Можно ли жить в мире с собой при неопределенности в жизни?

main_img

Каждому из нас знакомы ситуации, когда мы находимся в подвешенном состоянии — состоянии неопределенности.

Я лично не знакома с людьми, которые бы умудрялись получать удовольствие от неопределенности. Но я точно знаю, что вот эта "подвешенность", даже в самых острых случаях, вполне может не мешать жить.

Как же так получается, что одни умудряются жить и радоваться всему, что происходит вокруг — в то время, как другие в состоянии неопределенности не находят себе места, теряют спокойствие и умиротворение?

Неопределенность приносит страх в нашу жизнь. За страхом может последовать паника, тревога, разочарование, неуверенность — неприятный коктейль. Мы явно ощущаем, как теряем контроль. С контролем уходит и ощущение опоры. В первую очередь именно на наши "опорные пункты", мне и хочется обратить внимание.

Любые неопределенности связаны с нашими ожиданиями. Мы выстраиваем мостик в будущее — планируем, предполагаем. И, как правило, наши планы очень однозначны: есть правильный исход ситуации и …все остальные.

Мы подбадриваем себя словами, которые прикрыты вывеской под названием "надежда":

  • "Я надеюсь на лучшее",
  • "Я верю, что всё будет хорошо".

Но внутри всё равно живет страх, который душит, тормозит или создает ощущение тяжести.

Боимся мы, конечно, не того результата, которого так хотим — а того, что наши ожидания не оправдаются. И чем очевиднее возможность иного исхода, тем сильнее тревожность.

Как мы спасаемся? 
Вариантов два: замирание или побег. Достаточно стандартные реакции на угрожающие ситуации во всем животном мире.

  1. При замирании внутри нас все стекленеет. Мы перестаем воспринимать внутренний отклик не только на саму ситуацию ожидания — но и на все вокруг. Более того, любые раздражители, повышающие нашу чувствительность, рассматриваются нами как угроза. Ведь они выводят в зону чувствования не только реакции на здесь и сейчас, но и всю бурю страхов, вроде бы затихшую внутри. И тут берегитесь все вокруг!
  2. Побег обычно выглядит как максимальное сосредоточении на каком-то деле. Мы возводим его в ранг архиважного — и тратим все свое время и силы на него. И если кто-то или что-то отвлекает нас от этого занятия — снова буря чувств от гнева до отчаяния. Причина тому идентична: мы начинаем вдруг чувствовать то, от чего так старательно прятались.

Когда мы ожидаем конкретного исхода ситуации — мы начинаем опираться на внешние обстоятельства,не зависящие от нас. Они шатки, непредсказуемы — в итоге на них невозможно опереться. Именно шаткость внешних опор не позволяет нам чувствовать "себя в себе", а вновь и вновь испытывать тревожащие чувства.

Поиск опор внутри — именно это позволит быть умиротворенным в ситуации любого ожидания. Но искать внутренние опоры, пока мы сосредоточены на внешнем событийном ряде - невыполнимая задача.

Не выстраивать ожидания вовсе, а просто быть в здесь и сейчас — задача для большинства из нас первоначально крайне сложная. Но найти в себе смелость увидеть и рассмотреть основные возможные "линии будущего" представляется вполне возможным. Это поможет найти в себе силы жить в многовариантных будущих обстоятельствах.

Находясь в поисках того, как мы устроим собственное бытие в новых условиях, мы фактически будем искать те самые внутренние опоры. Мы будем искать уверенность в том, что во всех обстоятельствах жизнь будет продолжаться, и мы найдем силы быть.

Именно уверенность в себе и в том, что я смогу жить в новых условиях при любых исходах, позволит найти мир внутри. Да, это про готовность принять будущее таким, какое оно есть. Но именно такая готовность дает шанс разделить мою ответственность от неподдающихся мне обстоятельств.

Ясное видение того, что я могу сделать или изменить, и того, что неподвластно мне, поможет вложить силы в нужном направлении. А значит встать у руля собственной жизни и вновь ощутить себя капитаном. Но капитаном своего корабля, а не всего моря.

Обязательно необходимо оговориться, что такой рациональный подход возможен только после того, как путь разуму освобожден. Освобождать его придется от тех чувств и эмоций, которые дают тяжесть и от которых хочется убежать.

Пока мы не разрешим нашим чувствам быть, пока не прочувствуем все бури, которые рождаются в страхе — мы не будем способны мыслить. Попытка просто закрыть глаза (застыть или убежать, обесценить или не обратить внимание) — не срабатывает. А даже если и срабатывает, то ровно до того момента, пока что-то извне не тронет эту неустойчивую систему.

Как бы страшно ни было погрузиться в собственные переживания, нужно помнить, что ни одно чувство не способно существовать вечно. Всё, и радость, и горе, и веселье, и отчаяние — временны.Они перестают властвовать нами тогда, когда мы их проживаем — фактически, они получают свободу и больше не донимают нас.

Ожидание, неопределенность — не самые приятные состояния, с которыми нам приходится сталкиваться. Возможность принять любой исход основывается на внутренней уверенности в том, что я способен справиться с внешними обстоятельствами.

Не изменить то, над чем я не властен, а справиться и жить в тех условиях, которые от меня не зависят. Это та внутренняя платформа, которая дает возможность чувствовать себя свободным и сильным в самых сложных и неопределенных обстоятельствах.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ