Религиозный тоталитаризм и невротическая личность: субъективизм, огрупленное мышление религиозных невротиков

Далеко не секрет, что в повседневной жизни мы иногда смотрим на мир сквозь призму своих предубеждений. Тенденция к предвзятому суждению о реальности, основанному на наших суждениях, является принципиальной особенностью человеческого мышления. Наш разум зачастую блокирует восприятие того, чего мы не готовы воспринять. С связи религиозными невротиками можно заметить, что эта тенденция _коллективная форма уменьшения когнитивного диссонанса, который возникает в тех случаях, когсда члены группы стараются поддержать свои позитивные групповые чувста перед лицом грозящей этим чувствам опасности (Turner et al., 1992, 1994). Например, если “они” не реагируют “благой вести” должным образом или вообще отказываються слушать ее _ это упрямство, если таким же образом поступаем “мы” в отношений инакомыслящикам _ это верность.  Длительные систематические наблюдения позволили нам устанавить следующие симптомы огрупленного мышления характеризующие религиозным невротикам.

Иллюзия неуязвимости. Религиозные невротики ослеплены излишним оптимизмом, которое прпятствует осознания уязвимых сторон групповой идеологий. В условиях грозящей группу опасности, как специфическое проявление психологической самозащиты, они склонны цитировать слова пророка Исаий: “ Ни одно оружие, созданное против тебя, не будет иметь успеха, и любой язык, который выступит против тебя на суде, ты осудишь. Это наследие, данное служителям Иеговы, и их праведность — от меня»,— говорит Иегова” (Исаия 54:17).

На подвергаемая сомнению вера в нравственность группы. Религиозным невротикам свойственно обсолютная убежденность в собственной нравственности и мировозрении, в силу которой игнорируются существующие принципиально значимые противоречия. Эти противоречия обычно не осазнаются из за низкого интеллектуального уровня составляющих лиц аудиторий или же по причину безграничной доверии к источнику информации. Например, во многих современных иудейско-христианских течениях наверника все знакомы с историей первородного греха (Бытие 3 гл.), но все-ли задумываются? Если сатана и злые ангелы, далее ставшие демоном, на самом деле были совершенными, то каким образом у них появились грешные наклонности? если например из за “обрашение внимания на человеческих дочерей”, то в таком случае почему у других ангелов они не появились? последние ведь тоже смотрели с небес? Ладно, допустим сатана неправильно использовал “дар свободной воли”, но ведь сам факт ее неправильного использования или же злоупотрбление ею во вред другим, уже есть результат несовершенства. В таком случае как он может стать несовершенным, если как таковым он уже являеться? Рассмотрим инцидент первородного греха с другой стороны. Согласно психолого-криминологической теории С. Дж. Арзуманяна о становлений личности правонарушителя, нравственно адекватное и неадекеатное поведения, целостная правомерная и неправомерная деятельность имеют двойную детерминацию: внешную и внутренную. Внешную детерминацию поведения определяют объективные благопиятние и неблагоприятные факторы, идущие из ближайшего окружения личности и способствующие формированию внутренней детерминации ее поведения. Однако внешняя детерминация в форме всевозможных социальных факторов эффективно движет индивидуальной и общественной активностью личности лишь в том случае, когда под их воздействием формируется внутренняя дтерминация ее социальной активности. Воспринимая, усваивая социальные воздействия, личность формирует в себе целую систему внутренных личностных факторов, выступающих как внутренняя детерминация ее внешного социального поведения. После этого она слепо не подчиняется этим факторам, а находясь под их воздействием, проявляет по отнашрнию к ним определенное адекватное, частично адекватное и даже неадекватное отнашение, то есть избирательное отнашение. Иными словами, прежде чем действовать под влиянием каких-то внешных факторов, прявить какую-либо внешную активность, в личности в определенной форме образуются внутренные психологические условия, внутренняя детерминация для этой адекватной активности, которая движет ее действиями, поступками поведением, отчасти контралирует и управляет ими, при необхадимости корректирует и пр. (Арзуманян С.Д. Психолого-криминологическая теория становления личности правонарушителья, Ер., "Зангак-97", 2000,. стр 74, 75). Возникает же вопрос: в случае сатаны и демонов, какие именно внешные наблагоприятные факторы способствовали формираванию внутренной детерминации их “неправилных желаний”? А что можно сказать о том установлении моисеевского закона, который гласит: “Сын не понесёт вины за грехи отца, и отец не понесёт вины за грехи сына. На праведном пребудет его праведность, а на нечестивом — его нечестие” (Иезекиил 18:20). Если это в действительности так, то почему мы несем ответственность за грехи наших праотцев? Ветхий Завет дает еще один повод для серьезных размышлений. Это касается Иакова, который унаследовал право первородства с помощью обмана. (Бытие 25:29-34, 27:1-41). Разве для служителя бога приемлемы кривые пути целедостижения? Если Исаак на самом деле был “духовным человеком”, то почему же он не замечал “духовность” Иакова как “безупречного человека”, и расточал свою любовь исключительно Исаву? Неужели только потому, что “тот кормил его дичью”? В таком случае как можно Исааку назвать “духовным”, если последни ведет себе подобно Исаву? Есть множество таких случаев из Ветхого Завета подвергающихся серезным сомнениям, если по серезному взвешивать их исходя из общечеловеческих ценностей.  Дело в том, что  в местах, где проводяться культовые ритуалы, царящая там атмосфера обычно бывает насыщенной такой эмоциональностью, что даже самые иррациональные идеи могут казаться  обоснованными и вполне логичными. Этому безоговорочно способствовают также применяемые ораторами методы психологического воздействия с целью манипулирования людьми.

Стратегия бегства. Поскольку разногласия нередко становятся причиной внутренного дискомфорта, религиозные невротики, даже сталкиваясь ряд сомнительных явлений, стараются во всяким образом избегать от прямых конфронтаций с лидерами своей группы, а в нее вроде бы существует консенсус, многие ее члены отбрасывают свои сомнения или скрывают их.

Стереотипные представления об оппонентах. Невротики как ни кто-либо склонны приписывать злонамеренные мотивы оппонентах свой группы, а лучщем случае _ на первый взгляд не очевидно вредоносные учения. Поскольку в тоталитарных религиозных организации наивысшой ценностью является не человек, а прежде всего его религиозные воззрения, поэтому все инакомыслящие воспринимаются как потенциально опасные люди, близкие взаимоотношения с которыми может разрушить веру. А что, если инакомыслящик на самом деле хороший человек? Ответ на этот вопрос прост: праведному христианину не следует иметь близкие взаимоотношения с теми, кто не разделяет свои религиозные воззрения. Возможно что этот мирянин свободен от таких вредных привычек, как, например, курение, наркомание или безнравственное поведение, но разве он может “поощрять к добрым делам”?  Читает ли он Библию каждый день? Вот такие вопросы должен учитывать настоящий христианин прежде чем строить с кем-нибудь близкие взаимоотношения.. Не случайно, что внутри тоталитарной религиозной группы нормы социального контролья разрабатываются так, дабы минимализировать возможность общения с мирскими людьми..

Выше перечисленные симптомы огрупленного мышления характеризующие религиозным невротикам показывают, что их взгляды на мир несут на себе отпечаток тоталитарных религиозных ценностей и предрассудков.. В отличие невротиков, здоровые люди постоянно проверяя свои убеждения фактами, лучше узнавая последние, могут контролировать и ограничивать свой предубеждения. Это помогает им избавится от розовых очков и рассматривать вещи и явления в их объективных связах и отношениях.

Литература

 

  1. Арзуманян С.Д. Психолого-криминологическая теория становления личности правонарушителья, Ер., "Зангак-97", 2000,
  2. Библия, пер. НМ,
  3. Turner et al., 1992, 1994.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ