К проблеме возраста Иисуса Христа и кризис 30 лет

Раздел: Статьи
Категория: Кризисы

Личность Иисуса Христа всегда был окутан таинственностью и сомнениями.  Даже относительно его возраста существуют разногласия [3]. Согласно З. Косидовскому повод для сомнений дает Новый завет, где в одном месте говорится, что в начале проповеднической деятельности Иисусу было около 30 лет [Евангелие от Луки, 3:23], а в другом - намекается, что ему нет 50 лет [Евангелие от Иоанна, 8:57]. Автор по этому поводу пишет: «Возникает не лишенное оснований подозрение, что сведения о возрасте Иисуса шли не из Палестины и не имели своей основой реальную информацию. Они навеяны, скорее всего, Ветхим заветом и религией персов, к которой евреи приобщились в период вавилонского плена. Под влиянием этих источников сформировалось стереотипное представление, будто народные вожди, религиозные реформаторы, освободители начинали свою деятельность тридцати лет от роду, т.е. войдя в пору мужской зрелости.

               Именно в этом возрасте вступил на престол царь Давид [II Царств, 5:4], Иосиф стал вице-королем Египта [Бытие, 41:42,46], а религиозный реформатор Ирана Заратуштра начал проповедовать свое учение об Аримане и Ормузде. Нет ничего удивительного в том, что почитатели Иисуса, не имея никаких данных о его земной жизни, применили к нему этот глубоко укоренившейся в умах шаблон: Иисусу, также как и Иосифу и Давиду, к началу деятельности исполнилось 30 лет» [3, с. 146]. На наш взгляд, некоторую ясность в этой проблеме может внести также и психологическая наука. Ведь каждый возрастной этап имеет свои психологические характеристики-новообразования, сензитивные и кризисные периоды, так называемые задачи развития, возрастные особенности характера, поведения, мотивационной сферы, когнитивных, эмоциональных процессов, уровня морального развития и т.п. Изучение этих характеристик личности исторического героя позволит в случае необходимости внести вспомогательные уточнения относительно его возраста.                Как известно, и в исторических документах, и в Новом завете биографические факты, а также описания личности Иисуса Христа представлены очень скудно. Однако мы считаем, что некоторые биографические факты, все-таки, свидетельствуют, что к началу проповеднической деятельности Иисус был в возрасте около 30 лет. Такими фактами мы считаем те события в жизни Иисуса, которые непосредственно предшествовали проповеднической деятельности. Речь идет об эпизоде крещения и послании Бога о том, что Иисус есть его сын, а также испытаниях в пустыне [Евангелие от Матфея, 3:16, 17], [Евангелие от Матфея, 4:1-11]. Попробуем с психологической точки зрения проанализировать эти события. Можно предположить, что в эпизоде крещения в символической форме описывается пробуждение самосознания Иисуса, т.е. он получает четкий ответ на вопрос «Кто Он?». Хотя в Новом завете есть намек, что Иисус и до этого знал о своем происхождении, а некоторые теологи уверены, что Иисус всегда знал об этом [9], все же можно привести несколько аргументов, что именно после крещения Он ясно осознал свою суть и миссию. Так, логически испытания должны были произойти до послания Бога о том, что Иисус есть Его сын. Что случилось бы, если бы Иисус не выдержал эти испытания. Однако именно в зрелом возрасте, осознав себя Сыном Божьим,  Он смог бы пройти через испытания и сделать свободный и зрелый выбор – исполнить свою трудную и трагическую миссию, или отдаваться мирским удовольствиям и прожить может быть долгую, счастливую жизнь.                С другой стороны можно предположить, что и сатана воспринял Иисуса как Сына Божьего именно после крещения, иначе он начал бы соблазнять его раньше. Другим аргументом можно считать то, что  если бы Иисус до крещения осознавал себя Сыном Божьим и ту миссию, которую он должен был исполнить, то и свою активность начал бы раньше.                С представленной точки зрения трудно согласится с З. Косидовским, что возраст Иисуса была придумана евангелистами на основе того, что многие выдающийся личности начинали свою карьеру в 30 лет (вряд ли они смогли бы сделать такой возрастной анализ). Для евангелистов было бы намного «выгоднее» с ранних лет приписать Иисусу разные чудеса, ведь он Cын Божьи. По всей вероятности, именно так и думали те биографы Иисуса, которые не были очевидцами. Например, в Евангелии детства от Фомы (II век), повествуется о чудесах, совершенных Иисусом в детском возрасте [10].

Психологическое толкование последующих крещению событий- испытаний в пустыне, дал еще Гегель. Он рассматривал эти события как символическое описание внутренних размышлений и переживаний Иисуса. Вот как он представляет этот эпизод: «Однажды в часы одиноких размышлений ему (Иисусу - С.Х.) явилась мысль, не следует ли посредством изучения природы и, быть может, в единении с высшими духами попытаться превратить неблагородную материю в более благородную, пригодную для непосредственного использования, например камни в хлеб, или вообще сделать себя более независимым от природы (броситься вниз), однако он отверг эту мысль, подумав о границах, положенных природой, власти человека над ней, о том, что недостойно человека стремиться к подобной власти, ибо ему дана сила, превосходящая могущество природы, сила, совершенствование и возвеличение которой есть истинное назначение его жизни. В другой раз перед его внутренним взором предстало все то, что люди считают великой целью, достойной человеческой деятельности: властвовать над миллионами, заставить говорить о себе весь мир, подчинить своей воле, своим капризам тысячи людей или радоваться жизни, наслаждаясь и удовлетворяя все свои желания, располагая всем, что только может пожелать тщеславие и чувственность. Однако, представив себе условия, необходимые для того, чтобы обрести все это, пусть даже только на благо людям, — необходимость униженно служить собственным страстям и страстям других, забыть о своем достоинстве, отказаться от уважения к себе,— он немедленно отверг всякие помыслы о том, чтобы когда-либо подчиниться этим желаниям, и твердо решил вечно хранить верность тому, что неугасимо было запечатлено в его сердце: чтить только вечный закон нравственности и того, чья святая воля не подвластна ничему иному, кроме этого закона» [1, с. 36-37].

Таким образом, согласно Гегелю, в этом биографическом эпизоде описывается, как Иисус осмысливает жизненные ценности и делает выбор своего жизненного пути.

А теперь попытаемся с возрастной - психологической точки зрения проанализировать представленные выше биографические факты. Как известно в психологии развития тридцатилетний возраст считается критическим. Одним из первых этот кризис описал Э. Эриксон. Он выделил в нем две противоположные тенденции – близость против изоляции. Под близостью Э. Эриксон имеет в виду способность молодого человека «…связывать себя именованными отношениями интимного и товарищеского уровня и проявлять нравственную силу, оставаться верным таким отношениям, даже если они могут потребовать значительных жертв и компромиссов» [8, с. 369]. При отрицательном разрешении кризиса, человек изолируется, стремится избежать близких, интимных отношений [8, с. 373]. Исследователи этого кризиса отмечают о глубоких личностных изменениях в период от 28-32 лет. Переоцениваются ценности, перестраиваются мировоззрение, взаимоотношения с людьми, переосмысливается пройденный путь [2]. Г. Шихи важной особенностью этого кризиса считает осознание призвания в жизни [7]. В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман описывают этот кризис как разрыв личного и общечеловеческого смысла жизни, построение замысла собственной жизни [5].

В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачева предполагают, что, как и при кризисах трех лет и подросткового возраста, в 30 лет также происходит «рождение» личности [4, с. 66]. Наши исследования также выявили, что кризис 30 лет связан с глубокими изменениями в системе «Я», точнее с перестройкой самосознания [6]. Последнее понятие мы предпочитаем  метафорическому понятию «рождение» личности. В течение жизни  личность не просто вновь и вновь «рождается» (подобный повтор был бы бессмысленным), а происходят качественные перестройки самосознания, меняется его содержание, образ сознающего себя субъекта. В житейском сознании эти изменения отражены в таких понятиях как ребенок, юноша, взрослый, старик,  а у многих народов также и в возрастных традициях - например, в изменении имени субъекта, в его посвящении, в принятии в другую возрастную группу и т.п. Сколько раз в онтогенезе происходят перестройки самосознания, какое содержание имеют эти перестройки, т.е. в качестве кого человек начинает воспринимать, осознавать себя в разные возрастные периоды, в  частности в 30 лет? Прежде чем ответим на эти вопросы, вкратце представим те теоретические положения, которые лежат в основе наших исследований. В первую очередь они основаны на предложенной нами возрастной периодизации [6], в которой каждый этап развития рассматривается как процесс разрешения определенной био-психо-социальной проблемы развития (имеется в виду, что проблема развития актуализируется и решается на всех трех уровнях). Именно эта проблема, на наш взгляд, и определяет особенности возрастных изменений и появление на каждом этапе соответствующих возрастных новообразований. Последние не случайные и не независимые друг от друга феномены, а являются «шагами» на пути к разрешению определенной проблемы развития. Путем анализа функционального значения этих «шагов» (имеем в виду тот конечный результат, к которому приводят новообразования) можно определить содержание, смысл той исходной проблемы развития, на решения которой направлен данный возрастной этап. На основе анализа системы новообразований основных циклов развития человека (детство, отрочество, зрелость, старость) нами были выделены четыре исходные проблемы развития и соответственно четыре возрастных этапа, направленные на их разрешения. Первой проблемой развития можно считать формирование видовых свойств человека (с эмбрионального периода до 7-8 лет). Фактически, с начала зачатия до полового созревания, все основные новообразования являются видовыми свойствами (в эмбриональном периоде формируются биологические видовые характеристики, а в постнатальный период - поведенческие, психические свойства: прямохождение, речь, мышление, сознание и т.п.). Следовательно «целью» процесса развития на этом этапе можно считать формирование субъекта видовой активности, т. е. человека. Проблема, которая разрешается на втором этапе развития (8, 9 — 18, 20 лет), является формирование субъекта половой активности (к этой сфере относятся основные новообразования этого возраста). Примерно в 20 лет заканчивается процесс формирования субъекта половой активности, юноша, в биологическом, психологическом и социальном смыслах становиться половозрелым. С этого периода, на наш взгляд, начинается актуализация третьей проблемы развития, которую можно охарактеризовать как формирование субъекта социальной активности, т.е. субъекта семейной и трудовой активности (новообразованиями этого возраста можно, например, считать актуализацию потребностей создать семью, иметь детей, сделать карьеру, усвоение семейных и трудовых ролей и др.). Этот этап развития охватывает период от 20, 22 до 35, 45 лет. И, наконец, последнюю проблему, и этап развития (с 35, 45 лет до конца жизни) мы охарактеризовали как самоисчерпание (основные новообразования связаны с инволюционными процессами). Реализуя себя, как субъекта половой, семейной и трудовой активности, тем самым человек исчерпывается.

В каждом из представленных возрастных этапов условно можно выделить два принципиально разных уровня или формы развития. На первом уровне развитие в основном происходит спонтанно, без сознательного, целенаправленного участия субъекта. Человек как бы ясно не осознает проблему развития и себя как ее носителя, а сама проблема разрешается главным образом на основе биологических и социальных возрастных программ. Однако, в определенный период каждого этапа развития (когда уже сформировано достаточное количество новообразований данного возраста), человек начинает осознавать проблему развития и себя как ее носителя (общество также начинает осознавать субъекта как такового). С этого периода процесс решения проблемы развития превращается в сознательную, целенаправленную деятельность. Эта специфически человеческая форма развития характеризируется тем, что человек сам создает концепцию своего развития и собственного «Я» как субъекта данного процесса, т.е. отвечает на вопросы: «кто Я и куда иду». При этом, на каждом этапе развития эти концепции меняются: человек сталкивается с принципиально новой проблемой развития и с новым образом самого себя, т.е. перестраиваются и самосознание человека и концепция собственной жизни. В психологии развития эти периоды перестроек считаются кризисными. Это кризисы 3 лет - формируется видовое самосознание («я человек, такой как взрослые»), 13-15 лет - формируется половое самосознание («Я мужчина/женщина»), в 25-33 лет - человек осознает себя в качестве субъекта социальной активности (субъекта трудовой и семейной активности), и 55-65 лет- человек осознает себя в качестве смертного. В этих кризисных периодах условно можно выделить следующие этапы: 1. Осознание себя в качестве субъекта определенной активности. 2. Этап неопределенности и неуверенности в себе как полноценного субъекта данной активности. 3. Поиск ответов на такие вопросы как «В чем суть данной активности» (например, «каким должен быть полноценный человек», «что значит, быть мужчиной/женщиной», и т.п.), «Что я представляю собой как субъект данной активности». 4. Экспериментирование собой и самоутверждение в качестве субъекта данной активности. 5. Формирование концепции данной активности и своего «Я» как субъекта этого процесса. В посткризисный период человек реализует себя в соответствии сформированных концепций.

 Естественно, что на каждом возрастном этапе меняются содержание концепций, а также формы поисков, экспериментирования и самоутверждения: например, в дошкольном возрасте ребенок изучает человека и его деятельность через рисование, ролевые игры, в последних он также  экспериментирует себя и самоутверждается.

Таким образом, согласно нашей гипотезе, в 25-33 лет происходит третья перестройка самосознания – молодой человек начинает воспринимать и оценивать себя в качестве субъекта социальной активности, он хочет понять систему ориентиров социального функционирования, свое место в социуме, смысл собственного существования, свой потенциал и возможности самореализации. Эти поиски и определяют кризис данного возраста, в процессе которого формируются новые ценности, концепции собственного жизненного пути и своего «Я» как субъекта этого процесса.

 Анализ биографий и автобиографий выдающихся личностей выявил, что у многих, в 25-32 лет  жизненные сценарии, внутренние переживания и размышления очень похожи и свидетельствуют о глубоких изменениях в мировоззрении и системе «Я»[6]. Характерными особенностями жизненного сценария являются уединение, уход из дома, путешествия, испытание себя в разных профессиональных сферах. Так, Сакиа Муни (Гаутама Будда) приблизительно в 29 лет меняет свой внешний облик и имя (что свидетельствует о трансформациях личности), уходит из дома, становится отшельником и создает свое учение, в котором один из основных тем является сущность человеческого «Я». Заратуштра, религиозный реформатор Ирана, до 30 лет странствует, встречается с Ахура Маздой и возвращается в родное селение с новым религиозным учением. Конфуций в 25 лет уединяется и в течение 5 лет создает свое учение. Франциск Асизский около тридцати лет резко меняет обычный стиль жизни, одиноко бродит в окрестностях города, размышляя о смысле собственного существования. Л.Н. Толстой к тридцати годам оставляет писательскую среду, путешествует в загранице, а потом отправляется в башкирские степи. Винсент Ван Гог в этом возрасте путешествует - постоянно меняя профессии. Многие коренным образом  меняют направление собственного жизненного пути (Гаутама Будда, Конфуций, Альберт Швейцер и др.). Основные темы переживаний и размышлений относятся к анализу жизненных ценностей, правильности выбранного пути, сущности, миссии собственного «Я», смыслу существования и т.п.

 Жизненный сценарий Иисуса в тридцатилетнем возрасте очень похожа на вышеописанные и, можно предположить, что с возрастной - психологической точки зрения в эпизодах крещения и испытаний в пустыне символический описываются этапы кризиса тридцати лет – пробуждение самосознания, ориентация в системе ценностей и в собственной миссии, выбор жизненного пути через прохождения испытаний. Исходя из того, что Иисус начал проповедать свое учение непосредственно после испытаний, можно предположить,  что именно в период испытаний у него сформировалась это учение (иначе он начал бы проповедать раньше).

В конце хотим отметить, что представленное исследование не направлена на отрицание божественной сущности Иисуса Христа. Мы основываемся на том, что Иисус считал себя также и Человеком («Пришел Сын Человеческий: ест и пьет…» [Евангелие от Луки, 7:34] и как таковой, Он должен был пройти через закономерности развития созданные Богом.

Литература

  1. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Том 1. М., «Мысль», 1976.
  2. Гаулд Р., Левинсон Д., Вейлант Д. Ступени жизни // Наука и жизнь, 1977, № 2. С. 135–136.
  3. Косидовский З. Сказания Евангелистов. М.: Политиздат, 1987.
  4. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд. МГУ, 1981.
  5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 38–50.
  6. Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван: Зангак-97, 2004 (на арм. языке).
  7. Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста. Санкт-Петербург, "Ювента", 1999.
  8. Эриксон Э. Детство и общество. Санкт-Петербург: Ленато, 1996.
  9. Margerie Bertrand de. The Double Consciousness of Christ. // Faith & Reason, Spring, 1987.
  10. Michel С. Evangelies apocryphique. Р., 1924.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ