Если нельзя изменить ситуацию, то нужно изменить к ней отношение?

main_img

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ