Серия статей о детских психологических травмах. Введение

main_img

Я работаю психологом с 1993 года. Практический опыт консультирования привел меня к пониманию различных моментов и даже к собственным открытиям, о которых в своё время я читала в теориях известных ученых.

Пониманий и открытий на опыте работы с людьми было сделано немало, однако в последнее время более других меня интересует тема психологических травм, причем тех, которые были получены человеком в детском возрасте.

На эту тему я написала небольшую работу, которая, возможно, будет опубликована в ближайшее время одним из издательств (вопрос об этом решается в настоящее время). Если он будет решен положительно, то ссылку на полный текст книги я обязательно укажу. А пока хотелось бы просто постепенно публиковать работу частями, потому что писала я её не только для специалистов-психологов, но и для всех людей, которые интересуются психологией и хотят самостоятельно разобраться в причинах существующих у них проблем, чтобы помочь их решить.

Почему выбор пал на тему о детских психотравмах?

Чем больше я работала с разными людьми, тем чаще приходила к выводу, что корни проблем взрослых людей следует искать в их детстве. Подобная мысль не нова, поскольку далеко не мне первой она пришла в голову. По этой причине в настоящей работе я не ставила цели проводить исследования, выдвигая научные гипотезы и подтверждая их экспериментами, равно как подтверждать или спорить с какой-либо из существующих точек зрения на проблему психологических травм.

Собранные здесь наблюдения, выводы и вспомогательные вопросы для диагностики детских психологических травм у взрослых людей я формулировала и записывала частями, используя их только в собственной практической работе. Однако, когда материала собралось уже немало, и появилась возможность определенным образом систематизировать его, у меня возникло желание поделиться своими знаниями и опытом с теми психологами (и всеми интересующимися данной темой людьми), кто только начинает свою работу.

Зачем? Одна из цитат древнего китайского мыслителя Конфуция гласит:

У человека есть три пути, чтобы познать мудрость:
первый, самый благородный — размышление;
второй, самый легкий — подражание;
третий, самый горький — опыт.

Идти путем опыта порой предпочтительно, однако не всегда. Вместо того, чтобы каждый раз «изобретать велосипед» самостоятельно, затрачивая на это время, бывает гораздо приятнее воспользоваться уже имеющимся опытом людей, прошедших определенный путь и сумевших описать его таким образом, что каждый читающий уже в процессе чтения сможет перенять и обрести этот опыт как свой собственный.

Тем и хороши описания методик, что они не просто рассказывают нам о фактах, а дают возможность применить теорию на собственной практике.

Поскольку речь в данной работе пойдет о психологических травмах, то начать следует с определения самого понятия. Что такое «психологическая травма»?

«Понятие «психической травмы» было введено немецким неврологом Альбертом Ойленбургом в 1878 г., а термин и одна из первых теорий травматического невроза принадлежат Герману Оппенгейму, впервые сформулировавшему ее в 1880-х г.г.
Основываясь на наблюдениях 1883-1888 гг., Оппенгейм, работавший неврологом, заметил, что женщины и мужчины страдали от нервной и психической симптоматики вследствие пережитых несчастных случаев. В 1889 г. Оппенгейм опубликовал монографию по травматическому неврозу. Он полагал, что часто травма может приводить к небольшим, практически незаметным повреждениям мозга и нервной системы, что и вызывает временные параличи, потерю чувствительности и другие нарушения. Он также выделял психические последствия травмы - ужас, эмоциональный шок.»[1]

Многие специальные (в том числе и психологические) словари дают определение понятия «психическая травма», что, на мой взгляд, отражает содержание вопроса в той области, которая направляет нас в сторону медицинского изучения данного термина. Хотя психологическая травма не обязательно является предметом внимания психиатров. В настоящее время изучением и работой с последствиями психологических травм занимаются не только клинические психологи или врачи-психиатры, но и психологи-консультанты, не имеющие медицинского образования. Да и само понятие «психологической травмы» включает в себя не только (и не столько) медицинские аспекты.

Википедия, к которой чаще всего обращаются в настоящее время пользователи Интернета, дает такое определение:

Психологическая травма или психическая травма или психотравма – это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности. [2]

В данном определении отсутствует разделение, которое делается специалистами в области психиатрии:

  • на травму психическую – это понятие из области медицинской (психиатрической) практики,
  • и психологическую – это определение относится к травмам, которые не являются предметом рассмотрения психиатрии напрямую.

То есть, психологическая травма не обязательно имеет своим последствием психическое заболевание, в отличие от травмы психической, если говорить не научным, а практическим языком.

У разных авторов делается упор на тот или иной аспект, по которому они определяют содержание понятия «психологическая травма». И ранее этот термин, как и само явление, чаще звучал и исследовался с точки зрения медицинской науки.

В данной работе мне бы хотелось описать психологическую травму таким образом, каким с ней познакомилась я в процессе своей практики в качестве психолога-консультанта. И, на мой взгляд, к понятию «психологическая травма» есть необходимость отнести не только сильные стрессовые воздействия на психику человека, но также и, казалось бы, вполне мирные (ненасильственные, нестрессовые) способы воздействия, которые, однако, нарушают нормальное функционирование психики человека, если обращать внимание на последствия подобных психологических травм.

Итак, согласно переводу с древнегреческого языка ψυχ® («психэ») – это «душа», а τραжμα («травма») - это «рана». Таким образом, дословно психологической травмой можно назвать рану, нанесенную душе человека.

Или, поясняя это понятие с точки зрения психологии человека, определяем, что

психологическая травма - это опыт, полученный человеком (однократно в результате сильного воздействия внешних факторов или многократно в результате повторения несильного, но травмирующего фактора воздействия) и зафиксировавшийся в структуре его психики (зачастую не имеющийся в прямом доступе через память, а вытесненный в область бессознательного, но оказывающий свое воздействие на поведение человека) как болезненное психическое переживание («испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние»[3]),

соприкосновение с которым с течением времени не утрачивает силу своего болезненного воздействия. То есть, на факторы, которые для самого человека являются «спусковым крючком» ранее «записанного» его психикой механизма реагирования на травмирующую ситуацию, человек по-прежнему реагирует с той же степенью эмоциональной вовлеченности, как это происходило и в момент (или в процессе) получения психологической травмы.

И тут я хочу поставить знак тождества между понятиями «психологической травмы» и «программы», по которой «работает» психика человека, оказываясь в ситуации, сходной по смыслу с первичным травмирующим воздействием. Психотравмирующее воздействие всегда имеет своим следствием определенную программу поведения, которая вырабатывается как способ приспособления к ране, нанесенной душе человека.

По аналогии с травмой физической, после которой организм человека в той или иной степени утрачивает возможность свободного (неограниченного) владения некоторыми своими функциями, к психологическим травмам я отношу не только тот опыт, который вызван воздействием сильных стрессовых факторов на психику человека, но и тот, который получен в результате неоднократного воздействия в виде негативных воспитательных установок, которые в буквальном смысле сковывают человека, не давая ему жить и развиваться в той мере, в которой он мог бы это сделать, если бы не был в свое время подвергнут этому воздействию.

То есть, к понятию «психологическая травма» по последствиям, проявляющимся в поведении человека и влияющим на его поведение таким образом, что это затрудняет его нормальную психическую деятельность (критерий «нормальности» я выделю ниже), я бы отнесла не только опыт, полученный непосредственно в психотравмирующие моменты и ситуациях, но также и негативный опыт воспитателей ребенка, переданный ему в качестве «программирующих» образцов поведения, суждений и образа мыслей (в НЛП это называют «картиной мира» человека).

Почему я говорю об определении психологической травмы через её последствия?

Как раз по той причине, по которой это показывает психологическая практика – о том, имела место психологическая травма или нет, наверняка можно судить по наличию её последствий. И если не всегда возможно вспомнить сам психотравмирующий момент, то выделить образцы поведения, повторяющиеся ситуации, в которые по определенным причинам попадает человек, возможно, если заняться сбором анамнеза и его анализом.

В процессе сбора анамнеза и последующего анализа как раз и становится очевидным – была ли нанесена травма душе человека, и насколько она глубока. Работая со взрослыми людьми, характер и поведение которых уже достаточно устоялись, тем более нетрудно определить, какие из образцов поведения являются для них положительными (название условное, имею в виду фактор отсутствия препятствий для нормальной психической и вообще жизнедеятельности человека), а какие – отрицательными, точнее, мешающими человеку адаптироваться в жизни.

Собственно, способность адаптироваться к окружающим условиям и свободно действовать в них я и считаю критерием «нормальной» жизнедеятельности человека. Психологические травмы не обязательно ведут к формированию неврозов или невротических состояний, и тем более к возникновению психических заболеваний, однако всегда являются фактором, мешающим полноценной жизнедеятельности человека ввиду имеющихся ограничений в его поведении или мировосприятии, которые были созданы им самим как способ приспособиться или как защита от полученной психологической травмы.

А данная защита формируется в некие «программы», которые работают в человеке вне его сознания, и с которыми он чаще всего отождествляет себя самого.

[1] Федунина Н.Ю. , Бурмистрова Е.В. «Психическая травма. К истории вопроса» журнал «Консультативная психология и психотерапия», 2005. №2.

[2] Википедия /Интернет-энциклопедия/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическая_травма

[3] Василюк Ф. Е. Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности // Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Московского университета, 1984.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ