Мы кто? Наша самоидентификация

main_img

Однажды руководитель одной фармкомпании рассказал мне, как они пригласили работать в медицинские представители чуть бы не профессоров от медицины, пообещав им хорошие гонорары, лишь бы те со всей значимостью рассказали врачам о достоинствах их лекарственных препаратов.

Но дело не пошло. У светил от медицины совершенно не получалось «продавать товар». Вот руководитель и спросил меня: «Почему? Ведь они так много знают, а как доходит дело до «работы в поле» они никакие?». И тогда я ему рассказала о самоидентификации.

Самоидентификация - это то, кем мы себя ощущаем, с чем себя отождествляем.

И уже исходя из этого, мы и ведем себя соответственно, придерживаемся определенных правил и морали, которые соответствуют этой самоидентификации. Например, «так себя порядочные женщины не ведут» или «солдат ребенка не обидит».

Так вот, в случае медиков им нужны были продавцы, а не ученые. Вернее сказать, нужно было сделать так, чтобы ученые стали продавцами. Отождествили бы себя с ними. Но если «профессор» считает, что быть «торгашом» это ниже его достоинства, то о какой хорошей презентации товара можно вести речь?

Самоидентификация пронизывает нашу жизнь на различных уровнях.

Статусный или социальный уровень.
Я – руководитель, директор, рабочий, бедный, богатый.

На этом уровне нам может быть интересна наша самоидентификация себя с определенным социальным слоем. Есть такая теория, что людям, которые считают себя бедными, сколько денег не дай, через какое-то время они снова окажутся без копейки.

Я приведу такой пример. В рамках социальных программ американским бездомным, живущим «под мостом», выделили сто квартир. Через три года соц.работники выяснили, что квартиры сохранили только три из ста человек, остальные вернулись «под мост».

А человек, который считает себя богатым, окажись он даже без копейки денег на улице, скажет, что это только временные трудности, но не бедность.

Профессиональный уровень
Я – врач, психолог, бухгалтер.

Причем я как-то спросила мужчину, у которого было три высших образования - юридическое, экономическое и психологическое - кто он по профессии, и он ответил, что юрист. Интересно, а почему не экономист или психолог? Он назвал эти профессии дополнительными, помогающими к юристу. Вот такая у него самоидентификация. А я, например, психолог с медицинским образованием, но не врач с психологическим.

Национальный уровень.
Я - кореец, русский, немец.

Ну, здесь все понятно. Хотя опять же, в семье, где мама украинка, а папа татарин, мальчик по достижению совершеннолетия может выбрать себе национальность в зависимости от своей самоидентификации, как татарина, так и украинца.

Территориальный уровень.
Я - горожанин, сельчанин, европеец, россиянин, казахстанец.

Религиозный уровень.
Я - верующий, не верующий, иудей, православный, мусульманин.

Гендерный уровень.
Я - мужчина, женщина.

На нашей планете есть огромный социум, и мы как бы отмечаем себя на этой социальной карте галочкой, самоидентифицируя себя с определенной группой, самоопределяем себя где-то на этой карте. Самоидентификация – это наш выбор, это наши личные координаты на карте социума, это то, что мы транслируем в мир.

Конечно, она может быть и не адекватная. Вы можете сколько угодно заявлять себя писателем, но если вы не написали хотя бы одной книги, то уж извольте, общество вас таковым не признает. Но! Это не мешает вам продолжать причислять себя к писателям и говорить: «Вот мы, писатели».

И даже рождение ребенка не может заставить мужчину сказать «я - отец», пока он сам не захочет себя идентифицировать как «я - отец».

Это к тому, что самоидентификация – это психологическая функция, и туземцы племени тумбаюмба могут серьезно себя считать по тотему крокодилами, хотя биологически как вид они люди.

Я закончила очно две академии, и в каждой были ребята, которых учиться заставили родители. Один из таких студентов как-то сказал мне: «Я - артист, а меня тут заставляют слушать на лекции эти медицинские гадости». Его взгляд всегда блуждал где-то, вернее, не где-то, а в театре, куда он бежал, чтобы только подышать этим воздухом, чтобы ему просто разрешили попередвигать декорации. К счастью, он все же стал актером, причем довольно хорошим.

Другой парень изначально знал, что будет бизнесменом, и сейчас даже не упоминает о своем медицинском дипломе. То же было и в психологии. То есть не зависимо от социума, в данном случае родителей, которые хотели видеть своих детей врачами и психологами, ребята идентифицировали себя по-своему.

Подведем небольшой итог по теме.
Человек успешен в том виде деятельности, в которой он себя четко самоидентифицирует. Часто в жизни нам приходится решать непростые задачи, и в зависимости от того, кем мы себя представляем, так мы и поступаем. То есть в одной и той же ситуации юрист или психолог поступают по-разному.

В психологии есть такая техника, которая близка к вопросу самоидентификации и может вам помочь решать какие-то сложные вопросы. Вспомните своего любимого отважного героя из фильма или книги.

  • Можете его глазами посмотреть на ситуацию?
  • А как он бы поступил в этой ситуации?

Возможно, кто-то вспомнит поэта Бродского. Общество признало его тунеядцем, но он считал себя поэтом. Эта самоидентификация позволила ему продолжить свое творчество и в итоге получить Нобелевскую премию. А если бы он поверил тем, кто его в молодости осудил и стал бы работать на заводе? Возможно, стал бы хорошим слесарем, но навряд ли был бы счастлив. 

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ