Как развивалась когнитивно-поведенческая терапия?

main_img

В конце 1960-х годов отец-основатель самого научного вида психотерапии А. Бек занимался психоанализом (да, именно им, родным). И в это время А. Бек решил проверить одну из психоаналитических гипотез, которую, кстати, до сих пор многие разделяют. Согласно этой гипотезе, депрессия является результатом направленной на собственное "Я" враждебности.

Чтобы проверить эту гипотезу, Беку приходилось изучать сны людей. Предполагалось, что у "депрессивных" клиентов враждебность во снах выражена больше, чем у обычных. В современных реалиях это кажется довольно забавным занятием, сложно представить, как это вообще можно измерить.

Однако, к своему удивлению, гений Бек заметил, что у людей с депрессией сны чаще всего связаны не с враждебностью, а с собственной дефектностью или потерями в жизни. Позже он установил, что люди продолжают об этом думать уже и во время бодрствования.

В процессе своих исследований он подверг сомнению еще одну из самых важных психоаналитических гипотез, согласно которой пациенты с депрессией испытывают потребность в страдании. Так считают многие психоаналитики, хотя откуда вообще это взяли, не понятно. Причем такая мысль может очень серьезно вредить пациентам.

И вот тогда возник вопрос:
если психоаналитическая теория неверна, что делать с пониманием и лечением депрессии?

Постепенно А. Бек на собственном опыте и опыте своих коллег начал убеждаться, что у его пациентов существуют два потока мыслей:

  • оценочные суждения о себе и окружающем мире,
  • просто свободные ассоциации - то, что сейчас называется автоматическими мыслями.

В одной из своих бесед с клиенткой Бек понял, что люди постоянно интерпретируют события. Так одна его клиентка во время описания своей сексуальной жизни почувствовала тревогу.
Бек спросил у нее: "Вы подумали, что я вас осуждаю?"
Но она ответила: "Нет, я подумала, что вам скучно со мной".

После этого Бек начал помогать своим пациентам выявлять их интерпретации реальности, оценивать вместе с ними их нереалистичность и помогать реагировать на ситуации более рационально.
В результате психическое состояние пациентов стало резко улучшаться.

Уже после этого А. Бек предложил своим коллегам из разных медицинских университетов попробовать новую форму лечения пациентов с депрессией. И что бы вы могли подумать? Когнитивно-поведенческая терапия показала эффективность наравне с антидепрессантами. Если кому-то интересно, то в то время использовали амитриптилин, анафранил, имипрамин и тразодон. Первые два до сих пор являются самыми сильными антидепрессантами в мире, но не самые безопасными.

В дальнейшем специалисты поняли, что при терапии тревожных и депрессивных расстройств акценты нужно расставлять немного по-другому. При депрессиях менять реагирование на негативные мысли о себе, мире и о своем будущем, добавляя поведенческую активацию, а при тревожных расстройствах правильно оценивать неопределенность.

С того времени когнитивная модель тревоги и депрессии существенно дополнена для каждого вида психических расстройств, а исследования подтвердили, что КПТ является эффективным способом психотерапии.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ