О мере ответственности за терапию. Взгляд на проблему полимодального психотерапевта

main_img

Как психотерапевт, нацеленный на результат, а не на процесс, я всегда должна понять особенность восприятия мира клиента и глубину его проблемы - только тогда я могу ему качественно помочь.

А чтобы получить хороший результат в процессе психотерапии важно принять ответственность за успешность работы как одну из важных составляющих профессии.

Нередко в моей практике бывают случаи, когда приходят клиенты, которые от года до трех лет проходили психотерапию и не получили желаемого эффекта. При этом большинство из них приходит с убеждением, что им невозможно помочь.

Почему?
Просто психотерапевт сумел убедить клиента, что он недостаточно мотивирован, сопротивляется, не хочет изменений. У клиента, как правило, серьёзно закрепляется чувство вины, что он оказался «плохим», поскольку не смог получить тот эффект, которого так старался достичь психотерапевт.

И с такими клиентами, которые имели неудачный опыт психотерапии, гораздо сложнее работать, поскольку приходится работать еще и с негативным убеждением, что клиент сам отвечает за результат психотерапии.

Да, есть направления психотерапии, в которых одним из главных постулатов является утверждение, что клиент должен нести большую долю ответственности за положительный результат психотерапии. Этот важный посыл основывается на том, что клиент должен активно сотрудничать (быть мотивированным, выполнять задания, инструкции).

То есть психотерапевт выступает как учитель, предлагает программу, обучает, контролирует процесс обучения «правильному» поведению и реакциям в соответствии с теорией той модальности, в которой работает специалист и исходя из которой он понимает и помогает разрешать запрос клиента.

Психотерапевт такого направления считает важным создать «пространство» (?) для научения, изменения, взросления, а клиент берет столько, сколько может и хочет(?) "унести". А если не научается, не меняется, не взрослеет, то считается, что он сопротивляется (почему-то!), не захотел (?) сотрудничать, не соизволил понять, не замотивирован.

Некоторым клиентам так и заявляют: придешь тогда на психотерапию, когда созреешь(!). Иди и созревай?!

И это после многих сеансов! Не получен положительный результат, запрос не удовлетворен – виноват бедный клиент, потративший столько времени и денег. Понятно, что после безуспешной психотерапии клиент ещё больше уходит в депрессию, усиливаются все симптомы, связанные с его запросом. И многие после этого просто закрывают для себя вопрос обращения за помощью к психотерапевтам.

А между тем, клиент обычно всегда замотивирован, раз пришел, - это главная мотивация! А как эту мотивацию понять, развить, использовать для изменений – это ответственность психотерапевта. Он отвечает и за процесс, и за результат.

Поскольку клиент находится внутри своей сложной проблемы из-за бессознательных мотивов, ожиданий, установок, сценариев, вторичных выгод, он ждет понимания своего восприятия и состояния. И в большинстве случаев, если нет психотических изменений, готов к изменениям настолько, насколько готов и способен помочь ему психотерапевт.

И задача психотерапевта – разобраться в причинах возникновения проблем, вторичных выгод, понять особенности восприятия мира клиента. И так называемое «сопротивление», непонимание заданий, усиление симптомов – это только из разряда проявлений проблемы, прямо касающейся его запроса. И всё это предмет глубинной психотерапии, а не упреков в отсутствии мотивации и неготовности к изменениям.

А если нет никакого положительного результата после первых 10 встреч, то стоит подумать о следующих моментах:

- невозможность решения именно этой проблемы в связи с тем, что в этой модальности она не может быть разрешена;

- честное признание себе в отсутствии необходимой квалификации для помощи клиенту с его сложной проблемой, из чего следует:

  • а) обращение к супервизору и совместное продолжение работы;
  • б) дальнейшее повышение квалификации на различных курсах или семинарах;
  • в) под разными предлогами, но ни в коем случае не обвиняя клиента в саботаже, отсутствии мотивации, направление клиента к специалистам своего или другого направления психотерапии;
  • г) направление клиента на консультацию к психиатру, если есть подозрение на серьёзные тревожные расстройства, психотические проблемы.

А если есть объективные показатели улучшения состояния клиента, но ещё далеко до получения желаемого результата по запросу, то важно обсудить с клиентом трудности и перспективы дальнейшей психотерапии с уточнением запроса (запросов), чтобы клиент понимал, на каком этапе получения положительного результата он находится.

Возможно, с самого начала или после осознания сложности проблемы клиента стоит договариваться об обсуждении с клиентом промежуточных итогов. Например, после первых трех–пяти сеансов в первый раз и после каждых последующих десяти сеансов (встреч) с тем, чтобы получить обратную связь именно с учетом положительных сдвигов.

В каком бы направлении (направлениях) ни работал психолог-психотерапевт, главное для него – это получение положительного результата по запросу клиента.

И чтобы не навредить клиенту, важно уметь принимать ответственность и за положительный результат психотерапии, и за его отсутствие. Поскольку клиент приходит к нам, как к спасителям, а не получать в результате дополнительную психологическую травму в виде разрушающего чувства вины за то, что он «не созрел» (значит, «плохой») или шока от того, что у него «слишком сложная неразрешимая проблема».

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ