки он будет делать сам и подходить к вам, если чего-то не понимает или не знает, как сделать. Первое время будет грязь в тетрадях и замечания учителя. Но это надо перетерпеть, относиться к процессу спокойно. Можно предупредить учителя, что у вас идет обучение. Надо дать ребенку возможность совершать и исправлять свои ошибки самостоятельно.

Ребенок болезненно относится к родительской критике и считывает страх и неуверенность взрослых. Важно не запугивать ребенка тем, что он будет работать дворником, а обсуждать проблему и помогать ее исправить.

Гораздо легче адаптируются в первом классе дети с развитыми навыками самообслуживания. Поэтому все, что не опасно для жизни, ребенок должен делать самостоятельно. Собирать портфель, ходить один в школу, если она рядом, самостоятельно делать уроки, пользоваться микроволновкой, чайником, убирать в комнате. Все это умения, которые ребенок в 7 лет спокойно может освоить, если его постепенно этому научить.

И последняя карта - решения, выход из ситуации.
Колода «Эмоции».

Описание карты.
Вижу мальчика, который смело едет на мотоцикле. Движения уверенные. Нет страха. Взрослые удивлены, что в его возрасте он умело обращается с техникой и справляется со скоростью. Родители боятся за него, но разрешают участвовать в гонках, потому что они доверяют ребенку. Я хочу доверять своему сыну.

Решения, которые приняла мама после нашего разговора.

  1. Признаю, что свой страх, связанный с разводом, я отрабатываю через ребенка.
  2. Признаю, что я боюсь за жизнь ребенка, боюсь оценки учителя и поэтому чрезмерно контролирую ребенка (эти страхи при желании можно устранить, работая с психологом).
  3. Я готова разрешить ребенку делать самостоятельно все, что не опасно для его жизни.

Спрашивается, зачем ребенка вести к психологу?

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ