Эмоциональная зависимость

main_img

Эта проблема очень распространена в современном обществе.

В своей практике мне очень часто приходиться слышать фразу «я жить без него нее не могу» как от мужчин, так и от женщин.

Сильная ревность, постоянные претензии к партнеру, желание быть вместе 24 часа в сутки являются проявлением эмоциональной зависимости.

Обратной стороной зависимых отношений является одиночество, когда, устав от боли, человек принимает решение избегать эмоционально близких отношений и становится отстраненным. Такое одиночество переносится достаточно болезненно и забирает много душевных сил, равно как и эмоционально зависимые отношения.

Эмоциональная зависимость, как правило, формируется в раннем детстве.
Первые и самые значимые отношения для новорожденного ребенка — это отношения с матерью. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие и умение строить отношения в будущем.

Если в первые годы жизни мать была эмоционально холодной и отстраненной по отношению к ребенку, у него формируется дефицитарность – ненасыщаемая потребность в материнской любви и принятии. В такой ситуации ребенок отчаянно пытается получить эмоциональный отклик от «недоступного объекта». Часто в ответ на попытки привлечь внимание матери и вызвать в ее душе теплоту ребенок получает агрессию и раздражение. Эта сильная реакция, пусть даже и негативная, гораздо лучше для него, чем безразличие.

В 50-е годы 20 века в США был проведен эксперимент с мышами. Одну группу мышей кормили с рук и гладили, вторую группу кормили через автомат и тыкали спицами, а третья группа мышей находилась в сенсорной депривации: к ним никто не подходил, и вокруг не было внешних стимулов. Еда у всех трех групп мышей была одинаковой.

Так вот, результаты эксперимента показали, что первая группа успешно развивалась, хорошо набирала вес и была доброжелательной. Вторая группа, которую тыкали спицами, также развивалась и набирала вес, но была крайне агрессивной. Третья же группа плохо развивалась, мыши не набирали вес, пребывали в вялом и подавленном состоянии, а некоторые особи даже умирали.

В человеческих отношениях все намного сложнее. Если в эксперименте с мышами речь идет только о внимании и заботе, то в человеческих отношениях все по-другому. Здесь в первую очередь речь идет не о формальной заботе и опеке, а о том, что для формирования личности ребенка ведущую роль играет фактор бессознательного отношения.

Например, мать может быть очень заботливой и на высшем уровне осуществлять уход за грудным ребенком. Но если она не чувствует при этом эмоциональной связи с ним, пребывая в послеродовой депрессии или эмоциональной дефицитарности и зависимости от другого объекта (родительской фигуры, первых значимых отношений или отвергающего ее мужа), это нарушает эмоциональный контакт.

Бессознательно ребенок крайне остро реагирует на такую ситуацию и всячески пытается получить для себя то душевное тепло и эмоциональное принятие, которое ему так необходимо. В отличие от взрослого человека, у ребенка нет возможности уйти от контакта с мамой и начать получать удовлетворение от другого объекта, так как он находится в полной зависимости от нее.

У взрослого человека такой зависимости нет, любой здоровый взрослый человек может выжить самостоятельно, но привычка терпеть и чувствовать зависимость остается. Эту привычку хорошо подтверждает эксперимент с крысами, суть которого заключается в следующем: вольер, где живут крысы, разделили пополам оранжевой полосой, по которой пустили электрический ток.

Пытаясь попасть на другую половину вольера, крысы получали удар электрическим током. Через некоторое время они перестали подходить к границе. После того, как эту полоску с током убрали, крысы все также продолжали ходить только по своей половине вольера, несмотря на то, что на другой половине лежит еда. В зоопсихологии это называется «выученная беспомощность».

В ранних отношениях матери и ребенка формируется паттерн поведения, когда для удовлетворения своих потребностей человек выбирает такой же эмоционально отстраненный и недоступный объект. И тогда детская драма, в которой ребенок чувствует, что не выживет без материнского объекта, повторяется с той же силой, но уже в других декорациях.

Мне, как психологу, часто задают такой вопрос: если речь идет про отношения с мамой в раннем детстве, то почему у женщин эмоционально зависимые отношения развиваются к мужчинам?

Во-первых, каждый из нас, вне зависимости от яркости внешнего выражения принадлежности к своему полу, имеет в своем психологическом портрете как мужские, так и женские качества. Возможно, какие-то качества объекта, от которого зависит женщина, имеют что-то общее с материнской фигурой. Но бывает и по-другому, когда материнский объект смещается на отцовскую фигуру.

Это может происходить из-за того, что отец является более эмоционально мягким и отзывчивым к потребностям ребенка, нежели мать. Тогда женщина пытается получить от мужчины, которого она выбирает в качестве объекта зависимости, то, что должна была получить от мамы, но в силу обстоятельств она получала это от отца.

Говоря обо всем этом, возникает вопрос: почему же люди, страдающие эмоциональной зависимостью, выбирают себе для отношений именно того партнера, который отказывается удовлетворять их потребности?

В результате долгосрочной психотерапии с эмоционально зависимыми людьми через несколько месяцев работы у них уходят иллюзии и наступает осознание, что если бы объект их зависимости был бы им предан, как собака, и бегал бы за ними, то они быстро утратили бы к нему всякий интерес. По сути, они признают, что привлекает их именно холодность и эмоциональная недоступность партнера.

Кроме выбора объекта зависимости, у зависимых людей существует механизм, который называется проективная идентификация. Суть его такова, что человек проецирует на своего партнера по общению определенные качества и своими ожиданиями заставляет его быть таковым.

Например, женщина называет мужчину безразличным и черствым и реагирует на любые его проявления так, как будто он действительно равнодушный и бесчувственный, не замечая его позитивных проявлений. И мужчина, находясь в таких взаимоотношениях, через какое-то время начинает действительно чувствовать себя таким и вести себя соответствующим образом. Мол, что ждала то и получай!

Возникает вопрос: почему так происходит и что с этим делать? Причиной склонности к эмоциональной зависимости служит структура личности, формирующаяся в раннем детстве и представляющая собой «залипающее либидо» и слабое «Я».

Что касается психотерапии эмоционально зависимых личностей, то рациональная психотерапия, направленная на осознание причин не дает большого эффекта. При эмоциональной зависимости скорее показана долгосрочная психоаналитическая психотерапия, основными задачами которой будет:

  1. укрепление «Я», т.е. психологическое взросление, усиление через поиск внутренних ресурсов возможности справляться с жизненными трудностями;
  2. восстановление внутренней связи с недоступным материнским объектом.

В результате успешной психотерапии человек начинает чувствовать

  • свою собственную целостность,
  • уверенность в своих силах,
  • возможность справляться с одиночеством
  • умение строить более зрелые отношения, в которых он может проявлять и получать любовь

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ