- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Несколько раз сталкивалась в своей практике с тем, что мамам сложно встречаться с недовольством и разочарованием своих детей.
Настолько сложно, что тратятся порою немалые силы, чтобы «убедить» отпрыска, что жизнь прекрасна и полна радости.
Как правило эффект получается обратный - чадо еще больше настаивает на том, «что все плохо», и демонстрирует в этом деле завидное упрямство.
А происходит вот что.
Ребенку очень важно быть принятым в любых своих эмоциях. Ему важно, чтобы его недовольство, разочарование, злость, отвращение были признаны так же, как и другие более приятные для родителя чувства.
Конечно, всем хочется видеть своего ребенка довольным и счастливым, радующимся, полным интереса и без устали познающим новое. Но тогда мы лишаем его права на целостность, на естественные ритмы, динамику, когда за подъемом обязательно идет спад, плато, необходимое для переваривания опыта, эмоций, накопления энергии на новый виток.
И почему же так трудно принять и признать его право на ошибки, провалы, упадок сил, недовольство каким-либо событием или, о ужас, самим родителем?
Потому что это сразу же вызывает то самое знаменитое родительское чувство вины:
И если про себя мы еще как-то (хочется в это верить) понимаем, что круглосуточное счастье - это утопия, и что нормальному человеку свойственно проживать всю палитру чувств, как-то: злость, отвращение, интерес, радость, грусть, страх и так далее, то глядя на расстроенного, грустного или злобного ребенка хочется сделать все, что угодно, в том числе обвинить его, отругать, откупиться или занять чем-то «полезным», лишь бы не наблюдать эту невыносимую картину.
А надо всего-навсего просто дать ему это право быть живым и разным.
Заметить. Признать. Поинтересоваться. Удержаться от прочтения нотации.
Также совершенно естественно признавать свою неправоту в чем-то, показывать детям свою уязвимость, свое несовершенство, свои ошибки. Тогда им не придется полжизни гоняться за призрачной идеальностью, их не будет «сносить» в эмоции, они будут знать, что смогут рассчитывать на любовь, принятие и поддержку и в том случае, когда они подавлены, расстроены и не на высоте.
А с таким опытом жить гораздо проще, как мне кажется.
Но это все почти невозможно сделать, если вы из тех, кто запрещает СЕБЕ быть расстроенной, несовершенной, уставшей, уязвимой, злобной...
Так что начинать придется, как всегда, с себя.