Секрет Папы Карло, или как деревяшку превратить в человека

Что делать, если человек превратился в безжизненную функциональную единицу, а его жизнь стала похожа на череду монотонно повторяющихся однотипных событий? Как оживить себя и совершить переход от объектности к субъектности?
В истории Буратино, Папа Карло смог передать душу дереву и оживить деревянного мальчика. А один мой клиент переживал возвращение себя в чувствительное человеческое состояние в телесном контакте (обнимаясь) с древнем тополем, он рассказывал, про то, как терялись его привычные границы, поддерживаемые защитами, как он переживал экстатическое чувство и единение с деревом; и, особого качества, жизненности, одухотворенности, глубины, бесконечности. Как будто само дерево порождало это состояние, а он был «приемником».
Похоже, Папа Карло был алхимиком и знал, как превратить неживое дерево в живое существо. А на примере моего клиента, можно представить как происходит «расколдование» стереотипных, циклично организованных, аффективно-когнитивных констелляций, состоящих из травматического опыта, фрустрированных потребностей, патологических защит, связанных между собой эмоциональных цепочек – отношений к себе, к окружению, и содержащего внутри ядро глубинного переживания себя через одухотворение неживой материи, которая потом одухотворяет его.
В своей работе я нередко использую технику метафорического отыгрывния, которая включает в себя элементы психодрамы, символдрамы, телесного осознавания, игры, теорию поля, теорию Self, феноменологию и т.д Как пример хочется привести свежий опыт группы, которая некоторое время существовала как закрытая, благодаря чему участники чувствовали себя комфортно и безопасно, поддерживалась искренняя атмосфера. Эту группу пришлось разбавить новыми участниками 50/50, естественно с согласия прежнего состава, по сути это была новая группа, потому что все интерактивные процессы(принятие-отвержение, ожидание, переносы) перемешались. Чувствительная к интеракциям часть группы остро среагировала регрессом своего состояния. Некоторые члены говорили о ощущении потери жизненности, жизненной энергии, кто-то сравнивал себя с деревом, кто-то испытывал физическую и моральную тяжесть из-за отсутствия привычной поддержки. 
Кто-то говорил об одервенелости, а один из участников напрямую спросил, не считают ли его «дауном», поскольку он себя так ощущает. Это было сказано с отчаянием, и казалось, что жизнь вот-вот уйдет из него. «Неотложная помощь» осуществлялась в виде метафорического отыгрывания. Его консцелляция внутренних фигур, поддерживающих актуальное состояние, состояла из отвергающей мамы, депрессии, навалившейся на плечи, пустоты и неопределенности, которые обхватывали его тело, double fear (страх страха – ему было страшно испытать страх, который останавливает любую его активность, каждое действие), нелюбви и осуждающих людей, смотрящих со стороны. 
Эта застывшая констелляция создавала условие для метафорического лишения жизни не только себя, но и окружающего мира. Можно сказать, что благодаря соединению внутренних элементов, метафорически он совершал «двойное убийство». 
После «расколдования»(деконструкции) его застывшего переживания себя и мира, в процессе которого началось движение фигур и он побывал на месте каждого элемента, получив достаточно подробную обратную связь, участник группы ожил, у него изменилось настроение и в хорошем расположении духа он отправился домой. Если критично относится к этой модели терапии, то, в результате ее использования, что-то живое шевельнулось в его «омертвевшем» теле, и он смог реально почувствовать, что по сути к нему частично возвратилась его субъектность. 
Этот процесс возвращения связан с превращением застывшей структуры в процесс оживления Self, возрастанием чувствительности к интеракции, восстановлением способности дифференцировать процессы происходящие внутри и снаружи, и, главное, со способностью отличать свою фантазию и реальность.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи