Как найти гармонию?

1951 2 ответов

Ольга 18.11.2012

Здравствуйте! Прошу Вас помочь разобраться в себе. Возможно, мои сегодняшние проблемы из моего прошлого.

Мне 29 лет. Детство мое было достаточно счастливым, если б его не омрачал отец: он пил, был деспотом и нередко устраивал дома погром. Я видела, как мама молча собирает стекла разбитого телевизора (шкафа, окна) и тихо плачет. Меня, как мне казалось, отец не любил и всегда старался сделать мне больно. Однажды при мне закопал и побил лопатой щенков нашей собаки; за неповиновение втоптал кирзовыми сапогами в грязь любимую кофту. Подобных случаев было много. Отец никогда не назвал меня по имени. Почему то я тогда думала, что все отцы не любят своих дочерей, ведь им нужны сыновья.

Мама была лучше, она любила меня, она сидела у моей кроватки, когда мне было плохо, она старалась что б у меня все было (сладости, одежда, игрушки, интересные книги), старалась исполнить каждую мою прихоть. В доме всегда был уют. Мама растила меня этакой белоручкой: всю работу по дому делала только она. Строго относилась к моей учебе, стыдила меня даже за четверку. Я училась хорошо, много читала. Только вот от отца мама часто плакала. Лет 10 назад в моей памяти всплыл случай, когда мы с мамой ездили в другой город, где ее ждал мужчина. Мы гуляли с ним в парке, потом они мило беседовали у него дома, потом оставляли меня одну в зале...

Вскоре, мама стала руководителем отдела на предприятии, там были только мужчины. Когда мне было лет 11-12, мама стала выпивать. Сначала это были просто посиделки по праздникам с соседями. Я видела, как на утро ей было плохо: тошнило, рвало. Я не вмешивалась: мама всегда говорила, что "в дела взрослых вмешиваться нельзя", "взрослые всегда правы". Потом "праздники" с соседями или с подчиненными матери затягивались на несколько дней. Отец тоже всегда пил с ними.

Тем временем, отца уволили с работы, а следом лишилась работы и мать. Как мы жили потом...это кошмарный сон: 5 лет нищеты, недельные запои родителей.. Отец не работал совсем. Мать устраивалась периодически, но дольше 2-х недель работы не выдерживала - запивала. В доме не было даже хлеба (многодетная подруга матери приносила нам мешок плесневелых сухарей - объедков). Про мою одежду говорить было нечего: ходила в обносках. Помню, как стыдно было идти в школу в маминых ботинках 40 размера (обуви другой у меня не было) потертых 3-х летних джинах. Я ловила смешки одноклассников. И в школе опускала голову, боясь поймать чей то насмешливый взгляд. Дома же - запах алкоголя, рвоты. Мать, выпивая даже рюмку, превращалась в противное существо с тупыми глазами. Я ненавидела это существо...Я плакала, ходила за ней к собутыльникам (она частенько "убегала"), вырывала рюмки, стаканы, несколько раз давала пощечины (от безысходности, сил не было...никто меня не слышал и слушать не хотел). Отец, не находя мать ночью дома, в бешенстве будил меня, стаскивал с кровати и заставлял идти искать мать. Мать, напившись, тоже могла выгнать меня на улицу и закрыть за собой дверь. Пару раз заставала мать в постели с мужчинами, такими же пьяными и невменяемыми. Когда появлялись деньги, дома появлялись продукты, но ненадолго: день - два и снова начинались пьянки до тех пор, пока ни копейки не оставалось. Я забирала у матери деньги, прятала, но, очнувшись, она в бешенстве выбивала из меня эти деньги любыми способами (рвала мои учебники, грозилась порезать ножницами мою одежду). Я плакала каждый день, плакала до боли в груди.

Родственники сразу от нас отстранились. Мы были одни в свое беде.

Утром я просыпалась с опухшими от слез глазами и постоянно корила судьбу за такую жизнь. Нужно было ходить в школу, и показывать всем, что все у меня хорошо. Не смотря ни на что, я хорошо училась, это давалось мне легко. Нередко было чувство, что опускаются руки, нет сил жить, что мне не дают жить, а я так хочу жить... Я ненавидела своих родителей. Нет ничего хуже, когда в момент первых месячных к тебе подходит твоя горе-мамаша и с непонятной пеной у рта начинает рассказывать про половое созревание и все такое. Месячные вскоре пропали совсем, а через каких то 9-10 лет мне поставили бесплодие.

До самого окончания школы я жила в своих мечтах. Я была скромна и застенчива. Друзья считали меня умным и рассудительным человеком. С 14 лет стала бегать с подругой на местную (бесплатную) дискотеку. Там мне нравилось: музыка, некоторая беззаботность, подружки… Я всегда комплексовала по поводу своей внешности, была очень скована. Однажды попробовала водки и поняла, что алкоголь помогает мне быть более раскрепощенной, помогает мне хоть на короткий дискотечный вечер забыть свою боль, помогает мне забывать на время о том, как я выгляжу в своих обносках. Все тогда казалось прекрасным. Вот так я стала с подружками или без них выпивать по выходным. Моей учебе это никак не мешало. Самодельный спирт тогда можно было купить в розлив даже на рубль. Но было одно «но»: от выпитой рюмки после дискотеки мне всегда было плохо. Организм как бы отторгал эту гадость, будь то дешевая водка или бокал вина, выпитый на день рожденья.

У меня в тот период не было ухажеров, как у других девчонок. По окончании школы я, как мне показалось, встретила человека своей мечты. Только вот в силу своей закомплексованности или, возможно, «репутации» моей семьи, он выбрал другую, более успешную девушку из интеллигентной семьи.

Школу я закончила лучше всех, но в институт провалила, и пришлось поступить в училище. Очень переживала по этому поводу. Мать, вместо поддержки, корила меня за то, что я оказывается не такая умная, как на самом деле.

Мать пить стала редко, родители устроились на работу. Я училась в другом городе, жила в студенческом общежитии еще с 5-ью однокурсницами. Отношения с девчонками сразу не заладились: я была (как мне казалось) всегда мягкой, уступчивой, не конфликтной, но там почему то я была жертвой, о которой можно было посудачить и которой в глаза можно было сказать все что хочется. Весь первый год обучения прошел как во сне. Я приезжала на выходные домой, а потом снова уезжала учиться. Мать давала немного денег с собой. Меня мучили частые головные боли, ночное сердцебиение, чувство апатии, ухудшение памяти, нежелание ничего делать. Тогда, как будто исчезли все мои силы. Я подходила к зеркалу и видела там осунувшуюся женщину с отекшими веками и с каким то уставшим взглядом. Я долго думала: как жить дальше? сил жить нет. Но надо жить. Я прочитала одну книгу (что то вроде философии жизни), приперла себя к стенке и спросила «что мне нужно для счастья?» и ответ: «стабильности, денег, я не хочу возвращаться туда, где мне было плохо и должна приложить все силы, чтоб не вернуться жить домой». Я быстро нашла себе работу, немного запустила учебу. У меня появились деньги, новые знакомства. Я стала позволять себе то, что я хочу: одежду, косметику, иногда – салон. Жизнь показала мне другую сторону: я стала спокойна за свое будущее, ведь у меня есть работа, деньги (пусть и небольшие) и люди, которые могут помочь. Я выпрямилась, стала красивой, у меня появились поклонники, отношение с девчонками по комнате быстро наладились. Я чувствовала, что я управляю своей жизнью, а не она мной.

Потом я поступила в институт (мама закодировалась и помогла деньгами на обучение) – это было моей мечтой! Стала встречаться с мужчиной. Все шло так, как я хотела. Только вот в институте экзамены сдавала не очень хорошо: знала все, все учила, но в самый ответственный момент появлялся ком в горле и я не могла произнести ни звука. Как будто горло сдавливало, было тяжело дышать, ни какие успокоительные не помогали – делали только хуже.

Закончила институт, устроилась на работу по специальности. Быстро пошла по карьерной лестнице, чем вызвала недовольство сослуживцев. Начальница, казалось, во мне души не чаяла. Я упивалась своей работой, у меня все получалось, но все чаще казалось, что я могу добиться чего то большего в другом месте (на другом предприятии). Работа становилась ежедневной рутиной. Появились новые запросы: нужно где то жить (мой парень тоже не городской). Затем на работе начались конфликты с начальницей. Я с большим негативом рассматривала сначала только один случай конфликта, а потом поняла, что меня очень раздражает все, что связано (как мне казалось) с несправедливостью: на хороших должностях сидят «свои» люди, а так сказать «более понимающим» двери закрыты. Я считаю, что пришла к своей должности через огромное старание, можно сказать, вылезла из грязи. И хохотушки – белоручки, хлопающие длинными ресницами, ведущие себя при начальстве довольно привольно, занимающие не свои места, вызывали во мне только раздражение и злость. К ним со стороны начальства было снисхождение и улыбки, тогда, как с «не своими» людьми обращались как с рабочим людом, взваливая на них всю работу. Хотелось высказать некоторым таким барышням и своей начальнице все, что накипело, но не могла: потом от начальства было бы ой как плохо… Я как то вступила в конфликт с одной из барышень, за что лихо была «наказана»: начальница унизила меня, назвала неучем и непрофессионалом своего дела – и это после моей 3-х летней успешной работы на это предприятии.

Оставить однажды эту работу не получилось: начальница уговаривала остаться всеми мыслимыми и немыслимыми способами, существенно повысила зарплату. Только через месяц после решения остаться, со мной стало происходить что то ужасное. 2-3 раза в день я испытывала приступы сильного удушья, сердцебиение, перебои в работе сердца (достаточно ощутимые), страх смерти. Я не могла спать: снились кошмары, я не могла находиться одна: боялась умереть. С работы меня забирала скорая. Я бегала по врачам. Врачи не находили объяснения, говорили: «ВС дистония», советовали отдохнуть, назначали успокоительное. Болело сердце, болела голова, болело все, меня сильно тошнило. Но я не знала, что впереди еще страшнее. Вскоре что то стало происходить с моим психическим состоянием: я чувствовала какую то не реальность происходящего вокруг, мне чудно было подходить к зеркалу, так как там вроде я и в тоже время не я. Куда то исчезли мысли. Если они были, то «двигались» в голове как то заторможено. Я с внутренней истерикой понимала, что близка к сумашествию. Старалась держать себя в руках, отвлекаться, уходить с головой в работу. Через некоторое время обнаружили гипотиреоз щит.железы. После компенсации гормонами самые неприятные симптомы исчезли. Но я отметила, что жизнь все же разделилась на то что было до болезни и после. Я совсем перестала мечтать, жизнь стала более серой и однообразной. Проснуться утром и пойти на работу, было для меня подвигом. Я чувствовала обреченность во всем: в том, как я живу, чем занимаюсь. Я не чувствовала в себе сил, энергии, активности, нежелание что то менять в жизни. Мой эндокринолог, услышав мои жалобы, направила меня к психотерапевту. Тот с улыбкой меня выслушал и сказал, что это классическое тревожное расстройство и реактивная депрессия. Он увидел причину в моей работе. Посоветовал не загонять себя в депрессивное болото и поговорить с обидчиками на работе, рассказать им о своих обидах. Выписал антидепрессант.

Через пару месяцев, я вышла замуж, а еще через год родила дочку. Сейчас моей дочке почти год. Живем втроем, жилье – комнатка, денег – средне, без излишка, и все казалось бы тихо, мирно… Но в моей душе «кипят страсти»:

- Смотрю на свою дочь и думаю о том, как же можно своему маленькому солнышку причинить боль? Как могла это сделать моя мать?

- Я стала очень раздражительна, улыбаюсь и смеюсь достаточно редко. Мы на грани разрыва с мужем. Меня бесит все, я привязываюсь к нему из-за пустяка. Я бурно реагирую на критику родных. Хочется всем сказать: «А вы сами на себя посмотрите…».

- Со мной одно время общалась и «нянькалась» когда я болела родная тетка, но я часто забываю ее. Она пожилая и очень печется обо мне, а я ей совсем не звоню. Я могу не общаться с ней неделями, месяцами. Она хорошая, просто, наверно, я плохая и не испытываю к ней привязанности. Я разумом понимаю, что делаю что то плохое, но душой - угрызения совести совсем не чувствую.

- К матери, в последние месяцы питаю негативные чувства. Она сейчас не пьет, но в моей памяти всплывают те обиды. Я хочу, очень хочу, что б она однажды сказала мне: «прости». Но от нее слышу только упреки, касающиеся моего интеллекта, умственных способностей, переживаний. Такое впечатление, что она этим хочет сказать: «все равно ты дура, а дураков обижать можно. Вот мы с отцом тебя и обижали». При моем упоминании о том как мы жили раньше и как мне было плохо, мать отшучивается. В наших с мужем ссорах защищает только мужа, а когда я жалуюсь ей о своем о женском – только с укоризной говорит, что, мол, все нормальные, а ты вот такая.

- Про отца говорить даже нечего: такой же деспот. Только теперь он стал еще хуже: не стесняется на оскорбления. Пусть простит меня бог, но без него жизнь мамина и моя была был только легче.

- Мне всего 29 лет, а я чувствую, что прожила уже лет сто на свете. Я измученна. Иногда, я могу часами прокручивать самые негативные события своей жизни и получать от этого какое то садистское удовольствие. Возможно это опять же депрессия… Я попыталась так, как тогда, «припереть» себя к стенке и спросить: «Что я хочу?», но ответ всегда один: «Жить хочу счастливо, хочу обрести гармонию, хочу ощутить вкус жизни», а все это для меня - хорошая работа, успех, деньги, душевное спокойствие, собственный дом и еще пара дочек. Я знаю как этого достичь, знаю куда и как за этим идти, у меня есть задумки…, но у меня нет желания и нет сил на это.

Прошу Вас дать мне ценный совет. Буду очень признательна.

Заранее, спасибо.

Москаленко Елена Владимировна

Москаленко Елена Владимировна

Здравствуйте, Ольга! Вы получили в детстве много травм. Многие чувства не прожиты, не пережиты. Осталось много детских обид. К родителям противоречивые чувства: с одной стороны, любовь – это же родители, они дали жизнь. С другой стороны – они причинили много боли. Это всё равно что одновременно нажимать на газ и тормоз – огромное количество энергии связывается внутри. Начинается психосоматика: болезни, симптомы (причина психологическая, болезнь телесная). Наше тело «кричит» о наших нерешенных проблемах, когда мы вытесняем их, вытесняем чувства, делаем вид, что их нет, стараемся не замечать, отрицаем, не принимаем что-то в себе и других. Эти нерешенные проблемы делают человека несвободным, мешают строить гармоничные взаимоотношения в семье и социуме. То, что происходит, не может не отражаться на детях. Дети очень тонко чувствуют, что у мамы «что-то не ладится». У некоторых детей может появиться чувство вины («это из-за меня»), другие просто замыкаются, отстраняются. Вариантов может быть много. В любом случае Вы не открыты, не свободны в проявлении чувств, здесь трудно построить по-настоящему эмоционально теплые, близкие, доверительные отношения.

И еще: когда человек не принимает своих родителей такими, какие они есть, внутренне не соглашается с тем, что они именно такие, со всем, что это в себе несет – тогда он как бы «отрезан» от энергии своего рода, от ресурсов. Субъективно это может ощущаться как постоянная нехватка жизненной энергии, сил, уверенности, устойчивости.

 Как это можно исправить? Чтобы проработать травматический опыт, можно обратиться к психологу и пройти психотерапию у профессионала, прошедшего специализацию в данной области (имеется в виду не медицинская психотерапия, психолог – не врач). Хорошо работает в таких случаях и метод семейных расстановок. Как я уже не раз замечала в ответах на письма людей, нуждающихся в помощи, работа над проблемой требует времени и решимости. Но бояться идти этой дорогой, на мой взгляд, не стоит: именно в той точке, когда с этим уже невозможно дальше жить, и появляются силы, чтобы с этим справиться. В Вас есть много замечательных качеств, на которые Вы можете в себе опереться. Вас поддерживает семья. И при хорошей терапии уже после первых встреч наступает значительное облегчение. Наверняка в Вашем городе есть квалифицированные специалисты. От всей души желаю Вам удачи, сил, терпения и мужества! Искренне верю в Ваш успех! С уважением, Елена.

Здравствуйте,Ольга.Когда в жизни,что-то не устраивает вас,то пришло время перемен.И чем невозможнее обстоятельства,тем больше готовность вносить изменения в свою жизнь.Вы это уже знаете на своём опыте,столько раз сами выбирались из кризисных обстоятельств.Да и сейчас знаете,чего хотите.А сила у вас есть,вопрос на что вы её растрачиваете?Негативные мысли забирают много ваших сил.Я думаю,что ещё найдутся места забора сил,в виде обид,гнева и других неотреагированных чувств.Провести ревизию в своей душе вам поможет квалифицированный психолог.Если не найдёте в своём городе,можете обратиться ко мне ,с удовольствием вам помогу.

Лучшие советы и рекомендации в нашем Телеграм канале

Задайте ваш вопрос психологу

Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ