Телесно-голосовая психотерапия. Архетипы звучания (коммуникации). Часть 1

main_img

На недавней встрече онлайн группы "Круг голосов", которую я провожу каждую среду, мы обсуждали тему Архетипов звучания (коммуникации). Возникла она не случайно, а после того, как еще неделей ранее мы исследовали, как те или иные эмоции проявляются в звучании голоса и можно ли, не зная текста, определить контекст.

Другими словами, можно ли, слушая диалог на незнакомом языке, определить, о чем примерно идет речь?

Оказалось, что не просто "Да!", а очень близко к тексту. Мы слушали 2 разнозаряженные эмоциональные сцены: одну - на непонятном языке, который условно я назову индийским, вторую - на китайском. Участники было 3 участника, и она была юмористическая.

НО! Все получилось. Все, кто участвовал в эксперименте, не только очень близко по смыслу описали эмоции, но и разложили их в динамике - как менялись эмоции у действующих лиц по мере того, как сцены развивались. Определили раздражение, обиду, упрек, ненависть, насмешку, очарованность, страх, веселье.

Кратко мы вывели, например, что раздражение, злость и ярость — это очень канализированное (направленное на цель / собеседника) восходящее по тону и по скости речи звучание, с резкой атакой и увеличением энергии, так что вверху при накале страстей голос естественным образом переходит на крик.

Страх — это, скорее, приглушенное, с тенденцией к замедлению речи, звучание. В нем преобладают нисходящие мелодии, которые могут переходить на шепот. Энергия убывает по мере развития эмоции. Однако при переходе в ужас, когда тревога зашкаливает, может происходить скачок энергии и разворот на визг.

Насколько хорошо человек может различать такие нюансы, зависит от того, насколько у него натренирован слух. Но одного слуха недостаточно, еще очень важно хорошо ориентироваться в эмоциях, уметь их называть и описывать.

Те паттерны, которые мы услышали и описали - универсальны. Оказалось, что они характерны и для индийского, и для китайского и для русского языков, так как мы смогли их расшифровать.

Юнг и открытие Архетипов

Впервые догадку о том, что звук может нести архетипическую, то есть универсальную, понятную всем на глубинном уровне информацию, высказал Карл Юнг. В 1904 году он со своим коллегой Францем Риклиным провели серию экспериментов со словесными ассоциациями, которые привели к открытию психологического комплекса.

Эксперимент

Группе здоровых взрослых зачитывали по очереди 400 слов. После произнесения каждого слова испытуемого просили ответить первым словом, которое пришло ему в голову. Это слово записывали и фиксировали время, которое понадобилось на ответ.

Весь эксперимент состоял из 4 серий.

  • Первые две серии по 100 слов зачитывали без каких-либо помех, так что испытуемые могли располагать 100% своего внимания.
  • 3 серия проводилась в условиях внутреннего отвлечения, при котором испытуемый фокусировал свое внимание на восприятии акустических стимулов.
  • В 4 серии, помимо словесных ассоциаций, испытуемый должен был делать карандашные пометки длиной в один сантиметр на листе бумаги в такт ударам метронома (Юнг, 1906, пункты 1-498).

Эксперимент позволил Юнгу и Риклину сделать вывод: когда испытуемый уставал или отвлекался, он отвечал словом, которое было связано со словом-стимулом только потому, что оно имеет похожее звучание, например, hat - cat, mouse - house (англ). Получалось, что при отвлечении внимания слово-реакция подбиралось не по смыслу, а по звуку.

Юнг также обнаружил, что подобные реакции были распространены у детей, и чем меньше они были, тем больше в их реакциях было подражательства звуку, чем ассоциирования. Скорее всего, домашние животные именно так и "учат" язык, они запоминают звуковые сочетания.

Открытие архетипов

Юнг сделал очень важное открытие: он предположил, что такие звуковые реакции были пережитком примитивной и архаичной формы психологического функционирования, и что язык был вторичным развитием сознания, которому в жизни индивида и вида предшествует невербальное звукоизвлечение и звуковые ассоциации.

Юнг пишет (Jung, 1952, пункты 12-14), что изначально язык был, скорее всего, системой двигательных и имитационных звуков - звуков, которые выражают ужас, боязнь, гнев, любовь... звуков, которые имитируют шумы стихий: журчание воды, раскаты грома, рев ветра, звуки животного мира.

Таким образом, язык по своему происхождению и сути — это просто система знаков и символов, обозначающих реальные события или их отголосок в человеческой душе…

Так эксперименты с изучением речевых феноменов натолкнули К. Юнга на то, что есть некий глубинный слой, скорее всего, пришедший из доречевой коммуникации, который воспринимается и расшифровывается нами бессознательно. Развивая эту идею, в последствии К. Юнг создал и описал концепцию Архетипов. Однако, будучи глубоко исследована, она в своем конечном варианте все-таки не содержала в себе звуковой слой, а сфокусировалась больше на лингвистическом или изобразительном выражении Архетипа, проявленном в картинах, литературе, мифологии, сновидениях и прежде всего в собственных вербальных текстах пациентов.

Архетипы звучания (коммуникации)

Позже, уже на основе теории Юнга, было проведено исследование универсальных свойств звучания и их воздействия на психику, которое привело к созданию теории архетипических базисных форм в музыке. В ее основу легли результаты анализа самых древних форм фольклора.

Дина Кирнарская - российский музыковед, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук - выделяет 4 основных типа музыкальных высказываний, которые мы можем называть коммуникативными (звуковыми) архетипами:

  • Архетип призыва.
  • Архетип прошения.
  • Архетип игры.
  • Архетип медитации.

Добавление к слову "Архетип" определения "Коммуникативный" означает, что, с одной стороны, речь идет о первичных образах, которые относятся к сфере межличностного общения, а с другой, что мы говорим о звучании, о некоей музыкальной интонации или базисной форме, смысл которой интуитивно понимается везде и всюду любым человеком одинаково.

Зачастую именно звуковой смысл воспринимается человеком больше, чем суть вербального высказывания. Отсюда, кстати, и возникают коллизии в восприятии речи, когда, например, при ссорах, люди высказывают корректное заявление, но неподобающим тоном, выдавая свои подлинные чувства.

Как могли возникнуть Архетипы звучания?

В процессе перевоплощения из homo sapiens в человека усложнялось социальное взаимодействие между людьми. Это порождало потребности в усложнении коммуникации.

На первом этапе они могли быть связаны только с передачей жизненно-важной информации, такой как сообщение об опасности, где еда, где ночлег. То есть такой информации, которая связана с пространственно-временными и органическими процессами, укорененными в природе: телесно-кинестетическими, пространственными (ориентировка на местности, например) и органическими (голод, жажда).

На втором этапе, когда предположительно возникли устойчивые отношения между людьми коммуникация потребовалась для передачи чувств, намерений, отношений. Это огромный пласт в социальной жизни, который уходит корнями еще в дочеловеческое общение, а в человеческом социуме переходит в новое качество, обусловленное новыми носителями информации — речью, музыкой и другими видами искусства.

И третий этап — это потребность в передаче знаний. Этот процесс предполагает существование особых знаковых систем — письменной речи, математических символов и других искусственных языков, созданных со специальной целью.

Система архетипов неразрывно связана со вторым этапом - потребностью в передаче эмоциональной информации, то есть с осуществлением социальной коммуникации.

В следующей статье я подробно расскажу о каждом из архетипов коммуникации (звучания),
а также о том, как их можно использовать для решения связанных с ними психологических задач
.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ