Супервизия через личный опыт практикующего супервизора

main_img

Что такое супервизия? Кому она нужна? Какие существуют формы супервизии?  Какая у нее цель? Кто такой супервизор? Какие стоят перед ним задачи? И т.д.
Все вышеперечисленное и далее, по раскрытию вопросов, связанных с данной тематикой – я стану раскрывать через призму собственного взгляда, куда входит теоретическое обоснование данного материала, опыт старших супервизоров и свой собственный практический опыт, как в качестве супервизируемого, так и супервизора.

В процессе длительного обучения гештальт - методу, я пришла к выводу, что супервизия – это вид профессиональной деятельности в особом диалоговом режиме между супервизором и супервизируемым, направленный на профессиональное развитие и поддержку терапевта, дающий доступ к осознаванию себя, клиента, и то, что происходит между ними. «Супервизия была создана для того, во многом, чтобы разгрузить внутренний мир психотерапевта от проблем, которые в большей степени являются проблемами их клиентов. И дается по запросу терапевта и для терапевта в зоне его волнения и интереса». (1) Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами.

И тогда хочется понять – кто такой супервизор, а кто - супервизируемый? В чем сходство и отличие одного от другого?  

Супервизор – это тот, кто дает супервизию, а супервизируемый - кто ее получает.

Общее – это два сертифицированных гештальт-терапевта (психотерапевта), с практическим опытом работы, который чаще всего старше и больше у супервизора, но в некоторых случаях не обязательно. Имеет большое значение - кто перед супервизором: начинающий терапевт или со стажем и практическим опытом? Во втором случае, это могут быть два коллеги, имеющие высококвалифицированную подготовку и через собственную мотивацию один из них обращается к другому за супервизией, только чем меньше между ними будет пересечений и наложений контекстов, тем лучше.

Отличительной особенностью этих ролевых позиций является то, что супервизор не включен в клиент-терапевтические отношения, то есть, не включен эмоционально, и их взаимодействие строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, и по запросу  супервизируемого на профессиональном языке (исключением является дидактическая супервизия, см. ниже).

Чтобы получить официальный статус супервизора, необходимо, после завершения третьей ступени МГИ, что соответствует нормам EAGT, представится на профсовете или конференции с рекомендациями нескольких ведущих тренеров или супервизоров МГИ, которые видели работу данного гештальт-терапевта в качестве супервизора и считают ее квалифицированной или профессиональной. Они могли видеть, как работает данный терапевт на супервизорских программах, интенсивах, воркшопах, обучающих программах II  и III ступенях и т.д., в качестве супервизора.
 

С чего начинается супервизия?

Для начинающего супервизируемого терапевта необходимо простроить собственные границы безопасности, уметь распознавать собственные эмоции (чувства), в частности: страха предъявления, страха оценки и стыда, особенно если это на группе. И станет замечательно, если терапевт будет встречаться с собственными эмоциональными переживаниями, чтобы пройти сквозь них «становясь тем, кто он есть, а не пытаться быть тем, кем не является» (Б). Если терапевт эмоционально устойчив и может ориентироваться на свой запрос, то появляется возможность разговаривать с супервизором на профессиональные темы, получая обратную связь через диалог. Если изначально, для терапевта, нет блокировки в том, что он может быть несовершенным в сессии и допускать «ошибки», то на самом деле, это является развивающей движущей силой и повышением мастерства в его профессиональной деятельности. «Супервизия начинающих терапевтов – один из самых важных шагов для формирования терапевтической идентичности и выработки индивидуального стиля. И когда я не знаю, какой я терапевт, рядом только с клиентами я этого не пойму, пока не начну рассказывать супервизору, интересоваться, что-то обсуждать с коллегами». (2)

Со стороны супервизора, важное значение имеет: установление профессионального контакта, на основе доверия и организацию безопасной атмосферы, соблюдение баланса между поддержкой и фрустрацией, особенно для начинающего  терапевта – поддержать его профессиональную рефлексию, к устойчивости его терапевтической позиции. Позиция супервизора – это разговор на тему терапии. Если терапевт встретился с личностными трудностями в своей работе, то супервизор доводит лишь до осознавания, а прорабатываться терапевт идет на линую терапию. «Существуют два золотых правила супервизии: 1) трудный клиент – проблема терапевта, и 2) незавершенная  фигура отношений терапевт – клиент обязательно будет спроецирована в терапевтическое пространство супервизии и проявится в отношениях терапевт – супервизор». (1) Таким образом, выделяемые уровни супервизии центрированы на клиенте, на терапевте и на клиент-терапевтических отношениях.

Существуют различные формы супервизии
       Очная --------------------- Заочная
       Включенная ------------- Не включенная
       Индивидуальная -------  Групповая
       Горизонтальная -------- Вертикальная
       (Коллегиальная)           (Дидактическая)
       Краткосрочная --------- Длительная
       (разовая)                      (динамическая)

Очная супервизия – это когда происходит сессия у клиента с терапевтом в присутствии супервизора. Она может быть  включенной, если в этом есть потребность самого терапевта и клиент согласен, (чаще это происходит в учебных группах, где акцент делается на работу терапевта в продвижении его профессиональных навыков, а клиентом является другой участник данной группы); и не включенная, когда происходит взаимодействие супервизора и терапевта, после работы терапевта с клиентом.

Заочная супервизия осуществляется без самого клиента, а воспринимается через рассказ терапевта, с опорой на профессиональные трудности, которые испытывал терапевт в работе с данным типом клиента, или ему пришлось столкнуться с личностными трудностями – на их осознавание и разрешение.

Супервизия подразделяется на индивидуальнуюсупервизор – терапевт и групповую, с разными модификациями, например,
клиент – терапевт - супервизор и группа (очная супервизия)

терапевт со своим рассказом - супервизор и группа (заочная групповая),
терапевт и группа, как единый супервизор (заочная коллегиальная групповая супервизия), и др.

Горизонтальная супервизия относится к специалистам одинакового уровня профессионализма  и может реализовываться в интервизорских и балинтовских группах, как групповой ресурс, или, обращение одного коллеги к другому, в силу личностных особенностей, например, терапевт с хорошо функционирующей персонэлити обращается к  супервизору, у которого хорошо развита функция «ид».

Вертикальная (дидактическая) супервизия, в большинстве своем, полезна для начинающих супервизируемых, где им нужна не только профессиональная поддержка и принятие, а также, опыт, с которым делится более старший и опытный терапевт, выступающий в качестве супервизора, и передает те «знания, которые либо вообще отсутствуют у терапевта, либо недостаточно оформлены или актуализированы в конкретной работе». (3) К этому виду супервизии относится и краткосрочная супервизия, ее еще называют супервизионное консультирование, которое применяется с учетом конкретного запроса – разовое посещение, и (или), когда по поводу одного случая терапевт обращается к разным супервизорам, чтобы просветиться в данной теме более полно и широко.

Динамическая  супервизия подразумевает  длительное пролонгированное посещение супервизора или посещение супервизорской группы (не менее года, для меня), которая необходима, как обязательная форма обучения и (или), как собственная потребность в своей профессиональной идентичности терапевта.
Можно на протяжении нескольких лет ходить к одному супервизору по поводу одного клиента, чтобы увидеть динамику изменений, проблемных и ресурсных зон терапевта. Можно после нескольких лет посещения одного супервизора – сменить на другого, например, в связи с разными стилистическими особенностями самого супервизора, и делается это для того, чтобы расширить терапевтические возможности и средства в работе с клиентами.

«Существует подход, который рассматривает супервизию как своеобразную терапию терапевта. Он очень полезен, так как отражает направленность супервизии на поиск ресурсов терапевта. Однако использующий его супервизор должен учитывать специфику супервизии. Ведь существуют определенные рамки супервизии, связанные с тем, что она имеет ограниченный во времени, пространстве и т.п. характер». (4) «Терапевтическая супервизия – это все-таки про профессиональную жизнь данного человека, которая может быть сфокусирована в конкретном случае или распространена на всю его практику. Все-таки про жизнь человека в профессии». (2) «Дело в фокусе запроса  терапевта. «Помогите мне разобраться с этим клиентом» - дидактическая супервизия. «Помогите мне разобраться со мной» - терапевтическая супервизия. «Помогите мне разобраться в том, что происходит у меня в терапии с этим клиентом» - в большей степени коллегиальная супервизия.    Таким образом, супервизия начинается с того, чтобы обнаружить терапевта» (2), поддержать терапевта в его профессиональной позиции, и чтобы он ушел из супервизии  терапевтом.

Что не является супервизией?


- Процесс-анализ работы терапевта.
- Если терапевт говорит супервизору:
- «Скажите что-нибудь» (передача ответственности)
- «Поработайте с моими чувствами» (запрос на терапию)
- «Как бы вы поступили в моей ситуации в работе с этим клиентом» (запрос амбивалентный, необходимо проверять, чтобы не было обесценивания терапевтической работы – с одной стороны, а другое, приглашение в неравную конкуренцию, при не выгодном положении терапевта).
- «Я не знаю, что хочу от супервизора» и т.д.
- Обмен любезностями, хорошим отношением, разговор о чем угодно, только не относящийся в профессиональной работе данного терапевта со своим клиентом.
- Когда, после сессии с клиентом, терапевт впадает в свою застарелую травму, и находится в своих личных переживаниях, т.е., впал в клиентскую роль.

В каких случаях следует обращаться к супервизору?
- При эмоциональном выгорании СЭС (нет сил, депрессивное состояние, подавленность, собственная терапевтическая несостоятельность «А надо ли мне оставаться в этой профессии?», и т.д.);
- неудовлетворенность своей работой и совместное исследование внутренних противоречий терапевта;
- получение поддержки, признательности, осознание своей идентичности;
- когда есть растерянность, тревога, чувство неуверенности,  «что-то со мной не так»;
- ситуации с трудными клиентами, в обретении новых смыслов, нового видения;                                                                          
- многое удерживается (контенируется) в сессии терапевтом, и т.о., размещается в супервизии, для снятия лишнего напряжения;
- доступ к блокированным переживаниям терапевта, и т.о., осознаванию их;
- осознать переносные реакции клиента и свои контрпереносные, с помощью супервизора;
- обнаружение «слепых пятен»;
- совместный поиск ресурсов;
- профессиональное обсуждение конкретного запроса:
- терапевт просит понаблюдать за тем, куда и во что вовлекает его клиент;
- вопросы, касающиеся непосредственно самого процесса в терапии, происходящие между терапевтом и клиентом;
- понаблюдать за излюбленным механизмом прерывания терапевта, например, конфлюенцией, и если проявлялся данным механизм, то в каких местах?
- терапевт просит включенную супервизию, вербально или не вербально (например, махом руки) в тех местах, где он не удерживается в одной фигуре сессии и ведется на рассказ клиента обо всем и сразу;
- начинающий терапевт просит включенную супервизию, в те моменты, когда он теряется… (в учебных обучающихся программах);
- запрос к супервизору понаблюдать за телесной жизнью во время сессии с клиентом, исходя из личных потребностей;
- подменяет ли терапевт фигуру клиента своей собственной;
- терапевт знает о собственных трудностях в предъявлении своих чувств клиенту, и просит посмотреть супервизора – конгруэнтно ли терапевт обращается со своими чувствами в контакте с клиентом;
- запрос супервизору, понаблюдать за тем, не слишком ли жесткий терапевт в сессии, и как у него обстоят дела с оказанием поддержки клиенту;
- понаблюдать за движением энергии в сессии: где она растет, а где падает;
- оценка терапевтической работы (дается на сертификационных сессиях, а также, в длительной пролонгированной программе – о росте профессиональной идентичности терапевта в своей профессии), и т.д.
И этот список можно продолжать, так как, сам процесс терапевт-супервизорских отношений – это, прежде всего, творческий акт двух психотерапевтов, пусть с разным опытом и стажем, которые сообща находят подходящую (лучшую) форму в данном конкретном акте взаимодействия.

Каким я вижу супервизора?

Спокойного (эмоционально устойчивого), включенного в процесс терапевт-супервизорских отношений; уважающего перед собой супервизируемого терапевта иучитывающего его характерологические особенности, способного не только слышать и понимать, а также, соотносить сказанное с невербальными проявлениями (феноменологией). Не спешить с вопросом: «Что ты хочешь от меня, как от супервизора?», а наладить контакт и поддержать в профессиональной рефлексии терапевта. «Удержаться от немедленного внедрения собственных идей и дать терапевту сказать, что думает он сам» (2). Если терапевту сложно самому начать разговор, то супервизор может сам начать диалог, через задавание следующих вопросов:
«С какими переживаниями ты вышел из сессии?»,
«Что ты можешь выделить в своей работе, как состоявшейся?»,
«Что удалось сделать в сессии?»,
« А что хотелось, но почему-то не случилось (избегалось)?»,
«В чем сейчас твой интерес и (или) любопытство?»
И т.д.

То есть, главным фактором профессионализма супервизора, на мой взгляд, является: установление рабочего альянса, соблюдения баланса между фрустрацией и поддержкой, идти за потребностью супервизируемого, чтобы, в конечном итоге, терапевт оставался в своей терапевтической позиции.

Если у читающего данный текс, появиться желание ознакомится о супервизии более многогранно или точечно, то это отражено у авторов, указанных, ниже, в списке литературы.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даниил Хломов, Е. Калитеевская «Философия Гештальт-подхода». Статья Е. Калитеевской «Супервизия». Москва, 2012г. Стр. 135-141.
2. Ред. Совет: Сытник С., Моховиков А., Повереннова А, Калитеевская Е. «ГЕШТАЛЬТ-ОБЗОР». Сборник материалов №1. Периодическое издание украинского филиала программы МГИ. Одесса, 2012г. Стр.117.
3. Н. Б. Долгополов. «Функциональная модель супервизии в гештальт-терапии». Москва, 1994год. Стр. 22-43.
4. Гл. ред. Даниил Н. Хломов; О.В. Немиринский, Н.Б. Кедрова, Е.Р. Калитеевская, Е.С. Мазур, Денис Н. Хломов.
«ГЕШТАЛЬТ 2000». Статья Елены Бурцевой «Размышляя о супервизии». Сборник материалов МГИ за 1999год. Выпуск 1. Москва, 200г. Стр. 59-70.
5. Перлз Л. Практика гештальт-терапии. Москва, Институт Гуманитарных Исследований, 2001г.
6. Ирина Булюбаш «Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии».
7. ПСАГС (Профессиональное Средне – Азиатское Гештальт – Сообщество). ГЕШТАЛЬТ В КАЗАХСТАНЕ. Выпуск 2. Статья  Зеленковой Валерии «Балинтовская группа как форма супервизии для гештальт-терапевтов». ТОО «Алейрон».
г. Алматы, 2012г. Стр. 52-60.
8. Олег Немеринский «О супервидении».
9. Катерина Бай-Балаева «Супервизия».
10. С.А.Кулаков «Супервизия в психотерапии». Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. Санкт-Петербург, 2004г.
11. С.А.Кулаков «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии».
12. Рита Резник, Лив Эстрап «СУПЕРВИЗИЯ: СОВМЕСТНОЕ УСИЛИЕ. Перевод С.С.Харина.
13. Соловейчик М. Я., Супервизия / Мастерство психологического консультирования. Под ред. Бадхена А. А., Родиной А. М. – СПб.: Европейский дом, 2002г.
14. Ховкинс П., Шохет Р., Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2002г.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ