Как люди боятся? Обесценивание

main_img

Здесь «Как люди боятся»
мы рассмотрели паттерн «Катастрофизация»,

здесь «Как люди боятся–LFT» -
паттерн «Низкая толерантность к фрустрации (low frustration tolerance –LFT)», которые объясняют механизмы создания, надумывания неуместных, необоснованных страхов.

Настоящая статья посвящена третьему паттерну, который получил название «Обесценивание».

Третий способ создать необоснованный, неуместный страх – это  обесценить себя. Что значит обесценить себя? Это означает начать думать о себе хуже, чем ты есть на самом деле. Подробнее об этом написано здесь «Что такое обесценивание себя и эффект Пигмалиона» .

Пережив в своей жизни испуг, испытав страх, люди часто оставляют свой страх без внимания. Не найдя причины, вызвавшей появление страха, и не устранив ее действие, люди фактически оставляют возможность вновь и вновь переживать этот страх. Позволяют ему существовать. Избегают событий, которые инициируют проявление страха. И таким образом дают подкрепление своему страху, усиливают свой страх.

Как люди порождают у себя необоснованные, неуместные страхи с помощью паттерна обесценивания себя, рассмотрим на следующем примере (на публикацию данного фрагмента интервью получено разрешение его участника).

Мужчина (28 лет) обратился с проблемой страха и зажатости, избегания общения с людьми. Страх и зажатость появлялись у него каждый раз, когда нужно было вступать в общение с другими людьми. Во время проведения сессии КПТ у мужчины обнаружено следующее убеждение: «Если в процессе общения я скажу что-то такое, за что получу осуждение людей, то это означает, что я глупый человек».

Привожу фрагмент этого интерьвью:

- Вы объяснили, почему боитесь вступать в отношения с людьми. Фактически вы боитесь, что люди подумают или скажут о вас, что вы глупый. Но если на самом деле так и случится, то будет ли это означать, что это правда?

- Это как понимать?

- Если один человек говорит другому – ты глупый? Означает ли, что так и есть на самом деле?

- Другие могут ошибаться.

- То есть их выводы о вас могут не соответствовать реальности?

- Да. Но могут же и соответствовать!

- Но для этого надо, чтобы они были умными, а вы глупыми?

- Да.

- Как вы можете это определить, что они умные, а вы глупый?

- Хм…

- Кто вам говорил о том, что вы глупый?

- В смысле?

- Вы говорите о том, что люди при общении в компании могут решить, что вы глупый. Это так?

- Да, это так.

- А вам кто-либо говорил уже об этом?

- Нет.

- Так почему вы решили, что вы глупый?

- Они не говорят, но они могут подумать так обо мне.

- Вы читаете их мысли?

- Нет.

- Вы можете это доказать, что они думают о вас, что вы глупый?

- Нет.

- Так из чего следует, что вы глупый?

Молчит.

- Вы в школе учились хуже всех и вас перевели на домашнее обучение?

- Нет. Я учился на хорошо и отлично до 6 класса. Потом стал учиться хуже. А в 10 и 11 классе опять стал учиться хорошо и отлично.

- Вы не смогли получить высшее образование?

- И его я получил.

- Но кто, где и когда считал вас глупым?

- Не знаю.

- Вы действительно себя считаете глупым человеком?

- Я так не считаю, но они могут подумать, что я глупый.

- И что тогда?

- Это страшно, это меня напрягает, я буду выглядеть хуже  других.

- Хуже других, в смысле глупее?

- Да.

- Но как вы можете выглядеть глупее других, если вы не считаете себя глупым человеком?

Молчит.

- У меня складывается впечатление, что вы почему-то хотите, чтобы вас считали глупым. Что вам это дает, какую скрытую выгоду?

Пауза. Молчит. Думает.

- Быть на высоте.

- Это как?

- До тех пор, пока я молчу, я на высоте, чувствую себя комфортно. Если заговорю, есть угроза сморозить глупость, и тогда я уже не буду…

- Кем вы не будете?

- Вы не смейтесь, - таким умным и великим.

- А те люди, с которыми вы общаетесь, они что - все умные и великие?

- Нет, конечно.

- Они могут сморозить глупость?

- Могут. Но если я молчу, это значит, что они думают, что я умный.

- Вы ничего не путаете? В начале нашей беседы вы говорили: они могут подумать, что вы глупый, теперь - что вы умный?

- Пока я молчу – я на высоте. Если начинать говорить, всегда есть угроза сморозить глупость.

- То есть чувствовать себя умным и великим настолько важно для вас, что лучше молчать?

- Мне так комфортнее.

- А что, великие никогда не говорят глупостей?

- Пожалуй, говорят.

- История дает нам много примеров того, когда публичные люди, которых при жизни считали великими людьми, говорили и совершали откровенные глупости. Еще больше глупостей говорят не публичные люди. Мы их просто не знаем и не слышим.

- Согласен.

- Глупость, произнесенная однажды, говорит нам о том, что человек – глупый?

- Нет.

- А если три раза подряд?

- Три раза?! Скорее глупый.

- Допустим, человек три раза сказал глупость, а потом 97 раз сказал умные слова, он глупый или умный?

- Умный.

-Так какой же он на самом деле - человек, который ошибается - умный или глупый?

-Хм... оценки?

- Да, это просто оценки, но еще не сам человек. Даже если человек совершает много ошибок, он может измениться, так сказать - поумнеть?

- Думаю, что да.

- История знает немало таких примеров. Помните, у Марка Твена есть что-то вроде - "Когда мне было 16 лет, я не переставал удивляться, какие глупости несет мой отец. Когда мне стало 30, я удивился, как поумнел старик".

- Смеется.

- А логично ли убеждение: я сказал глупость- это означает, что я глупый человек.

- Так нет же.

- В этом суть. На основе самих поступков и действий нельзя делать выводы о том, какой сам человек. Это нарушение законов логики – на основании частных проявлений (поступков) делается вывод об общем (человеке). Наоборот - можно. Помните, в школе на уроках геометрии часто говорили: на основании теоремы такой-то (общее) вытекают следствие 1, следствие 2, следствие 3 (частные выводы).

- Да, что-то было.

- Человек – царь или Бог?

- Нет, конечно.

- Он может ошибаться?

- Да.

- Людям свойственно ошибаться, не правда ли?

- Так и есть.

- Можно ли развить свой ум и стать действительно умным и великим человеком, избегая людей, не совершая ошибок, не приобретая свой жизненный опыт?

- Нет, конечно.

- Следовательно, нужно что делать?..

- Не зажиматься, не бояться общаться, не бояться сморозить глупость.

- Что вы можете для этого сделать практически?

- Я буду общаться. Мой страх ушел. Я сейчас осознаю, что они такие же люди, как и я. Они могут говорить умные вещи, могут сказать глупость. И я – такой же. Мне нужно прекратить страдать манией величия. Внимательно слушать и вникать в ситуацию, не пропускать никаких слов, жестов собеседников. Глупый, наверное, не тот, кто не боится общаться и получить осуждение. Глупый это тот, кто боится общаться и думет – как бы не подумали о том, что он глупый.

- О! Сейчас я слышу самое важное! Если ваше убеждение о себе вас обесценивало, ваше представление о себе не соответствовало реальности, то когда вы говорите: «Я сейчас осознаю, что они такие же люди, как и я: они могут говорить умные вещи, могут сказать глупость. И я – такой же» - вы принимаете себя таким, какой вы есть. И вы понимаете, что обнаруженное ранее ваше убеждение о самом себе не соответсвует реальности. Как может выглядеть ваше новое, рациональное убеждение?

- «Если в процессе общения я скажу что-то такое, за что получу осуждение людей, то это вовсе не означает, что я глупый человек».

- Верно. Но чего не хватает в этом убеждении?

- Не понял.

- Вы объясняли себе угрозу осуждения со стороны других людей тем, что вы в глубине души себя считали глупым. Вы убедились в том, что ваше представление  о себе не соответствует реальности?

- Да.

- А какое правильное, соответствующее реальности объяснение тому, что человек может получить осуждение на самом деле?

- Когда он сморозит  глупость.

- То есть совершит ошибочное суждение?

- Да.

- Но людям же свойственно ошибаться!

- Да, пожалуй, это и есть правильное объяснение.

- Добавим эту фразу к вашему новому убеждению?

- Да.

- Итак, как будет звучать ваше новое убеждение?

- «Если в процессе общения я скажу что-то такое, за что получу осуждение людей, то это вовсе не означает, что я глупый человек. Я – человек, а людям свойственно ошибаться».

- Что вы чувствуете после этих слов.

- Ничего.

- Они вызывают у вас страх?

- Страх? Ну, что вы, никакого страха. Хочу общаться.

Из приведенного выше интервью становится более понятным,
почему люди прибегают к обесцениванию себя.

  • Они почему-то начинают считать, что не способны преодолеть страх и проблемную ситуацию, которая порождает этот страх.
  • Не доверяют себе, своим способностям и возможностям. 
  • Не верят в то, что могут продумать и решить ситуацию преодоления страха. 
  • Легче считать себя глупым и выстроить защиту, чем напрягаться и проживать ситуацию общения.

Люди не хотят верить в то, что они достаточно сильны, умны, способны это сделать,  в то, что у них это получится. И это является искажением реальности, изменением истинного представления о себе, о своих реальных возможностях.

Нет ничего удивительного в том, что если человек плохо думает о самом себе, считает себя глупым, никчемным, не верит в свои силы и возможности, то его начинают преследовать страхи. Высокая самооценка, вера в себя, в свои силы и способности надежно охраняют человека от неуместных, необоснованных страхов. Причем не важно, - является собственное самовосприятие адекватным, соответствующим реальности или вымышленным, ложным.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ