Как становятся психоаналитиками

Я всегда любила задачи со звездочкой.  
И сейчас каждый, кто приходит ко мне на консультацию, - именно такая задача.

А вот началось все с интересного наблюдения за собой - я в молодости обнаружила в себе эмпатию. Это когда, например, едешь в автобусе и перед тобой сидят люди, а ты наблюдаешь за ними и в какой-то момент понимаешь - тебе вдруг стало понятно, о чем они говорят. Тебе понятна суть разговора или конфликта, ты вдруг понимаешь, к каким отношениям или осложнениям это приведет людей и что им нужно сделать, чтобы решить проблему.

И вот такие наблюдения в какой-то момент стали очень сильно напрягать. Я часто думала - вот зачем оно мне надо, столько знать про людей, которых я никогда не увижу?

Я получила первое техническое образование, и стоит сказать, что я всегда четко знала, чего хочу. И поэтому одной из проблем в терапии для меня было увидеть и почувствовать людей, которые не понимают, к чему стремятся. А потом я поняла, что такие люди просто боятся или не умеют хотеть в этой жизни что-то именно для себя. И мы учимся хотеть и достигать своих своих целей. 

По итогам первого образования я не стала физиком, ушла работать в бизнес и была довольно успешным руководителем различных направлений. А потом с рождением старшего ребенка поняла, что хочу профессионально больше общения и меньше выполнения чужих и не всегда понятных для меня задач.

Стоит сказать, что психология меня интересовала всегда. Но, приходя на день открытых дверей на психфак, я знала, что академический курс мне не будет интересен - мне нужны были практические знания. Так мне посоветовали прийти в УрГУ в институт переподготовки на специальность психоанализ.

Я помню, с каким удовольствием, прочитав рабочую программу курса, рассчитанного на 3 года очно-заочного обучения, я пришла на собеседование и подала заявление на получение второго образования. Я помню с каким интересом училась. Мне все еще кажется, что это было совсем недавно. И написанные мною лекции я иногда перечитываю и пользуюсь как источником знаний для составления уже моих лекций или тренингов.

Теперь я понимаю, что нас дрессировали на контрперенос. Учили его распознавать и работать с ним. Учили работать со своими и чужими эмоциями и переживаниями. И тогда стало понятно: то, что меня так мучило - это не мистика, это просто развитая эмпатия, которой можно отлично пользоваться в моей профессии.

Потом, кроме психоаналитической практики, были почти 10 лет преподавания по 15 дисциплинам. Мне было интересно многое. И психология менеджмента, и психология продаж, по которым я часто вела и веду тренинги, и психодиагностика, и психология семьи, и общая психология.

А особенно мне нравилась конфликтология - оказалось, что если разобрать и классифицировать конфликт, можно достаточно легко решить конфликт как задачу. Безусловно, если решать и понимать, как нужно решить.

Мне нравилась работа преподавателя, но все рано или поздно заканчивается. Наверное, я не академический ученый. И когда наш дорогой институт закрылся, я не стала искать новую работу в преподавании психологии. Сейчас у меня новый этап в преподавании - это ментальные программы и обучение детей ментальной арифметике, мегаскорочтению и другим программам.

Наверное, я спринтер.
Я люблю интенсивную и не сильно длительную работу. Потому легко берусь за фокусную терапию. Стоит сказать, что фокусная терапия - это отдельное направление. Если сравнить с менеджментом, это в большей степени похоже  на ситуационный менеджмент, который требует от тебя очень большого количества знаний, высокой скорости мышления и отсутствия шаблонов мышления.

В менеджменте есть 3 подхода - это процессный, системный и ситуационный.

  • Процессный менеджмент отвечает за процессы внутри компании. И несут за него ответственность руководители направлений. Основных функций менеджмента 4: планирование, организация, мотивация и контроль. И главной задачей процессного менеджмента является сделать все эти функции сбалансированными.
  • Системный менеджмент - это отношение к компании как к системе, это стратегия управления, и ответственны за системный менеджмент, как правило, стратеги, работающие в компании. Это или руководитель или специально обученные люди - такие, как сотрудники отдела развития.
  • А ситуационный менеджмент применяется в критических точках развития. И его задачей является комплекс мер, позволяющий удержать ситуацию. Так, целиком и полностью, в формате ситуационного менеджмента работают МЧС или Скорая Помощь. Они не разбираются, по каким причинам случилось то, что случилось - им важно здесь и сейчас не допустить развития критических ситуаций.

Именно так и бывает в фокусной терапии. У человека, который обращается за помощью, часто не хватает времени, средств или желания на глубокий анализ. Часто это обращения за тем, что надо в срочном порядке что-то "починить" в жизни человека.

К примеру, это может быть неосознанная травма, которая привела к нарушению коммуникации, к психосоматике, к неуверенности в себе. И следствием такого недопрожитого и неосознанного переживания будут искажения в сценариях общения с другими. Например, когда люди попадаются разные, а сценарий отношений с ними один и тот же. Значит, есть какая-то системная ошибка, которую мы вместе ищем и исправляем.

А вот как исправить - поверьте, в каждом случае это происходит совершенно разными путями и способами. Кому-то подходит рационализация и развитие функции внутреннего наблюдателя, кому-то подходит телесно-ориентированная терапия, кому-то подходит гештальт-психология, кому-то подходит открытие и развитие в себе стратегических способов мышления. В любом случае все, что возможно сделать, даже перечислить не получится - просто не хватит отведенного на статью места.

И фокусная терапия - это краткосрочно и не всеобъемлюще. Это просто как починить то, что вдруг перестало работать. В хорошей и правильной психотерапии - без разницы какая она, фокусная или это структурный анализ, или установление причин конфликта - результатом является увеличение количества сил, осознание сложности жизни и вера в себя.

Как говорят на тренингах, "накачка ресурсом". И этот эффект увеличения сил сохраняется с человеком на всю жизнь. Человек в результате психотерапии осознает себя более сложным, совершенно точно неоднозначным, он учится принимать свою жизнь такой, какая она есть. Он учится тому, что его оценка действий, своих и других, может меняться о временем и часто в оценке меняется даже знак (с плюса на минус и наоборот). И такие точки переоценки становятся для человека точками собственных изменений.

У меня есть неоднократный опыт ведения структурного анализа. Это когда приходит человек и желает разобраться глубоко и подробно со своей жизнью. С причинами того, что с ним происходит. И в течение всего психотерапевтического периода, который может длится несколько лет, человек вырабатывает и проживает новые сценарии своей жизни. Он открывает для себя новые грани отношений, он учится жить. 

Фокусная терапия не столь глубока. Как правило, это работа над достаточно узкой проблемой без растекания по всей истории человека. Хотя, чтобы точно установить и потом осознать причину происходящего, требуется порядка 1-3 месяцев. И дальше человек, понимая, в чем суть его проблемы, вырабатывает сам новые пути решения и уверенно идет дальше. Фокусная терапия не может быть дольше 4-6 месяцев. Ее длительность зависит от способности человека раскрыться и принять свою историю.

С детьми все несколько иначе. И фокусная терапия с ними слабореализуема. Я знаю, что при воспитании детей есть есть один довольно жесткий запрет. Как бы ты ни относился к тому, что натворил твой ребенок, ты никогда и ни при каких условиях не имеешь право сказать ему, что ты его не любишь. Необходимо четко разделять отношение к поступку человека и к нему самому. И для ребенка и его психики проще принять наказание за поступок, нежели поставить под сомнение родительскую любовь.

Детская психотерапия - для меня это работа с детско-родительскими отношениями, это вера в ребенка, в его желания, стремления и признание его права на проблемы и ошибки. Мне проще работать с детьми, когда они уже хотя бы школьники. Мне тяжело играть в игры по несистемным правилам, и я отношусь к этому с пониманием своих проблем и стараюсь себя не переоценивать и не браться за те задачи, в решении которых мои коллеги будут более эффективны.

Установление понимания с детьми - важный фактор воспитания и я часто предлагаю пройти терапию взрослому, чтобы помочь наладить его отношения с ребенком, и чтобы именно он или она были для ребенка опорной, помогающей и поддерживающей фигурой. 

Честно скажу, что я очень благодарна Судьбе и Жизни за то, что я нашла свою профессию, в которой мне позволено проживать еще и другие жизни, видеть перспективы и свет в каждой отдельной истории  и в каждом отельном человеке, который пришел ко мне за помощью.

И я искренне желаю всем счастья в обретении себя!

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ